И.А. Крылов-баснописец. Басня "Ворона и лисица"

Разделы: Литература


Цели: познакомить учащихся с творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басни и ролью морали в ней.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения с элементами лингвистического анализа текста.
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Учить вести диалог, выделять основную мысль в тексте.
  • Развивать творчество и воображение, воспитывать положительные качества личности.

Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг И.А. Крылова, карточки с неполным текстом басни, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

(На перемене на экране компьютера слайд 1, см. Приложение 1.)

2. Вступительное слово учителя. Постановка целей урока с опорой на опыт учащихся

Царство басни – очень древнее, по всему миру есть его представительства. В России оно появилось в 18 веке благодаря этому человеку (слайд 2.)

С баснями вы уже познакомились в начальной школе. Вот и сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И.А. Крылова, еще раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать ее и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще. Давайте рассмотрим портрет писателя. Мы видим человека с открытым лицом, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

Заслушаем сообщения учеников о творчестве И.А. Крылова.

3. Сообщение учеников о творчестве И.А. Крылова

1 ученик. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье небогатого офицера в Москве. В 1774 году, когда отец будущего писателя вышел в отставку, семья переехала в Тверь. Здесь прошли детские и отроческие годы Крылова.

Воспитанием сына занималась мать. И.А. Крылов сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней не только почтительно, но и с особой нежностью. Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец.

Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательной сосредоточенности появился у него с детства.

2 ученик. Учение давалось Крылову нелегко. Мальчик был исключительно музыкален. Чуткость к иностранным языкам обнаружилась у него с детства. Читательская любознательность была свойственна баснописцу.

В 1778 году умирает отец. Вдова с детьми впадает в крайнюю нужду. Крылов полностью отдается самовоспитанию и самообразованию. Постепенно Крылов становится начитанным человеком, одновременно выработав в себе ценные качества – самостоятельность, практичность. Крылов вступает в самостоятельную жизнь.

3 ученик. В своих баснях И.А. Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки (недостатки.) Главный жанровый признак басни – наличие морали (нравоучения, поучения.)

4 ученик. Мы определили, что главный жанровый признак басни – наличие морали. Приведу из толкового словаря В.И. Даля определение слова «мораль».

«Мораль – нравственный, поучительный вывод. Нравоучение, поучение. Совокупность норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу».

4. Работа с текстом

(В ходе работы показ слайдов 3 и 4.)

– На партах лежат листы с текстом басни, прочитайте её про себя.

(Самостоятельное чтение басни без морали.)

– Назовите героев басни? Давайте понаблюдаем за ними.

– Всем известно слово «ворона». Человека, который что-то «проворонил», часто называют вороной. Обратимся с словарю В.И. Даля (словари на партах.)

– Ворона – нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака (переносное значение.)

– Прочитаем первые четыре строчки. Как вы думаете, почему Крылов берет слово «взгромоздясь»? (Ворона как гром (шумно, с грохотом) взобралась на дерево, плюхнулась, уселась.)

– Чем значение данных слов – синонимов отличается от значения слова взлететь? (Взлететь – подняться плавно, нежно, бесшумно. Можно даже сказать, культурно.)

– Какой можно представить ворону? Дадим ей характеристику. (Тяжелая, огромная, неуклюжая, громкоголосая.)

– Выразительно прочитаем фрагмент из басни, где дает характеристику нашей героине Лисица.

– Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!

– Какой мы представляем себе Лисицу? Дадим ей характеристику.

– Плутовка, проныра, льстец.

– Она кажущейся ласковостью речи заманивает Ворону в ловушку и добивается своей цели.

– Как же так? Почему характеристика Вороны столь противоречива? (Лисица притворяется, насмехается, издевается над Вороной.)

– Ребята, Лисица у нас хитрая, льстивая. Но так ли здесь всё просто? Знаете ли вы, что есть свидетельства современника о том, что Иван Андреевич Крылов сравнивал себя самого с этой Лисицей? В то время жил плохой стихотворец, граф Хвостов, человек богатый и недалёкий. Крылов рассказывал, посмеиваясь, что иной раз покорно слушает стихи Хвостова, похваливает их, а потом одалживает у разомлевшего графа деньги взаймы. Значит, Лисица не так плоха или не так проста?

