Профилактику дисграфии начинаем в детском саду

Разделы: Логопедия


Одним из важнейших вопросов современной теоретической и практической логопедии, является профилактика нарушений письменной речи - дисграфии у детей. Основное содержание работы по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте, должно быть направлено на устранение у детей возможных предпосылок этой проблемы. Если обратится к чисто логопедической стороне проблемы, связанной непосредственно с задачами обучения грамоте, то такими предпосылками будущей дисграфии являются:

  • отсутствие или неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков;
  • замены в устной речи одних речевых звуков другими;
  • несформированность к старшему дошкольному возрасту наиболее простых форм фонематического анализа и синтеза слов;
  • несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
  • несформированность к началу школьного обучения грамматических систем словоизменения и словообразования.

Следовательно, главными разделами работы по устранению предпосылок дисграфии должны быть следующие:

  • формирование слуховой дифференциации звуков речи;
  • устранение звуковых замен в устной речи;
  • обучение простейшим видам фонематического анализа и синтеза слов;
  • развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
  • формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;
  • обогащение словарного запаса.

Предлагаю примеры фронтальных занятий по развитию фонематических процессов и формированию грамматических систем словоизменения и словообразования и обогащению словарного запаса, для детей старшей логопедической группы.

Список использованной литературы

  1. Александрова Т.В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников. - СПб., 2005.
  2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.
  3. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2003.
  4. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. - СПб., 1999.
  5. Ефименкова Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М, 1972.
  6. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М., 2003.
  7. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. - СПб. 1995.
  8. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб. 1995.
  9. Новиковская О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. - СПб., 2003.

Конспект фронтального занятия по формированию
фонематического слуха в старшей группе
по теме “Звуки [д - д’], буквы Дд”

Программное содержание: учить детей чёткому произношению звуков в слогах, словах, предложениях; закреплять навыки дифференциации согласных (звонкий - глухой, твёрдый - мягкий); определять позицию звуков в словах; совершенствовать умение фонематического анализа и синтеза; звуко-буквенный анализ слова “дом”, закреплять навыки образования относительных прилагательных, анализа предложений; развивать внимание, память, мышление; воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.

Оборудование: предметные картинки со звуками [д-д’], буквы, символы гласных, согласных звуков - звуковички; полоски - символы слов, дома - синий и красный - для букв; игрушки - гномики; блюдца с манкой - для письма букв пальчиком, мяч, карточки с написанными буквами, фломастеры, бусы на шнурке из листиков или шишек с изображёнными на них буквами (гласными и согласными); большая разрезная картинка - дом, картинки 3-х домов - соломенного, кирпичного, деревянного, магнитофон, две дудки - большая и маленькая.

Ход занятия

I. Оргмомент

Дети входят в группу.

Логопед: Прислушайтесь, какая красивая музыка звучит (звучит музыка).

- Давайте закроем глазки, и представим, что мы с вами попали в сказочный волшебный лес.

- Представили?

- Открывайте глазки, вот мы и в лесу. (Звучит пение птиц)

Слышится чей-то плач.

Логопед: Ребята! Кто-то плачет, кому-то нужна помощь.

- Да, это же гномик, давайте, подойдем и спросим, что случилось?

Дети здороваются с гномиком.

- Что с тобой случилось?

- Почему ты плачешь?

Гномик: Как же мне не плакать, случилась беда. Нам было так весело, мне и моим братьям гномикам, потому что Белоснежка всегда была с нами, она учила нас правильно произносить звуки, мы учили с ней буквы. Но злая мачеха заколдовала ее, усыпила своими злыми чарами. Помогите, нам, пожалуйста, расколдовать Белоснежку.

Дети: Конечно, поможем.

Логопед: Гномик, как же нам помочь тебе?

Гномик: Чтобы расколдовать Белоснежку, надо правильно выполнить все задания. А помогать вам будут мои братья гномики, которых вы встретите на своем пути.

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Ребята, давайте скорее начнем помогать гномикам. А вот и первый гномик и наше первое задание. Гномик предлагает нам собрать картинку.

Дети собирают коллективно на полу дом (или на фланелеграфе).

Логопед: Что у вас получилось?

Дети: Получился дом?

Логопед: Какой первый звук вы слышите в слове дом?

Дети: Звук [д]·

Логопед: Не зря, гномик предложил нам такое задание, потому что [д] сегодня самый главный на нашем занятии, он нам и будет помогать спасать Белоснежку.

