Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Цели:

  • повторить и обобщить знания об особенностях географического положения, рельефа, растительного и животного мира природных зон России;
  • развивать умение работать с картой, обучать приёмам сравнения особенностей природы различных территорий;
  • осуществлять патриотическое и экологическое воспитание школьников, рассматривая вопросы охраны природы России;
  • коррекция мышления, памяти.

Задачи: отвечать на вопросы викторин, отгадывать географические загадки, учиться отгадывать географический объект.

Оборудование: карта «Природные зоны России», рисунки и фотографии растений и животных, карточки-задания, загадки, ПК, экран и проектор, жетоны.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Здравствуйте. Садитесь. Скажите, на какой урок вы пришли?
– На урок Географии.

II. Коррекционная минутка

– Расшифруйте темусегодняшнего урока.

III. Закрепление изученного

– Правильно, это ПОВТОРЕНИЕ. А как вы думаете, что мы сегодня повторим и закрепим? Какие природные зоны вы уже прошли, изучили?
– Зону арктических пустынь, тундры и зону лесов.
– А изучаем  природные зоны, какого государства, страны?
– России.

(Видеоролик про Россию.)

– Хорошо. А…

… Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки,  Командор?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпению, к правде, доброте…

Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней –
Россия не с гор берёт начало, а с тебя!

– Каждый человек должен знать свою Родину, знать природу своей страны. А чтобы что-то узнать, что-то сделать, надо  быть добрым, терпеливым, уметь трудиться. А я знаю, что вы это делать умеете, вы терпеливые, добрые, трудолюбивые.  Вы уже изучили три природные зоны России.  А как качественно вы усвоили эти темы я сейчас и проверю.

–  Каждая из зон неповторима и своеобразна, каждая имеет свои сокровища: это животные, растения, города, реки, озёра, люди, полезные ископаемые и т. д.. Вы вспомните эти сокровища и распределите их по сундучкам. А вместе мы наглядно увидим, какая зона самая богатая.

(Три  сундучка – три природные зоны.)

– Вы разделены на 2 команды. Какая же из команд лучше усвоила пройденные темы? Та команда, которая дала больше правильных ответов. За правильные ответы команды получают жетоны. У кого больше жетонов, тот и победил. В конце урока подведем итоги.

– Итак, задание 1. Немой графический диктант. Тема «Зона арктических пустынь». Жюри контролирует и считает правильные ответы. Жетон даётся, если команда не допустила ошибок. У каждого в руках карточки с «+» и «–». 1 команде: кит, верблюд, пингвины, жаркое лето, айсберг,  белый медведь, берёза, соловей, Северное сияние, Новосибирские острова. Тема «Тундра» дается 2 команде: Северный олень, мох, подберёзовик, Новосибирск, полярная сова, песец, морж, р. Печора, п-ов Таймыр.

Микро-итог. Команда-победитель получает жетон.

– Молодцы. Я хочу положить по 1 сокровищу в каждый сундучок, т.к. прозвучало много географических терминов принадлежащих каждой зоне.

2 задание. У каждого учащегося есть лист бумаги с набором букв. Ваша задача вычеркнуть одинаковую пару букв. У вас должны остаться буквы без пар. Затем команда дружно и быстро должна составить из этих букв слово. Какая команда справится быстрее, получит жетон. Первая команда … (Ягель)

АЛИБОАЛИБОКНФЯДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВЦЧМБЦЧМБ

АЛИБОАЛИБОКНГФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВЦЧМБЦЧМБ

АЛИБОАЛИБОКЕНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВЦЧМБЦЧМБ

АЛИБОАЛИБОКНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪОГРНАЛПУКЫВЦЧМБЦЧМБЬ

2 команда …  (Тайга)

АЛИБОАЛИБОКНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪТОГРНАПУКЫВЦЧМБЦЧМБ

АЛИБОАЛИБОКНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВЦЧМБЦЧМБА

АЛИБОАЛИБОКНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВЦЧМБЦЧМБЙ

ГАЛИБОАЛИБОКНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВЦЧМБЦЧМБА

(4 слайд)

К какой зоне относится слово ЯГЕЛЬ. Дополнительный жетон, если вспомните что это? (Мох)

Микроитог. Вручаю жетоны.

– В какие сундучки отправим эти слова?

3 задание. «Вопрос – ответ»

– Самая холодная природная зона России? (арктические пустыни)
– Остров в зоне Арктических пустынь, который никогда не постареет? (Новая Земля)
– Назовите реку с притоком, который превышает по длине саму реку? (Обь, Иртыш)
– Назовите самую большую реку России, не имеющую стока в океан? (Волга)
– Как называется государство, в котором вы живёте? (Россия)
– Столица России? – Москва.
– «Я город – герой», стою над Невой».
– О каком городе идет речь? (Санкт-Петербург)
– Какое название полуострова говорит о его величине? (Ямал).