– Какие ещё черты можно у неё обнаружить? (Хитроумная, сообразительная, находчивая.)

– Но и это ещё не всё. В результате уговоров Лисы «Ворона каркнула во всё воронье горло». Что значит во все горло? (Громко кричать, орать, слишком громко петь.)

– А что Ворона слишком громко пела? («Кра-кра».)

– Автор дважды использует однокоренные слова ворона и воронье, акцентируя внимание читателей на невозможности вороньего пения. Где же ангельский голосок? Издевательство Лисицы достигло предела: «Сыр выпал – с ним была плутовка такова». Значит, Лиса ещё и победительница?

– После того, как мы проанализировали основные образы в басне, самое время определиться с читательскими симпатиями.

– На чьей стороне в противостоянии Вороны и Лисицы вы? Почему? (Большинство оказывается на стороне Лисицы.)

– Давайте откроем учебник и прочитаем басню ещё раз, красиво, выразительно. (Басню читает учитель.)

– Такой ли текст вам был предложен в начале урока? В чём отличие? (В первоначальном варианте не было морали, с которой начинается басня.)

– Против кого направлена мораль басни? (Лесть гнусна, вредна, поступки льстеца – лисы гнусны, вредны.)

– Как же так? Наши читательские симпатии на стороне Лисы, мы её даже назвали победительницей в поединке за сыр, а автор прямо говорит, что Лиса – обманщица. Может, мы ошиблись. Обратимся к опыту других читателей этой басни. Один из них художник-иллюстратор Евгений Рачёв. Иллюстрация к басне явилась результатом осмысления прочитанного. Какими мы видим Ворону и Лисицу в изображении художника? (С одной стороны, мы видим, что ворона находится наверху, она смотрит сверху вниз, как поступают люди знатные, занимающие важное, высокое положение, об этом же говорит и наряд вороны, а вернее было бы сказать, ворона. Лисица же смотрит снизу вверх, как существо униженное, зависимое. Но стоит внимательно присмотреться к выражению глаз лисы и её ухмылке, как становится понятно, что господин положения – лиса, это она наверху, картинка как будто переворачивается. И подобострастно сложенные лапки, и полусогнутые ноги – это лишь игра, притворство, но какое остроумное, язвительное. Ворону «обсударили», обманули – и виной тому её собственная глупость.)

– Выражаясь словами одного из героев радиопередачи, «если в начале своей басни сочинитель объявляет Лисицыны деяния гнусными и вредными, после же смеётся более над Вороною, нежели над Лисицею, что из сего заключить можно? Только то, что ему не удалось свести концы с концами и, стало быть, согласить мораль свою с самой рассказанной историей». Другими словами, мораль басни не соответствует её содержанию? Но почему? Может, дело в самой морали? Что такое мораль? (Нравственный, нравоучительный вывод..)

Показ слайда 5.

– Следовательно, в нашем случае мораль – маска, при помощи которой автор усиливает комический, иронический эффект басни. Читая мораль, мы готовимся, если не к осмеянию льстеца, то хотя бы к его критике. Само же содержание басни скорее демонстрирует остроумное и игривое искусство льстеца. И как раз данное противоречие есть то самое столкновение, где рожается ирония автора. Басня не даёт твёрдого ответа, кто прав, кто виноват в противостоянии Вороны и Лисицы.

5. Чтение по ролям басни «Ворона и лисица»

6. Конкурс-разминка «Знаете ли вы басни дедушки-Крылова?»

(слайды 6-19)

7. Итог урока

– Кто главные герои басни? (Ворона и Лисица.)

– В каких строчках заключается мораль басни?

– Как вы понимаете слово «лесть»? В чем заключается лесть Лисицы? (Хитрость, притворство.)

– Какими словами автор описывает состояние Вороны, которая слышит льстивые слова? (Ворона каркнула во все воронье горло.)

– Какие качества осуждает и осмеивает автор? (Жадность, хитрость, глупость, обман, лесть.)

7. Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение басни «Ворона и Лисица» наизусть.
2. Нарисовать иллюстрацию к басне.