- Отправляемся дальше, вот и следующий гномик и дудочки стоят здесь.

Ду - ду - ду - давненько, встарь
В дудочку дудел дударь.

- Давайте, представим, что мы играем на большой дудочке.

Дети имитируют пальчиками и произносят:

Ду-ду-ду-ду

Да- да- да- да

До - до - до - до

Ды-ды-ды-ды

Дэ - дэ - дэ - дэ

- А теперь поиграем на маленькой дудочке.

Дя-дя-дя-дя

Ди-ди-ди-ди

Де - де - де - де

Дю-дю-дю-дю

Де - де - де - де

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам; обозначение цветовыми символами

Логопед: Смотрите, на полянке столики стоят, третий гномик предлагает задания узнать.

- Пройдемте сядем за столы.

Дети садятся за столы.

Логопед: Произнесем звук [д], кончик язычка стучит в бугорки за верхними зубками.

- Попробуем намотать ниточку на клубочек (дети имитируют это руками).

- Что происходит с ниточкой?

- Ниточка рвется.

- Мы не можем долго тянуть, петь звук [д].

- Что мешает ветерку?

- Зубы, язычок.

- Значит звук [д] согласный.

- Теперь приложим ладошку к горлышку и произнесем звук [д], дрожит горлышко или спит?

- Дрожит.

- Значит звук [д] звонкий согласный.

- А еще звук [д - д - д] - звучит твердо, это твердый согласный - твердый братик.

- Давайте еще раз повторим, какой звук [д].

Дети повторяют и разгибают пальчики.

- Согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Мы будем обозначать согласный звонкий, твердый звук [д] - синим звуковичком с колокольчиком (показать детям).

- А теперь, посмотрите, мой ротик чуть-чуть улыбается, когда произносит звук [д’ д’ д’ д’].

- У твердого звука [д] - есть мягкий братик звук [ д’], повторите [д’ д’ д’].

- Мягкий звук [д’] будем обозначать зеленым звуковичком с колокольчиком.

- Давайте поиграем со звуками [д - д’].

IV. Произношение звуков в слогах.

а) Я скажу слог твердо, а вы наоборот мягко

да - дя

до - дё

ды - ди

дэ - де

ду-дю

б) Следующее задание - я назову каждому два слога со звуком [д] или [д’], вы их повторите, а третий придумайте и назовите сами

да - до - дя - ди -
ду - ды- де - дю -
дэ - до- де - ди -
ды - дэ - дю - ди -
до - ды - де - дя -

V. Дифференциация звуков [д - д’]

Логопед: А теперь еще игра “Вы, готовы, детвора?”, игра называется “Твердый - мягкий”.

- Я назову вам разные слова, вы их послушайте, и если услышите в слове твердый звук [д] - поднимите синего звуковичка, а если мягкий звук [д’], то зеленого.

а) Дятел, дупло, подушка, сковорода, дверь, диван.

б) Делать, долбить, догонять, дирижировать.

в) Деловой, домашний, деревянный, длинный.

VI. Произношение звуков в словах

- И следующее задание:

а) Прослушайте ряд слов, повторите их, назовите лишнее слово, и скажите, почему оно лишнее:

1) дом, дуб, дорога, тапки - лишнее слово тапки, потому что начинается с другого звука;

2) диван, дятел, дерево, тетерев;

3) домик, Тобик, доски, дорога;

4) дача, Даша, Таня, Дарья;

5) кони, дожди, доктора, дороги;

6) дождь, дружина, пружина, духи;

7) Дима, дама, рама, Даша;

8) дача, дочка, точка, дождик

б) А теперь с мячом игра:

Звуки в слове исчезают,
Снова появляются.
Мяч волшебный помоги,
Звук нам в слово позови.

- Добавьте звук в начало слова:

(д) - омик, (д)- ворник, (д) - ыня, (д) - ождик, (д)- иван, (д) - орога, (д) - ача, (Д) - аша.

А теперь звук пропал в середине слова, помогите словам, добавьте звук:

пома – (д) - а сле – (д) - ы
побе - (д)-а секун – (д) -а
пого – (д) - а парохо - (д) - ы
гирлян – (д) - а по – (д) - ушка

в) Следующее задание “Приготовьте свое внимание”.

Я буду читать вам стихотворение, а вы догадайтесь, каким словом от слова “дом” надо закончить каждую вторую строчку.

