Познавательная викторина "Мой любимый край" для детей подготовительной группы и первоклассников

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: расширить представления детей о живой и неживой природе нашего края; о рабочих профессиях, полезных ископаемых; о символике области, города; развивать любознательность, наблюдательность, речевую активность воспитанников и первоклассников; воспитывать любовь к родному краю, родному городу; содействовать развитию конструктивного диалога между детьми подготовительной группы и первоклассниками, воспитывать позитивные отношения в процессе общения.

Оборудование: картинки полезных ископаемых, слоги слов, карта Кемеровской области , рисунки детей по теме «Мой любимый город», фонограмма мелодии – салюта, символы – флаг и герб Кемеровской области, г. Прокопьевска.

Ход мероприятия

Дети и гости, наши первоклассники разрешите вас поприветствовать на познавательной викторине «Мой любимый край». Сегодня мы расширим свои представления, знания о нашем родном крае, о родном городе.

Ребенок под музыку читает стихотворение.

Песнь о Кузбассе

В российской нашей необъятной шири
Есть край известный.
Край, где мы живем.
Зовут его «Жемчужиной Сибири»,
А мы землей любимою зовем.
Кузбасс - земля особенного рода,
Ее не спутать ни с какой другой.
И днем и ночью жаркая работа
Кипит и на земле и под землей.
Хранит земля несметные запасы.
Щедры поля родимой стороны.
От ритма жизни нашего Кузбасса
Зависит состояние страны.
Шумит тайга.
Зовут к вершинам горы.
Земля отцов нам с детства дорога.
Волнуют сердце милые просторы,
Ласкают взгляд крутые берега.
Гордимся мы твоею доброй славой,
Твоим богатством, наш родимый край.
Кузнецкий край, на благо всей державы,
На счастье нам живи и процветай!
В. Иванов

Ведущий представляет жюри мероприятия: заведующая, старший воспитатель, учитель начальных классов.

Оценивание осуществляется следующим образом: за правильный ответ команда получает 1 балл.

1 раунд. Команды представляют название и свой девиз

2 раунд. «Блиц – ответ»

  1. Как называется область, город, в котором мы живем? (Кемеровская область, г.Прокопьевск);
  2. На какой улице находится детский сад, школа? (ул.Пролетарская, пр.Шахтеров.)
  3. Как называют людей, которые живут в городе Прокопьевске? (Прокопчане)
  4. Сколько лет нашему городу в 2011 году? (80)
  5. Почему наш город назвали Прокопьевском? (По названию села Прокопьевское)
  6. Назовите шахты нашего города? (Зенковская, им.Ворошилова, Коксовая и другие)
  7. Назовите достопримечательности нашего города? (Драмтеатр, фонтан, Солнечный городок, аллея героев и другие)
  8. Назовите города Кемеровской области? (Прокопьевск, Кемерово, Киселевск, Мыски, Осинники и др.).
  9. Как называют людей, которые живут в Кузбассе? (кузбассовцы)
  10. Как называют людей, которые живут в России? (россияне)

3 раунд. «Символы области и города»

Детям предлагается собрать герб Кемеровской области, города Прокопьевска и объяснить их значение.

Значение герба Кемеровской области.

Герб Кемеровской области представляет собой щит, обрамленный дубовыми ветвями, скрепленными орденской лентой Ленина и увенчанный короной в виде стилизованной чаши. Щит окамленный узкими полосами черного и золотого цвета. Нижняя часть щита – зеленого цвета. Зеленый цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. В центре щита – треугольник черного цвета, усеченный с боков и окамленный узкой полосой золотого цвета. – террикон, символизирующий угольную промышленность. В центре террикона расположены перекрещенные кузнечный молот и крика, обозначающие индустриальную принадлежность Кемеровской области. Из зеленого поля через перекрещенные кузнечный молот и крику к верщине террикона устремлены три пшеничных колоса. Колосья символизируют также важность для Кемеровской области сельского хозяйства. Треугольники красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскаленный металл. Герб обрамлен дубовым венком, определяющим статус Кемеровской области как субъекта РФ. Нижняя часть венка переплетена лентой ордена Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967году и 1970 году. В центральной части орденской ленты обозначена дата: 1943год – год образования Кемеровской области.

