Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, меняются – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход.

Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

Именно применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.

При этом каждый учитель, применяющий образовательные компьютерные программы на уроках английского языка, должен знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методологическим требованиям:

  • концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
  • системность: наличие всех признаков системы (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность)
  • эффективность: гарантируя результаты, соответствующие образовательным стандартам;
  • гибкость: возможность вариаций в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической действительности;
  • динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;
  • воспроизводимость: возможность использования технологии другими учителями в данном образовательном учреждении или в других. Образовательное пространство в наши дни наводнили компьютерные обучающие программы, которые, безусловно, являются неплохим подспорьем в обучении. Но, тем не менее, внедрение компьютерных образовательных программ в массовую школу показывает, что роль педагога по-прежнему остается весьма существенной. Несмотря на огромное преимущество компьютера, по сравнению с другими техническими и наглядными средствами обучения, именно учитель может обеспечить целостность и системность в обучении. В практике обучения информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео). Исследования учёных показывают, что компьютер является приоритетным информационным средством, который позволяет осуществлять новые качественные изменения в системе образования, включая и обучение иностранным языкам. Мы пришли к выводу, что сегодня, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся компьютерными технологиями, учитель может использовать эту возможность как средство развития творческих способностей на уроках иностранного языка.

Компьютерные технологии представляют мощный инструмент мотивации, а при умелом использовании – эффективный инструмент развития творческих способностей. Использование компьютера помогает:

  • совершенствовать самостоятельную работу учащихся;
  • обеспечивать процесс новыми ранее недоступными материалами, которые делают учебную деятельность более эффективной и интересной;
  • наглядно предъявлять языковой материал, а также создавать условия приближенные к реальной среде и т.д.

Анализ исследований проблемы творчества даёт возможность сделать вывод, что креативность – это способность, которая даёт человеку возможность порождать новые и необычные идеи, отклоняться в мышлении и поведении от традиционных схем и стереотипов, разрешать проблемные ситуации. Она вмещает в себя совокупность мыслительных и личностных качеств, которые определяют способность к творчеству.

Как показывает опыт, иностранный язык представляет благодатное поле формирования и развития личности ребёнка. При обучении иностранному языку (в частности, английскому) развивается интеллект, воображение, внимание, наблюдательность, речемыслительные способности и креативность. Причём особое внимание учитель должен придать именно развитию креативности.

Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос акцента с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Моя система работы помогает активно воздействовать на формирование языковой компетенции учащихся, развивая при этом их языковой вкус и чутьё, формировать и развивать навыки.

В условиях информатизации образования учитель выступает в роли режиссера, который призван направить информационный поток в целях наиболее эффективного обучения. Учитель должен прагматично подходить к использованию информационно-компьютерных технологий, и смотреть на компьютер не как на своего конкурента, а как на более совершенный по сравнению с другими средствами обучения инструмент.

Применение компьютерных программ в обучении английскому языку, никоим образом, не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает ее эффективность, так как учитель может сконструировать такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели. Гораздо эффективнее продемонстрировать небольшой фрагмент, нежели показывать полностью учебный видеофильм, рассчитанный на целый урок, а иногда и более.

Приемы применения компьютерных технологий на уроках английского языка:

  • компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующихся на этапе закрепления и повторения пройденного. Компьютерные тесты – это четкое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа. Для учителя тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного. Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу получает оценку за ответы. Может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что дает возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворительного результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Таким образом ученики приобретают навыки самоконтроля.

  • электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

  • медиатексты в электронном формате («скаченные» на компьютер электронные библиотеки).

  • слайды с текстовым изображением, созданные учениками и учителем: обзор творчества писателя, биографии исторического персонажа, подготовка к докладу,

  • слайды с графическим изображением. (ученики создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий, диаграммы.

  • информация, заимствованная из сети Интернет, также можно осуществлять проблемное обучение посредством поиска информации в сети Интернет для подготовки домашнего задания, научно-исследовательской работы. Работа в сети Интернет предоставляет неограниченные возможности творчества для учеников и учителя, дает возможность использовать мировой опыт и знания в области образования и науки. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций. Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

  • научно-исследовательские работы учащихся в электронном виде (См. работу учащихся 10 класса «Два великих языка» , «Internet in our life», "Magazines in our life".)

Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка.

Остановимся на использовании компьютера для создания презентаций для уроков английского языка. Презентации можно использовать (в отличие от Интернета, как было сказано выше) и на начальном этапе обучения и на продвинутом. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран или персональный компьютер (ноутбук) для каждого учащегося. Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.

Стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает? Совершенно не обязательно постоянно использовать презентации, тем более что в некоторых случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока.

Существующие на рынке программного обеспечения средства построения презентаций позволяют без программирования в короткий срок создавать, и при необходимости изменять, компьютерные презентации. Одна из самых эффективных программ для создания презентаций – Microsoft Power Point. Она позволяет учителю в короткие сроки создавать собственные презентации. Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования компьютерных презентаций в образовании.

Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:

  • повысить мотивацию учащихся;
  • использовать большое количество иллюстративного материала;
  • интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
  • вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

В данном случае компьютер служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.

В своей педагогической практике я широко использую презентации.