4 задание. Конкурс капитанов (5 слайд)

Капитаны команд показывают на картах географические объекты, которые прозвучали в предыдущем конкурсе.

Микроитог. Вручаю жетоны.

– В какие сундучки отправим эти слова?

5 задание. «Определи родной дом» (6-7 слайд)

Команде даётся слайд. Ребята должны назвать животных и растения, изображённые там, отнести их к своей природной зоне, и найти лишнее. Расскажите о каком-либо животном или растении, и получите дополнительный жетон.

Микроитог. Вручаю жетоны.

– В какие сундучки отправим эти сокровища?

Физминутка

– Вы наверняка уже заметили, что по всему кабинету лежат шары. На некоторых из них написаны слова. Найдите для своей команды шары со словами, эти шары должен держать капитан, остальные отнесите и отдайте  жюри на охрану (часть шаров наполнены гелием, часть воздухом, поэтому ребятам придётся присесть и попрыгать, чтобы найти шары со словами) 1 команда – зелёные шары, 2 команда –желтые.

6 задание

У каждой команды есть три ключевых слова (на шарах). Составьте за 1 минуту предложение из них. У кого красивее предложение получится, тому – жетон. (Кит, млекопитающее, океан).

Микроитог. Вручаю жетоны.

– В какие сундучки отправим эти сокровища?

7 задание. «Отгадай кроссворд» (8 слайд)

Каждой команде даются одинаковые  кроссворды. Какая команда с ним справится быстрее – той  жетон. Можно пользоваться картой.
Тема кроссворда: «Реки и озёра Лесной зоны,  на берегах которых лежат заповедники  и  заказники».

– Проверим на слайде, правильно ли вы отгадали кроссворд.

«Реки и озёра Лесной зоны,  на берегах которых лежат заповедники  и  заказники».

Микроитог. Проверка кроссвордов.

– Дополнительный жетон – покажите на карте эти реки и озёра.

Вручаю жетоны.

– В какие сундучки отправим эти сокровища?

8 задание.  "Конкурс загадок" (9 слайд)

1. Скажи ты мне, какой чудак  
И днём, и ночью носит фрак. (Пингвин)

2. Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной.
А на кончиках ветвей,
Много-много желудей. (Дуб)

3. Я сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
стану спутником Земли. (Луна)

4. Шуба вся ежовая,
Служит век как новая.  (Ель)

5. Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

6. Эта льдина – великан.
Заплывает в океан,
Судам серьёзно угрожает.
Кто опасность  эту знает? (Айсберг)

7. Если ровная здесь местность,
Без холмов и гор поверхность,
И высот нет колебаний,
Дайте местности названье. (Равнина)

8. Хуже места не бывает,
Здесь беда подстерегает, 
Тут вас может засосать, 
Так что здесь нельзя гулять. (Болото)

9. Живу в лесу и на лугу,
Я порчу в огороде грядки –  
И удираю без оглядки. (Заяц)

9 задание «Угадайте голос птицы» (10-19 слайды)

– Из какой природной зоны эта птица? (Дополнительный жетон)

IV. Итог урока

– Вот и подходит к концу наш урок географии. Скажите, чем вы занимались на уроке? (Повторяли природные зоны России).
– В течение урока мы повторили рельеф природных зон, географическое положение, вспомнили о водных ресурсах, растительном и животном мире, а это и есть те самые сокровищницы данных природных зон. Так давайте же посмотрим,  какая из природных зон самая богатая.

Считаем  жетоны  в  сундучках.

– Молодцы. Теперь дошла очередь и до вас, мои трудолюбивые терпеливые и усидчивые!!! Настоящие следопыты и географы!   Посчитайте свои жетоны.  Больше правильных ответов дала команда ….

– В конце урока я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «СИНКВЕЙН». Игра состоит  из 5 этапов. (20-21 слайды)

1. Понятие. К этому понятию подбираются:
2. Два прилагательных;
3. Три глагола;
4. Составляется предложение из 4-5 слов;
5. Пишется 1 существительное.

– Какая  команда быстрее справится с этим заданием?

V. Домашнее задание

– А домашним  заданием  для вас будет подготовить игру «СИНКВЕЙН» для Инны Васильевны, так, что бы она смогла по 2, 3, 4, 5 этапам угадать понятие.

1. Даётся понятие. ЛЕС. К этому понятию подбираются:
2. Два прилагательных;1__________________,2_________________
3. Три глагола;1_____________,2______________,3______________
4. Составляется предложение из 4 слов;
5. Пишется 1 существительное: _____________________________.

VI. Рефлексия

– Я надеюсь, что этот урок вам понравился, и мне хочется, чтобы вы оценили его по пятибалльной системе .

5 – отличный;
4 – хороший;
3 – удовлетворительный;
2 – плохой;
1 – совсем неинтересный

– Оценку я хочу, чтобы вы написали на тех шариках, которые остались.

– Спасибо!  До свидания!