Значение герба города Прокопьевска.

Герб города Прокопьевска представляет собой геральдический щит французской формы, разделенный по горизонтали на две равные половины. В верхней части щита изображена бегущая серебристая (белая) лошадь на зеленом фоне, символизирующий лучшие качества: храбрость, быстроту, силу, ловкость. Нижняя часть щита золотистого(желтого цвета), на фоне которого расположены перекрещенные кузнечный молот и крика, символизирующие индустриальную принадлежность города. Зеленый цвет – символ надежды, молодости, изобилия. Золотистый (желтый) цвет символизирует богатства Прокопьевской земли, справедливость, могущество.

Ведущий предлагает провести музыкальную физкультминутку со всеми детьми.

Проведение физкультминутки «Город».

Дружно за руки возьмемся,
И по городу пройдемся. (идут маршируя, на месте)
Есть у нас дома большие, (руки поднимают вверх)
Много есть домов поменьше (руки опускают чуть пониже)
Зелень яркая вокруг (разводят руки в стороны)
На ветру качается (руки качают то вправо, то влево)
Ты, мой друг и я твой друг (правую руку вперед, затем левую руку вперед)
Пусть дружба не кончается (хлопают в ладоши)

4 раунд. «Составь слово и назови рабочие профессии нашего края».

1. тер-шах – шахтер

Дети, чем занимается шахтер?

(Шахтер трудится в шахте, добывает каменный уголь).

2. ляр- мА – маляр

Чем занимается маляр?

(Маляр красит стены, пол, делает наши дома более красивыми и уютными.)

3. фер- шо – шофер

Ребята, чем занимается шофер?

(Шофер возит различные грузы).

4. тер-мон – монтер

Дети, чем занимается монтер?

(Монтер следит за исправностью электрических сетей).

5. мон-ник-таж – монтажник

Дети, чем занимается монтажник?

(Монтажник возводит стальные и металлические конструкции).

6. ма-нист-ши

Дети, чем занимается машинист крана?

(Машинист крана поднимает на высоту различные грузы на стройке).

5 раунд. «Загадки о полезных ископаемых»

Звучит музыка. Появляется Леший.

Леший. Кто это меня разбудил? Шумят, кричат в моем лесу? Кто вы?

Ведущий. Мы ребята: первоклассники и воспитанники детского сада.

Леший. Вы узнали кто я? Отгадайте загадку. И узнаете меня.

Да, Наш край хранит множество самых настоящих сокровищ. Скажите, почему природные богатства называют «полезными ископаемыми?»

Ответы детей.

Потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные – потому что они приносят большую пользу людям.

Леший задает детям загадки.

  1. Очень прочен и упруг,
    Строителям надежный друг.
    Дома, ступеньки, постаменты
    Красивы станут и заметны.
    (Мрамор.)
  2. Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже.
    (Песок)
  3. Без не побежит
    Ни такси, ни мотоцикл,
    Не поднимется ракета.
    Отгадайте, что же это?
    (Нефть)
  4. Это мастер белый-белый,
    В школе не лежит без дела,
    Пробегает по доске,
    Оставляет белый след.
    (Мел)
  5. Росли на болоте растения….
    А теперь это топливо и удобрение.
    (Торф)
  6. Он черный, блестящий,
    Людям помощник настоящий.
    Он несет в дома тепло,
    От него в домах светло,
    Помогает плавить сталь.
    Делает краски и эмаль.
    (Каменный уголь).

Леший в разных местах находит заранее спрятанные полезные ископаемы и показывает их детям.