Гном и дом

Жил да был веселый гном
Он в лесу построил ... (дом)

Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал ... (домик)

Самый маленький гномишко
Под грибом сложил ... (домишко)

Старый мудрый гном – гномище
Выстроил большой ... (домище)

VII. Определение позиции звука в слове

- Пора дальше отправляться, с другим гномом повстречаться.

Дети встают, подходят к дереву с картинками.

- Вот и гномик с заданием.

а) На картинки посмотри, ответ правильно скажи.

- Посмотрите на картинки, назовите слова со звуком [д] или [д’] в начале слова.

- Отвечайте полным предложением, например: “В слове дом звук [д] звучит в начале слова”.

Ответы детей.

- Теперь назовите слова со звуком [д - д’] в cepединe слова.

Ответы детей.

VIII. Работа над предложением

- Все картинки отгадали, где звук слышится узнали.

- А теперь, пройдем сюда и узнаем из чего сделаны эти дома.

Дети подходят к другому дереву с изображениями домов из дерева, кирпича, из соломы.

- Посмотрите, из чего сделаны эти дома.

Ответы детей.

Из соломы - соломенный дом.

Из дерева - деревянный дом.

Из кирпича - кирпичный дом.

- За столы присядьте и придумайте каждый предложения со словом “дом”.

- Выложите схему своего предложения на столе перед собой.

- Назовите свое предложение, сколько в нем слов?

- Какое первое слово? Какое второе слово? и т.д.

lХ. Физминутка

- Ребята, мой веселый, звонкий мяч, снова просится играть, вставайте вкруг.

а) Игра “Назовите слово по частям”.

Логопед бросает детям мяч и называет слово. Поймавший мяч ребенок, называет первый слог этого слова и передает мяч следующему ребенку, второй ребенок называет 2- ой слог слова и передает мяч и т. д. Ребенок, назвавший последний слог кидает мяч логопеду, логопед называет новое слово.

(Слова: дорога, домашний, диван, дерево, долбить, делать)

б) А теперь поиграем повеселей, в игру “Домик”.

На поляне дом стоит - поднимают руки вверх, соединяют в виде крыши над головой.
Он не низок, не высок - приседают и поднимаются на носочки.
На двери висит замок - пальцы рук складывают в замок.
Кто его открыть бы смог? - делают движения запястьями вперед-назад.
Слева - зайка, справа - мишка - повороты головой.
Отодвиньте-ка задвижку! - пробуют потянуть замок в стороны.
Слева ежик, справа волк - повороты головой.
Нажимайте на замок! - сжимают, разжимают запястья.
Зайка, мишка, ежик, волк открывают на домике замок - разводят руки в стороны.

Х. Знакомство с буквой Д

- Ребята, пятый гномик вот идет и что-то нам несет. Садитесь.

- Сегодня мы с вами произносили и слушали звуки [д - д’], а обозначаются они буквой Д, вот гномик нам её принёс.

- Это буква Д - большая, а это - маленькая - показать детям буквы.

Буква “Д” на дом похожа,
Две доски углом сложили,
Снизу доску положили.
На коротких ножках дом,
Поселились дети в нем.

- А как вы думаете, на что похожа буква Д.

Ответы детей.

- В какой дом мы поселили букву Д?

- На какую улицу?

- Давайте напишем эту букву пальчиком в тарелочке с манкой.

- Но, сначала, посмотрите как мы будем писать букву Д.

Показ детям пальцем в воздухе.

Игра “Гласные - согласные буквы”

Вот два гномика просят нас еще помочь им собрать необычные бусы из шишек.

- На нитку слева гномику в желтой одежде нужно нанизывать шишки с гласными буквами, а на нитку справа - гномику в фиолетовой одежде с согласными буквами.

- Выбирайте себе шишку и объясняйте, куда ее будете нанизывать и почему?

Работа и ответы детей.

Хl. Звуко-буквенный анализ слова - дом

- Следующее задание другой гномик предлагает.

- Сколько звуков я сказала? - До, ды.

- Какой первый звук, какой второй звук?

- А теперь ловите звуки [д, о, м].

Дети хлопают, ловят звуки.

- Какое слово поймали?

- Слово ДОМ.

Дети хлопают один раз и отвечают - ОДИН.

- Покажите на своей слоговой линеечке, что в слове дом - один слог.

А теперь давайте изобразим слово дом звуковичками.

- Какой первый звук в слове дом?

- Каким звуковичком изобразим? Почему?

- Какой второй звук? Каким звуковичком изобразим? Почему?

