Внешняя память. 10–11-е классы

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (592 кБ)


Цель: изучение устройств внешней памяти компьютера.

Задачи: Изучить устройство внешней памяти, ее основные характеристики. Изучить недостатки и преимущества каждого вида устройств. Воспитание навыков коллективной и самостоятельной работы, познавательного интереса. Развитие мышления, памяти, внимания.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Межпредметные связи: физика.

Возраст учащихся: 10–11-й класс.

Программное обеспечение: Информатика и ИКТ Н.Д. Угринович 10 класс, профильный уровень, компьютеры кабинета информатики.

Основное содержание учебного материала

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

1. Организационный момент

Приветствие

1 мин.

Организация проверки готовности класса к уроку

Подготовка к уроку

Готовность к уроку

2. Подготовка к восприятию

- Какой вид памяти мы изучили на прошлых уроках?

- Каковы основные характеристики оперативной памяти?

- Что происходит с содержимым оперативной памяти при выключении компьютера?

Для долговременного хранения большого объема информации служит другой вид памяти - внешняя память.

Тема нашего урока: внешняя память.

Мы познакомимся с видами внешней памяти, с основными характеристиками видов внешней памяти, оценим характеристики компьютеров кабинета информатики.

В течение моего объяснения нам надо будет заполнить таблицу, состоящую из колонок: вид, быстродействие, принцип записи/чтения, объем, опасные воздействия

2-3 мин.

Объявляет тему, цели и задачи, стимулирует интерес учащихся к изучению новой темы.

Записывают тему урока, чертят таблицу.

Подготовка к изучению новой темы

3. Изучение нового материала

- Как вы думаете, зачем нужна внешняя память? Каково ее назначение и функции? Какие виды внешней памяти вы знаете? В чем различие между носителем и накопителем информации?

Сформулирована основная функция внешней памяти. Учитель организует объяснение нового материала в виде беседы, по ходу которой заполняется таблица «Внешняя память».

Основной функцией внешней памяти является долговременное хранение информации. (слайд 2)

Основными видами внешней памяти являются: магнитная, оптическая и флэш-память.

Какие устройства внешней памяти относятся к магнитным? Как вы думаете, почему они так называются? (рассматривается магнитный принцип чтения и записи информации, слайд 3). В отсутствии сильных магнитных полей и высоких температур элементы носителя могут сохранять свою намагниченность в течение долгого времени (лет, десятилетий).

Рассмотрим виды магнитной памяти:

1) дискета (слайд 4). Рассматриваются основные параметры, достоинства и недостатки дискет.

– Как вы думаете, почему дискеты сейчас не используются? Какие у нее основные недостатки?

2) жесткий диск (слайд 5). Жесткий магнитный диск представляет собой несколько десятков дисков, размещенных на одной оси, заключенных в металлический корпус и вращающихся с большой угловой скоростью.

За счет большего количества дорожек на каждой стороне дисков и большого количества дисков информационная емкость дисков достаточно велика.

- Как называется сектор жесткого диска?

- Какие воздействия вредны для него?

- Давайте теперь изучим оптический принцип записи (слайд 6, 7).

- Какие виды оптических дисков вы знаете? Чем они отличаются? Какова их емкость? (слайд 8)

  • Рассматриваются ROM-диски, их основные параметры, принцип чтения-записи, строение (слайд 9). Результаты записываются в таблицу.
  • Рассматриваются R-диски, их основные параметры, принцип чтения-записи, строение (слайд 10)
  • Рассматриваются RW-диски, их основные параметры, принцип чтения-записи, строение (слайд 11)

Что является накопителем для оптических дисков?

Изучаются лазерные дисководы, их виды, маркировка и характеристики (слайд 12, 13).

- Перейдем к рассмотрению следующего вида внешней памяти – флэш-памяти. Как вы думаете, почему она получила такое широкое распространение? (слайд 14)

Рассматривается принцип чтения-записи на флэш-память (слайд 15).

- Рассмотрим карты флэш-памяти (слайд 16).

- С картами флэш-памяти вы, конечно, встречались. В каких устройствах они применяются? (слайд 17). Рассматриваются преимущества карт памяти.

- Как вы думаете, какие недостатки имеют карты памяти? Какое устройство является накопителем для них? (слайд 18)

- Как вы думаете, к какому виду внешней памяти следует отнести устройство, которое мы привыкли называть «флешка»? (слайд 19)

- Какие устройства внешней памяти есть у нас в кабинете?

Итак, наша таблица заполнена, и мы можем перейти к практической работе.

25 мин.

Организует беседу с учащимися и подводит их к изучению основных характеристик и функций внешней памяти. Изучает основные виды внешней памяти, их преимущества и недостатки. Использует компьютерную презентацию

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе с учителем. На основе ответов заполняют таблицу.

Определены основные функции, назначение внешней памяти. Изучены основные виды внешней памяти. Заполнена таблица.

4. Самостоятельная работа по изучению нового материала.

- Как самому определить параметры устройств внешней памяти, например, домашнего компьютера? Для этого можно воспользоваться бесплатной программой SiSoft Sandra. C помощью этой программы вы должны сейчас определить основные характеристики всех устройств внешней памяти вашего компьютера, а результаты записать в тетрадь.

10 мин.

Организует самостоятельную работу, дает консультации

Узнают основные параметры устройств внешней памяти. Результаты записывают.

Учащиеся узнают, как узнать параметры устройств внешней памяти с помощью программы SiSoft Sandra.

5. Первичное закрепление знаний

- Давайте ответим на вопросы:

  • Почему сердечник магнитной головки изготавливается из магнитомягкого материала, а магнитный слой носителя – из магнитожесткого материала?
  • Как можно увеличить информационную емкость жестких дисков?
  • Почему в CD-дисководах используется инфракрасный лазер, в DVD-дисководах – красный лазер, а в HD DVD- и Blu-Ray-дисководах – синий лазер?
  • В чем состоит различие между дисками CD-ROM, CD-R и CD-RW?
  • Что означают числа маркировки DVD-дисководов?
  • В чем состоит отличие микросхем флэш-памяти от микросхем оперативной памяти?
  • В чем состоит преимущество флэш-памяти перед магнитной и оптической памятью?
  • Как практически можно определить параметры внешней памяти?

5 мин.

Организует фронтальный опрос учащихся

Отвечают на вопросы

Проверка и закрепление материала

6. Постановка домашнего задания

  1. Прочитать по учебнику материал по теме;
  2. Определить параметры внешней памяти своего при помощи программы SiSoft Sandra.
  3. Найти самостоятельно в Интернете программу для определения параметров внешней памяти и воспользоваться ей для выполнения домашней работы (для желающих)

1 мин.

Дает пояснения по домашнему заданию

Записывает домашнее задание

Определена домашняя работа

7. Рефлексия

Подводится итог урока. Учащиеся задают вопросы

1 мин.

Организует подведение итогов урока, отвечает на вопросы учеников.

Участвуют в подведении итогов, задают вопросы

Подведены итоги урока. Дан анализ работы учащихся

Используемая литература:

  1. Н.Д. Угринович, учебник по информатике для 10 класса, профильный уровень, М, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008 год,
  2. Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» 10-11 класс, М, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006 год