Занятие по теме "Учимся общаться"

Разделы: Работа с дошкольниками


Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

А.Сент-Экзюпери.

Общение, по определению М.И. Лисиной – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, однако из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности.

Как вид деятельности общение нечто больше, чем разговор с партнером.  Необходимо с детства формировать у подрастающего поколения социально-психологическую готовность к общению и взаимодействию друг с другом, с людьми разного возраста и положения в обществе.

Общение может осуществляться с помощью речевых (словесных, вербальных) и речевых (невербальных) средств. По данным ученных, если процесс общения принять за 100%, то на передачу информации только за счет слов приходится 7% звуковых средств (тип голоса, сила звука) – примерно 35-38%, а за счет невербальных средств, т.е. мимики, жестов и поз – 55-65%. Таким образом, мимика, жест и поза несут гораздо больше информации, чем слова.

Неречевая коммуникация (передача информации без слов) представляет собой сложный процесс взаимодействия людей. В нем участвуют  и мимика, и понтомимика и интонация речи (голосовая мимика).

Мимика – это координированные движения лица, отражающие чувства и эмоции человека. Это «зрительный язык», главное средство несловесного общения.

Пантомимика – один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, позе, которые передают его переживания, отношение к тем или иным явлениям. Осанка – это положение головы и туловища. Важным компонентом  пантомимики становится жест – выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевого общения.

В мимике, жестах, позах выделяют непроизвольные движения, вызванные переживаемыми эмоциями, и произвольные телодвижения, служащие для сознательной передачи определенной сигналов. Например, подмигивание, выражения вежливого внимания, гримасы, насмешливое выражение лица, иллюстрирующие речь.

Наблюдая оценки общения людей, ученые заметили, что параллельные звуковые и бессловесные  «тексты» скоординированы между собой. В тех случаях, когда вербальные (словесные) и невербальные сигналы (мимика, жест, позы) не совпадают по значению, люди интуитивно выбирают и доверяют невербальной информации. Такой выбор обусловлен импульсами подсознания человека, которые он сам не может подделать. Это приводит к тому, что в процессе общения  партнеры доверяют языку телодвижений больше, чем словам. Эксперименты ученых показали, что когда слова противоречат мимике и пантомимике человека, то слушающий речевое сообщение человек игнорирует слова. Эмоциональное развитие дошкольника тесно  связано с познавательным. Если хорошо развиты эмоции ребенка, то он лучше понимает детей и взрослых, ему легче дается обучение.

Детям не всегда удается понять и правильно определить испытываемое ими чувство, поскольку способность к произвольной регуляции эмоций развита недостаточно. Научиться полноценно выражать свои чувства ребенок может через овладение умением различать и сравнивать эмоциональные ощущения; определять их характер, например приятно-неприятно, спокойно-беспокойно и т. д. С этой целью педагоги используют различные формы работы: игры-драматизмы, беседы. Например, игра «Угадай настроение».

Педагог предлагает каждому ребенку рассмотреть набор карточек с различным настроением персонажей, затем он читает стихотворение и спрашивает, о каком настроении идет речь, прося ребенка показать соответствующую карточку.

1) Грустное настроение (слезы) :                2) Агрессия, злое настроение:

Это – ничья кошка                                        Шел король Боровик
Имени нет у нее                                            Через лес напрямик.
У выбитого окошка                                       Он грозил кулаком
Какое у нее жилье?                                        И стучал каблуком
Холодно ей и сыро,                                       Был король Боровик не в духе –
У кошечки лапа болит…                               Короля покусали мухи.

                         П. Токмакова                                                        В. Приходько

3) Испуг, страх                                               4) Недовольство

Говорят в больших кустах                             Сидит колдунья, дуется
По углам таится Страх                                   На целый белый свет:
Я пошел к большим кустам:                           Колдунье не колдуется,
Кто же там и что же там?                              Наколдовала к завтраку
                                                                         Из Африки банан,
                         А. Кондратьев                       
А появился – здрасьте вам!
                                                                          Из Арктики буран…
                                                                                                   
                                                                                                   М. Бродская