- Какой последний звук? Каким звуковичком изобразим? Почему?

- Что у вас получилось?

- Проверим, у всех получилась такая схема? (Логопед выставляет звуковичков на доске)

- Идем дальше.

Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем
И слова с ними составляем.

- Изобразите слово “дом” под звуковичками - буквами.

- А кто-нибудь выходите и составьте слово “дом” на доске.

Работа детей.

- Давайте прочитаем.

- А теперь замените букву О на букву Ы.

- Кто хочет у доски это сделать?

Работа детей

- Давайте прочитаем какое слово получилось/

- Дым.

XII. Итог занятия

Гномик: Спасибо ребята, звук волшебный [д] и букву Д вы узнали, все задания правильно выполняли и Белоснежку расколдовали. Скажем дружно: “Раз, два, три Белоснежка выходи”.

Выходит Белоснежка из-за дома большого.

- Спасибо друзья, что так быстро спасли меня, я знаю, что это гномики постарались для меня и нужные задания вам давали всегда. Какие звуки вам сегодня помогали спасти меня?

Дети: Звуки [д - д' ]

Белоснежка: А какой буквой они обозначаются?

Дети: Буквой Д.

Белоснежка: Молодцы! А вот я теперь проверю какая у вас память, у кого лучше, и как вы занимаетесь на занятиях. Я принесла вам карточки с буквами, обведите кружочком буквы, которые вы уже учили на занятиях, но только те, которые учили.

Работа детей.

Белоснежка с логопедом проверяют.

Белоснежка: Хорошо вы занимаетесь, я очень рада за вас, но мне пора. До свиданья друзья, пойду гномиков учить я.

Логопед: Вот и подошло к концу наше волшебное занятие. - Понравилось вам занятие?

- Попрощайтесь с гостями и пройдемте в группу, там вас ждет ещё сюрприз.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и обогащению словарного запаса у детей в старшей логопедической группе детского сада.

Тема: “Приставочные глаголы”

Программные задачи: закреплять знания детей об окружающем нас мире слов, о значимости слов, различении слов предметов, признаков, действий, развивать внимание, память, учить детей образовывать глаголы при помощи приставок, дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол, познакомить детей со схемой образования приставочных глаголов, учить выделять приставочную часть слов-действий, подбирать приставочные глаголы-антонимы, использовать схемы приставок пространственного значения в глаголах движения, закреплять знания, воспитывать самостоятельность, активность, желание учиться в школе.

Оборудование: магнитная доска, фланелеграф, бабочка на нитке, ваза, цветок, схемы образования приставочных глаголов, схемы-карточки приставок пространственного значения в глаголах движения, ширма, макет улицы, игрушечная машинка, 2 стакана, кувшин с водой, шкатулка, схемы слов-предметов, признаков, действий.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Входят дети, здороваются с гостями, проходят на свои места.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое я хочу вам прочитать.

А.Шибаев

Я найду слова везде
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным полно,
А безымянных нет!
И все, что только видит глаз –
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Каждое слово имеет значение и смысл.

II.Сообщение темы занятия

- Сегодня, мы продолжим путешествие в страну слов. Ведь мир слов, который нас окружает, имеет волшебную силу: пожелаешь кому-то здоровья - и он выздоравливает. С помощью одних слов можно совершать чудеса, но можно и сделать много плохого. Если их неправильно употреблять, нас могут не понять, поэтому мы должны узнать о словах как можно больше.

- Можно ли слово мяч катить по полу или кидать? – Нет

- А что можно сделать со словом?

- Слово, можно сказать, услышать, написать, прочитать.

- Для чего нужны слова?

Ответы детей.

- Вспомните, пожалуйста, здесь живут слова предметы, которые отвечают на вопрос кто? что?, слова признаки, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?, слова действия, которые отвечают на вопрос что делают? (На магнитной доске расположены схемы слов предметов, признаков и действий)

- Я покажу на схему, а вы придумаете соответствующее слово и объясните, что оно значит.

- Давайте поиграем в игру “Доскажи словечко”.

Картинки-стихи:

Кто знает, когда это бывает?
Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (Зима)

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня… (Весна)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я … (Осень)

- А какое сейчас время года?

- По каким признакам вы узнали, что сейчас весна?

- Назовите весенние месяцы.

Ответы детей.

III. Изучение нового материала

Душистыми цветами
Весна встречает нас,
И кажется, что с намиВесь луг танцует вальс.

