Конспект урока "Чудесный образ… (Православная икона, или О том, что нам рассказывает религиозная живопись…)"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Цели:

  1. Обобщение знаний по иконографии;
  2. Познакомить с иконографическими изводами Богородицы.

Задачи:

Познавательная:

  1. Раскрыть содержание иконографических изводов Богородицы;
  2. Выработать собственную эстетическую оценку.

Развивающие:

  1. Развитие монологической речи;
  2. Умение выражать свои мысли;
  3. Развитие сенсорной сферы (глазомер, точность и тонкость развития цвета, тени, формы);
  4. Развитие коммуникативных способностей.

Воспитательные:

  1. Приобщение к русской культуре;
  2. Формирование духовности, эстетического вкуса.

Ход урока

Разбить класс по группам (по цвету)

Учитель: Здравствуйте, ребята. При входе в класс подумайте – какой цвет наиболее полно отражает ваше эмоциональное состояние на данный момент.

Учащиеся записываются на трех листах разного цвета.

I. Актуализация и проверка знаний.

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с древнерусской живописью – с иконами, которое начали на прошлом уроке.

– Каждая группа за правильный ответ будет получать баллы. И в конце урока мы подведем итоги, выясним кто же из вас сегодня самый лучший знаток древнерусского искусства.

– Давайте вспомним, что такое икона?

(Учащиеся дают ответы)

Сейчас каждая группа получит первое задание.

Предлагается кроссворд всем трем группам на 1,5–3 мин. (Приложение 1)

Когда работа будет закончена, то вся команда должна поднять правую руку.

– Какое слово у вас получилось по вертикали? (иконография)

Что такое иконография? (Это строго установленная система изображения образов святых и религиозных сюжетов)

Что включают в себя иконографические каноны?

II. Объяснение нового материала.

– Сегодня на уроке мы с вами обратимся к иконе, которая пользуется особой любовью иконописцев.

Звучит молитва «Песнь Пресвятой Богородице»

– Закройте глаза, вслушайтесь в слова музыкального фрагмента, определите – О какой иконе будет идти речь на сегодняшнем уроке? (Об иконе Богоматери).

Рассказ учителя на фоне видеоряда (Презентация)

Богоматерь издревле считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. К ней прикладываются, ей поклоняются, от неё исцеляются и благословляются. Её образ – духовный образ матери рода человеческого, милосердной, утешающей, заступающейся.

Выставляется общий рад икон.

Посмотрите внимательно на эти иконы. Как можно сгруппировать эти иконографические изводы Богородицы? (на три группы)

Сейчас один представитель каждой группы подойдет и выберет одну из репродукций для всей своей группы. У вас на столе есть таблица (Приложение 2), которую необходимо заполнить.

– Каждая группа зачитывает описание иконографического извода. Остальные группы заполняют оставшиеся строки таблицы.

III. Закрепление.

– Посмотрите еще раз на иконографический извод (слайд 13 презентации). Назовите типы икон. Объясните, пользуясь своей таблицей.

Учитель на фоне музыки:

Русская икона…

В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней легкости, ощущение гармонии.

Юлия Жадовская (1824-1883) «Молитва к Божьей Матери»

Мира заступница, Матерь воспетая!
Я пред Тобою с мольбой:
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью прикрой!
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги,
В трудный час жизни, в минуту страдания,
Ты мне, молю, помоги!
Радость духовную, жажду спасения
В сердце мое положи:
В царство Небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи!

– На Руси было великое множество чудотворных и явленных икон Божьей Матери. Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская…

Много и всевозможных празднований в честь Девы Марии и её икон.

IV. Домашнее задание.

Дома подготовьте сообщение на тему: «Как иконы Богородицы связаны с различными событиями нашей истории».