Интегрированный урок математики и литературного чтения. Сложение и вычитание двузначных чисел. Обобщающий урок

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • закрепить вычислительные умения и навыки сложения и вычитания двузначных чисел, вырабатывать навыки различных приёмов устного счёта, подготавливать учащихся к новому материалу – изучение таблицы умножения;
  • развивать умения пользоваться математическим языком, переводить одни единицы длины в другие, находить Р многоугольника, повторить знания геометрического материала;
  • воспитывать чувство коллективизма, любви к литературе, математике.

Оборудование:

  • книга Чуковского “Муха-Цокотуха”
  • алфавит
  • самовар (разъёмный)
  • лента цифр 15, 47, 20, 6, 94, 37
  • пчела
  • баночки с мёдом
  • кузнечик
  • чертёж фонарика
  • карточки для самостоятельной работы
  • карточки с краткой записью задачи (для слабых)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Встаньте ровненько, настройтесь на работу. Работаем быстро, ответы даём полные, четкие, отвечать не боимся, ибо не ошибается только тот, кто не думает. Даже есть поговорка “На ошибках учатся”.

II. Объявление темы и целей урока

– Тема нашего урока – “Закрепление знаний и умений при выполнении сложения и вычитания двузначных чисел”. Также мы вспомним названия компонентов при сложении и вычитании, будем решать задачи и находить Р многоугольника, поработаем с геометрическим материалом, будут задания и на изучение темы “Умножение”.
Урок у нас сегодня нетрадиционный  потому, что у нас сегодня не просто математика, а математика в сказке. К нам в гости пришёл замечательный детский писатель – К. И. Чуковский (показ книги с портретом).
Он принес сказку. А какую, вы сейчас попробуете отгадать.

III. Устный счёт

– Название этой сказки зашифровано в примерах, которые записаны на доске. Вы должны прочитать эти выражения математическим языком и показать ответ на веере.

На доске:

Учитель на доске записывает ответы, а дети проставляют буквы у доски. Каждый ответ – порядковый номер буквы в русском алфавите, например: 1 – это буква А.

– Назовите остальные буквы и, у вас, получится слово.
– Какое слово получилось?  (Муха)
– Как называется эта сказка (“Муха-Цокотуха”)
– Итак, сказка начинается…

Муха, Муха -Цокотуха,

Муха денежку нашла.

– А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда посчитаете длинный пример. Ответ покажите мне на веере.

(5 + 9 – 4 + 30 – 2 – 8 + 5 – 30) * 2 – 9 = 1

– Правильно, это 1 рубль. А, сколько копеек в рубле? (100)
– А в 5 рублях? (500)
– А в 10 рублях? (1000)

…Пошла Муха на базар
И купила самовар.

–  Решить примеры с объяснением.
– Самовар “вскипел” – угощение готово.

…Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу.

– А, чтобы узнать, сколько пришло тараканов, нужно найти лишнее число на доске:  

15, 47, 20, 6, 94, 37

– Почему число 6 – лишнее? (Однозначное)
– Значит, сколько тараканов пришло? (6 тараканов)

…Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.

– Сколько стаканов выпили 6 тараканов, если на каждого таракана пришлось по 2 стакана?

2 * 6 = 12 (с.)

Ответ: 12 стаканов.

– Кто вспомнит, кто ещё приходил к Мухе-Цокотухе? (Букашки, блошки, пчела)

…Приходила к Мухе
Бабушка Пчела,
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла!

– Все любят пчелу?

(Сообщение научного факта о пчеле)

– А теперь поможем Пчеле.

(Учитель показывает две баночки с “мёдом”)

В одной баночке 50 г мёда, а в другой – 25 г. Сколько граммов мёда в обеих баночках? На сколько граммов в одной баночке больше, чем в другой? (В помощь слабым – карточки с краткой записью задачи)

– Почему условия одинаковые, а решения разные?

IV. Физминутка

Утром пчёлушка проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела
На 4 улетела.

…Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!

– Какие события произошли дальше? Помогли ли Мухе-Цокотухе гости? (Ответы детей)
– Вот так, друзья. А как бы вы поступили в этой ситуации?

…А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток
И молчок.

– Посмотрите, какими прыжками скакал кузнечик! Переведите эти данные в см.

На доске:

1 дм = … см

1 м = … см

5 м = … см

– Кто спас Муху-Цокотуху? (Комарик)

…Вдруг откуда летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.

– Из каких фигур состоит фонарик? (Окружность, треугольник, прямоугольник)
– Найдите Р прямоугольника со сторонами 6 см и 2 см

(Записывают в тетради, 2 – у доски)

V. Закрепление знаний

– А чтобы освободить Муху-Цокотуху из лап злого паука, мы с вами станем комариками – освободителями. Нужно правильно решить примеры и Муха будет свободна.

Самостоятельная работа (подобное задание будет на дом с. 35 № 144 (т.))

…Слава, слава, Комарам-победителям!

VI. Итог урока

– Вот и закончилась сказка, подошёл к концу наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните всё, что было на уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.
– Спасибо всем за работу. Очень хорошо работали следующие ребята…
– За самостоятельную работу у всех будут оценки.

Приложение 1