6 раунд. «Назови животных и растений нашего края»

Леший. Загадки вы отгадали. Но у меня есть еще для вас задание.

Более половины территории Кемеровской области покрыто таежными лесами, в которых обитают разнообразные животные, произрастают различные растения нашего края.

Вставь пропущенные буквы и назовите животных и растений нашего края.

  1. Л…СЬ (лось)
  2. М…ДВ…ДЬ (медведь)
  3. С…БОЛЬ (соболь)
  4. К…СУЛЯ (косуля)
  5. З..ЯЦ-БЕЛ…К (заяц-беляк)
  6. Л…С…ЦА (лисица)
  7. П…ХТА СИБИРСКАЯ (пихта сибирская)
  8. О…ИНА (осина)
  9. К…ДР СИБИРСКИЙ (кедр сибирский)
  10. Л..П…(липа).

Леший. Ребята, со всеми моими заданиями вы справились. Прощается с детьми и уходит.

7 раунд. «Город будущего»

Командам предлагается нарисовать свой любимый город в будущем, Используя разнообразные изобразительные средства.

Подведение итогов викторины.

Ведущий. Ребята, я знаю, что выучили красивые стихи про город Прокопьевск.

Дети подготовительной группы рассказывают стихи о городе Прокопьевске.

  1. Вот город, как город, и люди, как люди вокруг.
    Но праздник приходит, и все изменяется вдруг.
    На лицах улыбки. И святятся счастьем глаза,
    И сотни шаров разноцветных летят в небеса.
  2. Любимому городу славу и честь воздаем.
    Мы трудимся, учимся, любим и дружно живем.
    А праздник придет. И все вновь соберемся сюда,
    Чтоб вместе сказать: «С днем рожденья, моя сторона!».
  3.  «Спасибо» мы скажем и тем, кто в лихие года.
    Свободу принес в этот город на все времена.
    Мы чтим вашу память и будем всегда ей верны.
    И вечный огонь вас сияет, России сыны.

Ведущий. Сейчас дети подготовительной группы исполнят песню, посвященную юбилею города Прокопьевска.

Звучит песня про город Прокопьевск (на мотив песни «Круто ты попал), автор Жанна Викторовна Зайцева.

1 куплет.

Ты, мой старый добрый город,
Ты, стоишь среди лесов,
Много улочек знакомых, перекрестков и дорог.
Мы сегодня будем вместе
Юбилей твой отмечать,
Ну а ты, любимый город,
Приготовься нас встречать.
Горожане уж готовы, чтобы чествовать тебя.
В этот день, собравшись вместе, мы огромная семья.
Кто-то здесь давно родился, кто семью сюда привез,
Но приехав, он влюбился в этот город и всерьез.

Припев.

Любим очень сильно тебя, город наш!
И сегодня у тебя юбилей!
Ты еще совсем молодой, город наш!
У тебя так много добрый друзей!

2 куплет.

Есть у нас в Росси много разных сел и городов,
Но ты лучший, это житель каждый здесь признать готов.
Пусть на карте обозначен ты не крупно, но ты есть!
Мы тебя восславим нынче, в юбилей хвала и честь!
Мы гостей всегда встречаем хлебом-солью, и поклон
До земли от нас примите,
Радость пусть приходит в дом.
Мы сегодня пожелаем много счастья и тепла,
И удача, и везенье пусть сопутствуют всегда.

Припев.

Звучит фонограмма салюта, дети получают угощение.

Литература.

  1. Медведев, В. Прокопьевск на рубеже веков. Издательский дом «Сибирские огни», г.Новосибирск, 2002год. ISBN 5-86-272-123-1.
  2. «Шахтерский Кузбасс» набор из 24 открыток. ОАО «ИПП»Кузбасс», «Скиф».
  3. Городская газета «Шахтерская правда», 1990-2007гг.
  4. Электронный ресурс: http://www.games.prokopievsk.ru.
  5. Электронный ресурс: http://www.prozagadki.ru