- Весной все просыпается, оживает, радуется, и у нас на занятии повеяло весной, к нам в гости прилетела красивая бабочка.

- Сегодня мы с вами продолжим изучать слова-действия, похожие по звучанию, а бабочка нам в этом поможет.

- Давайте за ней понаблюдаем.

- Бабочка летает по нашему кабинету и всё рассматривает.

- Давайте все вместе называть - что делает бабочка?

Ответы детей.

- Бабочка на стол - Прилетела

- Бабочка со стола - Взлетела

- Бабочка к вазе - Подлетела

- Бабочка вазу - Облетела

- Бабочка в вазу - Залетела

- Бабочка из вазы - Вылетела

- Бабочка с вазы на цветок - Перелетела

- Бабочка с цветка - Слетела

- И от нас бабочка - Улетела.

- Назовите, пожалуйста, слова-действия, похожие по звучанию, кто какие услышал и запомнил.

Индивидуальные ответы детей.

- Обращаю внимание детей, что слова похожи по звучанию, но у всех этих слов-действий разное начало, а одинаковая часть - это слово летела.

Знакомлю детей со схемой образования приставочных глаголов.

- Одинаковую часть слова летела, я обозначу красной полоской (прикрепляю к фланелеграфу), а к ней я добавлю начало частичку -при- и получится новое слово - прилетела (добавляю к красной полоске на фланелеграфе синюю полоску).

- А теперь, добавим к слову летела - частичку под, получим слово - подлетела.

И так разобрать с детьми все слова действия: облетела, залетела, вылетела, перелетела, слетела, улетела.

- Вот сколько новых слов можно получить от слова летела, добавляя к нему разные частички.

- Я знаю еще такое слово, от которого можно получить много новых слов, добавляя к нему разные частички.

Посмотрите, что я сейчас буду делать, подойдите, пожалуйста, поближе.

- Что я сейчас буду делать?

- Лить воду.

- Правильно, лить воду.

- Ребята, давайте попробуем образовать новые слова - действия добавляя к слову лить разные частички.

На столе приготовлены: два стакана, кувшин с водой, цветок.

Дети подходят к этому столу.

- Помогите мне назвать нужные слова-действия.

- В стакан воду из кувшина можно что сделать? - Налить.

Дети договаривают хором.

- Петя, налей из кувшина в стакан воды.

- Что делает Петя?

- Наливает воду.

- В стакане воды немного, можно еще в стакан воды? - Долить.

- Маша, долей воды в стакан.

- Что делает Маша?

- Доливает воду.

- Можно цветок из стакана водой, что сделать? - Полить.

- Ира, полей цветок.

- Что делает Ира?

- Поливает цветок.

- Можно воду из одного стакана в другой что сделать? - Перелить.

- Оля, перелей воду из одного стакана в другой.

- Что делает Оля?

- Переливает воду.

- Можно из стакана в кувшин немного воды, что сделать? - Отлить

- Андрюша, отлей немного воды из стакана в кувшин.

- Что делает Андрюша?

- Отливает воду.

- Можно всю воду из стакана в кувшин, что сделать? - Вылить.

- Женя, вылей воду из стакана в кувшин.

- Что делает Женя?

- Выливает воду.

- А теперь, посмотрите на эту картинку, можно зимой каток, что сделать?

- Залить.

- Что делает мальчик?

- Заливает каток.

- Правильно.

- Сколько много новых слов вы получили, добавляя к слову лить разные частички, молодцы!

- Давайте, повторим, как мы получили новые слова.

Дети подходят к фланелеграфу.

- Как мы от слова лить получали новые слова?

- Добавляли к нему разные частички.

Работа со схемой образования приставочных глаголов.

- Как мы получили слово - налить?

- К слову лить добавили частичку -на-

И так разбираются все слова: долить, полить, вылить, перелить, отлить, залить, слить.

- Молодцы! Хорошо работали.

- Давайте немного отдохнем.

IV. Физминутка

Влад с корзиной в лес пошел (шаги на месте). Всю поляну обошел (поворот на месте). К старой елке подошел (2 шага вперед). И огромный гриб нашел (присесть).

Выполнить два раза.

- Назовите похожие по звучанию слова-действия из услышанного стихотворения.

Ответы детей.

- А как вы думаете, от какого одного слова мы их получили?

- От слова шел.

- Как мы получили слово - пошел.

- Добавили к слову шел частичку -по.

Так разобрать слова: обошел, подошел, нашел.

