Равномерное прямолинейное движение. Способы описания движения. 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (889 кБ)


Цели:

  • Познакомить учащихся с табличным и графическим способами описания равномерного прямолинейного движения. Научить по графику определять основные характеристики движения тела (вид зависимости, координаты тела в начале движения и в конце, определение значения скорости движения тела, составление уравнения движения);
  • Содействовать развитию пространственного мышления, образности восприятия, вниманию и научному мировоззрению школьников;
  • Воспитывать чувства ответственности, самопознания и аккуратности. Формировать компетентность учащихся.

Оборудование: презентация, оборудование для демонстрации презентации.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята! Все готовы к уроку.
На вас надеюсь, я друзья.
Вы хороший дружный класс.
Все получится у нас

2. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы поговорим про способы описания прямолинейного равномерного движения. (слайд 1)

3. Актуализация опорных знаний.

  • Какое движение называется равномерным прямолинейным? (слайд 2)
  • Чем отличаются друг от друга равномерные прямолинейные движения улитки, спортсмена и рыси? (слайд 3)
  • Что показывает скорость равномерного прямолинейного движения? (слайд 4)
  • Вспомните основные понятия скорости равномерного прямолинейного движения. Заполните таблицу (обозначение, формула-определение, единица измерения, физические смысл) (слайд 5).
  • Решите задачу: «Диспетчер, определяя скорость самолета при равномерном прямолинейном движении, внес в компьютер следующие данные: расстояние от Москвы до Ташкента – 2736 км; время полета – 3,8 ч; скорость – 720 км/ч. Пилот, на приборах в кабине самолета, зафиксировал следующие показания скорости – 200 м/с. Нет ли здесь ошибки?» (слайд 6)
  • Каким прибором измеряют скорость движения? (слайд 7)
  • Рассмотрите шкалу спидометра. Каков верхний предел измерения этого прибора? Какова цена деления шкалы спидометра? Снимите показания этого прибора (слайд 7).
  • Зачем людям знать значения скорости? (слайд 8)
  • Какая информация необходима для того, чтобы, например, составить расписание движения автобуса? Как диспетчеры узнают, где находится автобус в определенный момент времени, если известна траектория его движения? (пользуясь экспериментальными данными (время и средняя скорость) диспетчер рассчитывает перемещение автобуса)

4. Объяснение нового материала.

Давайте и мы, наблюдая за движением мотоцикла, получим необходимые экспериментальные данные и заполним таблицу (слайд 9).

Заполнение таблицы:

Время, мин

0

10

20

30

Координата, км

0

20

40

60

Проекция перемещения, км

0

20

40

60

  • Пользуясь сведениями таблицы, попробуй предсказать, будет координата тела в момент времени 5 минут или 25 минут. Какой будет проекция перемещения за 15 минут или 40 минут? (слайд 10)

Сведения из таблицы можно представить в другом удобном виде: в виде ГРАФИКА. Для этого вспомним, что координата движущего тела зависит от времени движения. (слайд 11) Изобразим две взаимно перпендикулярные оси. Одну расположим горизонтально, а другую - вертикально. По горизонтальной оси будем откладывать время в минутах, а по вертикальной – координату тела в километрах. (слайд 12) Масштаб по осям выберем так, чтобы удобно было считать информацию.

Нанесем на плоскость точки, пользуясь данными таблицы (слайд 12). На плоскости появилось несколько точек – это экспериментальные точки (слайд 13). Соединив точки между собой, мы получим прямую линию. Эта линия является графическим представлением табличных данных или просто графиком, выражающим зависимость координаты тела от времени его движения.

Таким образом, мы получили график зависимости координаты от времени. Коротко это можно записать так: х (t)

Посмотрите на график (слайд 14). Найдите не экспериментальную точку.

  • В какой момент времени тело находилось в данном месте дороги?
  • В каком месте дороги находилось тело в этот момент времени?
  • Можно ли по графику предсказать, какой будет координата тела через 50 минут после начала движения?
  • Сравните два графика (слайд 15, а потом слайд 16) в чем сходства и различия.

Мы знаем, что если движение равномерно, то перемещение (или расстояние) можно рассчитать по формуле Sx = Vx t, где Vx – проекция скорости движения тела на оси ОХ.(слайд 17).

  • Можно ли, пользуясь графиком зависимости перемещения от времени рассчитать скорость движения тела? Пользуясь графиком, вычислите значение скорости, которое достигло тела в конце движения.
  • А можно ли рассчитать скорость движения по графику зависимости координаты тела от времени (слайд 18)? Оказывается тоже можно. Для равномерного прямолинейного движения: х = х о + Sx , но Sx = Vx t, значит, х = х о + Vx t. Зная эту формулу легко определить скорость тела в любой момент времени. Попытайтесь определить скорость тела в конце движения.

5. Закрепление пройденного материала

По графику движения (слайд19) определите основные характеристики движения (вид движения, начальную координату, значение скорости движения тела).

6. Домашнее задание

Домашнее задание: §12 , читать

7. Подведение итогов урока

Продолжи фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал (а)….
  • Теперь я могу …
  • Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…

СПАСИБО ЗА УРОК