Человеческие расы, их родство и происхождение

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: сформировать знания о человеческих расах и их биологическом единстве.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания о стадиях эволюции человека; факторах антропогенеза. Мобилизировать понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе доказать существование одного вида Человек разумный, представленного расами (используя при этом постановку проблемной ситуации). Дать понятия расы, расоведение, расизм. Рассмотреть механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас.
  • Развивающие: развивать умение мыслить, применять свои знания для прогнозирования и анализа проблемных вопросов. Продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой, энциклопедической литературой, интернетом. Закрепить навыки систематизации и обобщения материала.
  • Воспитательные: показать несостоятельность расизма. Воспитание в учащихся расовой толерантности.

Оборудование: таблицы: «Человеческие расы», «Этапы антропогенеза», бюсты питекантропа, синантропа, кроманьонца, представителей рас человека, компьютерное обеспечение, разработанная презентация, раздаточный материал, в том числе дидактические карточки для каждого ученика.

Методы и методические приёмы: рассказ с элементами беседы с применением компьютерной презентации; самостоятельная работа (поурочный рейтинговый контроль).

План урока

I. Организационный момент (сообщение темы, цели, ожидаемых конечных результатов по уроку). Презентация.

Сегодня мы завершаем тему «Происхождение человека».

У Вас есть право придерживаться различных теорий по этому вопросу – божественной, инопланетной (как варианта теории панспермии).

Но напомню, что в рамках нашего курса мы рассматриваем с Вами тему с биологической (естественнонаучной точки зрения).

Биологический аспект теории антропогенеза заключается в происхождении и эволюции рода Homo, в определении места человека разумного в животном мире, его родстве с другими приматами, и особенно с ближайшими родичами – современными человекообразными обезьянами. И речь на наших уроках идёт об эволюции человека как биологического вида и факторах, которые обусловили этот процесс.

Сегодня, мы пойдем еще дальше и поговорим о человеческих расах, на предстоит найти ответы на следующие вопросы (Слайд 2):

  1. Что такое расы? Расоведение? Расизм?
  2. Как произошли расы?
  3. Почему люди разных рас так отличаются внешне? Есть ли внутренние отличия между ними?
  4. Какие механизмы лежат в основе формирования рас?

Но давайте обо всем по порядку.

II. Разминка (терминология, актуализация основных вопросов по теме).

Мы рассмотрели движущие силы антропогенеза, основные этапы и стадии эволюции человека. Вспомним основные термины (Слайд 3):

  • ЭВОЛЮЦИЯ
  •  АНТРОПОГЕНЕЗ
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ АНТРОПОГЕНЕЗА
  • МОРФОЛОГИЯ
  • ОЛДОВАЙСКАЯ КУЛЬТУРА
  • ПИТЕКАНТРОП
  • ДРИОПИТЕК
  • АЛЛЕЛИ
  • ГЕНОФОНД.

III. Проверка домашнего задания:

  1. 4 человека идут на первые парты с одной ручкой – работа по карточкам. (Приложение 1)
  2. устный индивидуальный опрос 2-х учащихся по вопросам домашнего параграфа:
  • 1 человек - На каком основании питекантропа и синантропа можно считать предками человека? (Слайд 4).
    Дополнительный вопрос: Назовите положение человека в системе животного мира.
  • 2 человек – Как Вы считаете, на чем основано утверждение, что кроманьонцы первые современные люди? (Слайд 5).
    Дополнительный вопрос: Перечислите важнейшие этапы эволюции человека.

IV. Поурочный рейтинговый контроль (тестирование или разноуровневые самостоятельные работы на 5 минут даются на каждом уроке по ходу изучению темы, в конце темы выводится общая оценка за письменные работы) (Приложение 2).

V. Итог по опросу, письменной работе и переход к новой теме:

Кроманьонцы – первые современные люди, наши непосредственные предки. Они появились 30 – 40 тысяч лет назад.

Как изменился современный человек? Как и когда появились человеческие расы? (Слайд 6):

  1. Что такое расы?
  2. Какие расы Вам известны?
  3. Каковы особенности различных рас?
    Открываю план урока на доске:
    1. Расы – это подразделения одного вида или каждая из них является отдельным видом?
    2. Отличительные характеристики рас.
    3. Когда могли появиться расы? С чем связаны морфологические различия рас?
    4. К какой группе изменений можно отнести формирования расовых признаков: ароморфозам или идиоадаптациям?

Для удобства работы будем использовать дидактические карточки (Приложение 3):

  • впишите тему урока;
  • обратите вопрос в дидактической карточке, это первый вопрос плана урока.

1. и 2. вопрос плана - Работа по слайдам 7 - 19.

Какой вывод можно сделать? (Слайд 20):

Во всех расах большинство генов представлено одними и теми же аллелями; различие состоит лишь в соотношениях, в которых эти аллели участвуют в генофонде. Количество генов отличающих одну расу от другой невелико, и они определяют лишь внешние признаки: цвет кожи, цвет глаз, форму носа и т.д., т. е. они имеют одинаковый наследственный потенциал, а значит и единое происхождение, а значит Расы – это подразделения одного вида Человек разумный.

3. КОГДА МОГЛИ НА ЗЕМЛЕ ПОЯВИТСЯ РАСЫ? С чем это связано? (вопрос классу)

Вероятно, образование рас началось на стадии кроманьонца, когда труд стал основой существования общества и люди уже умели приспосабливаться к неблагоприятным условиям. Климатические факторы и естественный отбор на этой стадии утратили своё первостепенное значение. Люди стали расселяться на новые территории. Вследствие длительного существования в определенных физико-географических условиях у разных людей возник ряд наследственных свойств (цвет кожи, волос), которое в дальнейшем прошлом могло иметь адаптивное, приспособительное значение. Но эти признаки не влияли на умственные способности, речь, познание, трудовую деятельность.

Приведём доказательства: у негроидов темная окраска кожи могла закрепиться как защитное приспособление против ярких солнечных лучей, шапка курчавых волос имеет воздушную прослойку, что защищает голову от перегрева.

А европеоиды?

А монголоиды?

4. К КАКОЙ ГРУППЕ ИЗМЕНЕНИЙ МОЖНО ОТНЕСТИ ФОРМИРОВАНИЕ РАСОВЫХ ПРИЗНАКОВ: АРОМОРФОЗОВ ИЛИ ИДИОАДАПТАЦИЙ?

А что такое расизм?

Евгеника?

Кто такие скинхеды?

Что Вам известно на эту тему? (Слайды 22-26)

Итог по теме урока: (по слайду 27) и вопросам

  1. Что такое расы?
  2. Какие расы Вам известны? Перечислите признаки каждой расы.
  3. Какие механизмы лежат в возникновении рас?
  4. На чем основаны расовые различия людей?
  5. Что такое расоведение?
  6. что такое расизм?

Формируется вывод

Расы – это подразделения одного вида Человек разумный. Механизм образования рас таков же, как и механизм образования внутривидовых группировок животных. Они появились в результате географической изоляции популяций, живших в разных природно-климатических условиях, и обособились они уже после формирования социальных взаимоотношений. Темпы эволюции человека как вида резко снизились. Ни одна из рас не достигла видового обособления. Следовательно, всё человечество – это единый биологический вид.

Рефлексия (слайд 28).

Домашнее задание – прочитать параграф 48, ответить на вопросы параграфа и подумать над вопросом дидактической карточки.