V. Рассказ про маленькую машинку. Составление рассказа детьми

- А сейчас я хочу рассказать вам историю про маленькую машинку.

Дети садятся на скамеечку перед макетом.

- Я буду вам рассказывать, а вы мне немного помогать.

- Я буду показывать действие с машинкой, и начинать предложение, а вы его закончите, подсказав мне нужное слово-действие.

Жила-была на свете маленькая машинка. Жила она в тесном гараже и больше всего любила путешествовать.

Вот однажды рано-рано утром, когда все в доме спали, она из гаража … Выехала.

Машинка по дороге … Поехала.

Машинка к мостику … Подъехала.

Машинка на мост … Въехала.

Машинка с моста … Съехала.

Машинка к елке … Подъехала.

Машинка елку … Объехала.

И той же дорогой вернулась назад.

И тихо машинка в гараж … Заехала.

Никто даже не догадался о путешествии машинки.

- Я рассказала вам историю, а вы мне помогали, молодцы!

- Назовите, какие вы услышали похожие по звучанию слова-действия.

Индивидуальные ответы детей.

- Во всех словах, что вы назвали, какое начало, одинаковое или разное?

- Разное.

- Как вы думаете, а к какому одному слову мы добавляли разные частички, чтоб получились новые слова?

- К слову ехала.

- Правильно.

- Ребята, теперь вы расскажите мне эту историю, а помогут вам рассказать вот эти схемы. Возьмите себе по карточке, составьте предложение и подумайте, кто начнет и кто продолжит.

Дети составляют рассказ, каждый ребенок по предложению, с помощью карточки-схемы.

- Молодцы! Вижу, сколько вы много новых слов научились получать, добавляя к одному слову разные частички.

Да, но я сейчас вас проверю, давайте поиграем в игру "Скажи наоборот".

Въехала на мост - съехала.

Въехала в ворота - выехала.

Подъехала - отъехала.

Переехала - объехала.

Приехала - уехала.

Заехала - выехала.

- Молодцы!

VI. Пальчиковая игра “Две подружки, две портняжки”

- А теперь еще игра, вы готовы детвора?

Две портняжки, две подружки (показать ладошки)
Взяли в руки по катушке: (сжать пальцы в кулачки)
Даше сшили сарафан,
Деду вышили кафтан, (разжимать по одному пальчику на обеих руках)
Бабушке жакет зашили,
Больше дырочек в нем нет,
Дядюшке из юбки старой (разжимать по одному пальчику на обеих руках)
Перешили галстук новый,
А девчонкам и мальчишкам
Подшили по штанишкам.

- Какие похожие слова вы называли?

- Как вы думаете, к какому слову вы добавляли разные частички, чтобы их получить?

- Молодцы! А теперь пройдите на свои места, к нам спешит еще одна гостья, Фея Грамотея.

VII. Задания Феи Грамотеи

- Здравствуйте! Я пролетала мимо и решила вас навестить. Ребята, я слышала, что в вашем детском саду все дети любят родной язык и хотят стать грамотными людьми, и вы сегодня на занятии учились образовывать новые слова-действия и правильно их употреблять.

- Я даже хочу попросить вас мне помочь.

- Мне нужно отправить письмо ребятам в школу, но у меня ничего не получается, злой колдун заколдовал мое письмо, части слов в нем перепутались, послушайте, что получилось, помогите мне исправить ошибки.

Весной первыми из теплых стран слетели (прилетели) грачи. Они залетели (подлетели) к старым кормушкам, но кормушки оказались пусты. В поисках мест для гнезд грачи прилетели (перелетели) через огромное поле и подлетели (залетели) в городской сквер. На деревьях остались старые грачиные гнезда, где хозяйничали воробьи. Увидев грачей, птичьи озорники перелетели (слетели) с чужих гнезд. Скоро в этих гнездах появятся маленькие грачи.

Дети исправляют ошибки. Объясняют, какую частичку нужно добавлять к слову летели, чтобы получилось правильное предложение.

- Спасибо! Вы подружили слова в предложениях, теперь я смогу отправить его ребятам в школу.

Вы просто молодцы, но мне пора лететь посмотреть, как занимаются другие дети.

VIII. Итог занятия

- Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня славно потрудились. Расскажите пожалуйста, чем мы занимались на занятии? Что нового вы узнали? Вам понравилось занятие? А теперь, если вам понравилось занятие, то возьмите с себе синюю бабочку, а если очень понравилось, то возьмите красную, и можете взять их с собой на прогулку.