Красочно оформленные презентации вызывают большой интерес на начальном этапе обучения. Презентации решают проблему использования наглядного материала. Например, если раньше приходилось вырезать и приклеивать картинки на доску, то сейчас с помощью Интернет можно найти картинки и рисунки и сразу вставить на слайд. Если картинок много, то оформить несколько слайдов. Детям очень нравятся презентации. Создание презентаций требует творческого подхода со стороны учителя и просто хорошего знания компьютера. Таким образом, компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. В настоящее время использование компьютера в учебном процессе очень актуально.
Одна из самых эффективных программ для создания презентаций – Microsoft Power Point: Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.

Пятый год я провожу компьютерные уроки. Вариант компьютерного урока зависит от:

  • общей дидактической структуры урока,
  • варианта использования средств ИКТ,
  • объема делегируемых компьютеру функций учителя (формулы компьютерного урока),
  • вида используемых компьютерных средств.

Компьютер используется на различных этапах проведения урока:

Изучение (объяснение) нового материала. Учитель «не отменяется», он координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс. А «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную доску с кусочком мела заменяет интерактивная доска. На экране с помощью видеоряда, звука и текста происходит объяснение учебного материала. Для данного этапа урока подходит серия уроков по английскому и французскому языку «Достопримечательности Лондона», « Архитектурные памятники Парижа». Также интересны для учащихся компьютерные презентации, созданные учителем или самими учащимися (серия презентаций к УМК «Opportunities».)

Урок закрепления знаний. Основной недостаток классического традиционного урока – трудность учета индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися (индивидуальные трудности материала, темпа усвоения, типологические особенности развития ребенка). Использование компьютера организовать внутриклассную групповую дифференциацию. При этом структура урока становится нелинейной. Обычно класс делится на три группы: 1) учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять, 2) учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы, 3) учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение. Каждая группа работает по своему варианту. Одна или две группы садятся за компьютеры, с третьей занимается учитель, затем может происходить смена групп. Часть учащихся может работать по индивидуальным образовательным программам. Компьютер позволяет провести экспресс-диагностику усвоения и в зависимости от её результатов провести соответствующую коррекцию. На данном этапе урока возможно использовать тесты. Учитель может и сам составить свои тесты для учащихся с низкой успеваемостью.

Повторение изученного. Актуализирующее повторение в первой части урока в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст – звук – изображение): тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями... При повторении для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера. Учащиеся представляют подготовленные дома компьютерные презентации по различным вопросам теории английского языка.

Контроль знаний. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:

  • осуществляется индивидуализация контроля знаний (учет разной скорости работы учащихся, дифференциация по степени трудности),
  • повышается объективность оценки,
  • ученик видит детальную картину собственных недоработок,
  • оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса,
  • на процедуру оценивания затрачивается минимальное – количество времени.

Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных ошибок и затраченного времени.

Домашнее задание. В качестве домашнего задания каждый ученик может получить задачу –составление презентации, составление схем, таблиц, клипа и т.д.

Проблема здоровья

Согласно опубликованным в литературе данным, оптимальная частота и длительность применения традиционных ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности учащихся. Периоды напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия.
Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным нормам, составляет: для учащихся начальной школы – 10-15 минут, средней ступени – 20-25 минут, старшей ступени – 30 минут.

Подводя итоги, хочется заметить, что педагогами гимназии по всем направлениям была проделана большая поисковая и исследовательская работа. И к её позитивным результатам можно отнести:

  • создание непрерывного курса преподавания информатики в школе;
  • обучение педагогического коллектива школы основам работы на компьютерной технике (68%)
  • приобретение большого опыта учителями-предметниками в составлении проектов к своим урокам (создан банк презентаций);
  • приобретение определенного опыта работы с информационными коммуникативными технологиями; в школе большое количество уроков по различным предметам проходит с применением ИКТ
  • высокая интенсивность использования компьютерной техники;
  • обмен опытом с коллегами путем проведения семинаров, конференций, мастер-классов.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет :

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным
  • библиотекам, другим информационным ресурсам.

В перспективе, хотим мы того или нет, но нам придется обратиться и к другим формам образования. Уже сейчас со всей актуальностью встает проблема дистанционного обучения на базе ИКТ. Если мы хотим действительно разгрузить наших школьников, то решение этой проблемы следует искать в использовании ИКТ и дистанционного обучения. В этой области нам предстоит еще много работы. Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Итоги инновационной работы педагогов лицея по всем направлениям позволяют сделать вывод о том, что нашим педагогическим коллективом сделан большой шаг к достижению поставленной цели. Однако, как показывает опыт, использование ИКТ в образовательном процессе школы может привести к решению острых проблем, стоящих перед образованием, лишь в том случае, если будет осуществлена их системная интеграция по всем направлениям функционирования образовательного учреждения: воспитательному, образовательному, организационному, методическому и другие. Поэтому, дальнейшее совершенствование информатизации педагогического процесса школы видится в широком внедрении средств и методов ИКТ в структуру педагогической диагностики: воспитательных возможностей классного коллектива, профессиональной направленности личности школьника в соответствии с особенностями психического развития, социального развития школьников, воспитательного потенциала семьи школьника. Результатом такой работы должно стать научно-обоснованное планирование образовательного процесса в целом. В этом направлении я вижу продолжение своей работы по разработке и внедрению средств ИКТ в образовательный процесс гимназии с целью повышения его эффективности.