Интегрированный урок развития речи в 6-м классе "Сочинение – описание природы в художественном стиле". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • Образовательные:
    • обучить написанию сочинения-описания природы в художественном стиле;
    • продолжить формирование умения составлять связный текст;
    • вырабатывать орфографическую зоркость.
  • Развивающие:                
    • развивать наблюдательность, творческое воображение на основе восприятия художественных образов стихотворений, картин, музыкальных произведений;
    • развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
    • развивать связную речь и логические умения составлять законченное сочинение-описание.
    • развивать коммуникативную, языковую и культуроведческую компетенцию.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к природе, живописи, музыке, поэзии;
    • воспитывать самостоятельность, творческую активность.
  • Практические:
    • включить всех и каждого не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом, картиной, музыкальным произведением;
    • на высоком уровне трудности, в быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийная презентация (Приложение 2); раздаточный материал: листы для сбора рабочего материала, примерный план сочинения – описания природы в художественном стиле, отрывки из стихотворений (Приложение 1).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, сообщение темы. Беседа. Ребята, посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока (Слайд 1). Скажите, это строчки из стихотворения какого автора? Как вы думаете, о каком времени года сегодня пойдёт речь?
Вы правы, сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями композиторов, поэтов, художников об осени. Мы будем учиться у мастеров слова красиво выражать своё отношение к осени. К концу урока у вас должен накопиться рабочий материал, который поможет вам написать сочинение об осени.
А какие чувства вызывает осень у вас и почему?

Обращаю внимание, на столах у вас раздаточный материал. Работа по сбору материала ведётся в рабочих листах.

 

Называют имя А.С.Пушкина.
Говорят, что речь пойдёт об осени.

 

Высказывают мнения, что осень вызывает и положительные, и отрицательные эмоции, потому что осень может быть очень разной.
Оформление записи в тетради (число, сочинение…)
Кладут листы перед собой, работают в них.

2. Определение целей урока. Объявляю цели урока.
Вспомним, что нужно для того, чтобы написать хорошее сочинение?
Итак, наша задача описать свою осень, опираясь на чувства, которые вызывает данное время года, используя знания, полученные на уроке.
Отвечают, что нужно сформулировать основную мысль, собрать рабочий материал, логически выстроить сочинение.
3. Сбор рабочего материала.
Анализ стихотворения.
Лексическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя

 

 

 

 

Анализ стихотворения

 

Описание картины.

 

 

 

 

Анализ стихотворения.

 

 

 

Анализ стихотворения.

 

 

 

 

 

Анализ стихотворения.

 

Описание картины.

 

 

 

 

Звучит произведение П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

 

 

Слово учителя.

 

Анализ стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание картины.

 

 

Выразительное чтение учителем отрывка из рассказа К.Паустовского «Жёлтый свет».

Учитель выразительно читает стихотворение А.С.Пушкина.
«Унылая пора! очей очарованье!» (Слайд  2)
Сени, очарование, чары (Слайд 3)
Какое чувство Пушкин испытывал к осени?
– Какие строки дают нам возможность сделать такой вывод?
– Как называет Пушкин осень?
– Нет ли противоречия в этих строках? Какой приём выразительности использует автор?
Подберём синонимы к слову очарование и запишем их в рабочие материалы:
Это оценочные эпитеты.

Вернёмся к стихотворению. Почему автор использует выражение «прощальная краса»?

«Пышное природы увяданье». Чем интересна эта строка?

Какие ещё приметы осени есть в этом стихотворении? Что меняется в природе?

А вы никогда не задумывались над тем, что осень может быть очень разной, поэтому и отношение к ней даже у одного человека противоречивое.
Сначала идёт осень красок, затем – осень ветров, и, наконец, осень дождей. Каждая пора прекрасна по-своему, но в природе они не разграничены чётко.
В мирную осень, полную вспыхнувших вдруг красок, врываются дожди и ветры. И, наоборот, поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго. Начинается осень с особенной тишины. Кажется, что природа задумалась. Все дела завершены, людям подарено тепло, выращен урожай. Природа отдыхает. Алексею Константиновичу Толстому  близка эта мягкая задумчивость, эта тишина осени. (Слайд 4)
Как называет первую пору «осень красок» Толстой?

 

Такую же «мирную» осень изображает И.Левитан на своей картине «Золотая осень». (Слайд 5) Рассмотрим эту картину. Что на ней изображено?
Какие краски использует автор?
Почему картина называется «Золотая осень»?
На этой картине изображён праздник осени.

 

 

А помните стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной», созвучное этой картине? Оно не повторяет левитановскую «Золотую осень» (да это и невозможно: близнецов в искусстве не бывает), но так близко ей по настроению (Слайд 6).
Какая осень описана в этом стихотворении?
Какие приметы осени можно выписать из этого стихотворения? –

А как называет Тютчев красоту осени?

Много примет осени и в стихотворении
К. Бальмонта «Поспевает брусника», которое мы с вами учили в 5 классе. Кто вспомнит? (Слайд 7).

Ребята, какое изобразительное средство автор использует в этом стихотворении?
Изобразительные средства помогают поэтам создавать такие красивые образы. Использование изобразительных средств украсит и ваши сочинения.
Мы с вами называли краски осени, рассматривая картину Левитана, а теперь послушайте, какие восхитительные краски использует Иван Бунин в своём стихотворении «Листопад» (Слайд 8).
Выпишем все краски осени.

С чем автор сравнивает лес? Почему? 

А чем пахнет осень у Бунина?
А ещё чем пахнет осенний лес?

 

 

Об осени писали многие поэты и художники.
Посмотрите, вот ещё одна «Золотая осень» И.Остроухова (Слайд 9).
Чем отличается эта картина от картины Левитана? Какие краски использует автор?

 

А теперь, ребята, давайте вспомним звуки, которые у нас связаны с приходом осени. Какие это звуки?
А кто знает композиторов, писавших об осени?  (Чайковский, Вивальди).
Давайте послушаем отрывок из произведения Чайковского «Времена года». Быть может, мы услышим ещё какие-то звуки осени? (Слайд 9. Звуковой файл).

Мы сказали, что звуком осени является шум ветра. Именно с ветра начинается осень ветров. Ветер старается сорвать пышное убранство лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в тёплые края. Он несёт уже не прохладу, а резкую колкость холода. Это отчётливо видно в стихотворении Н.Заболоцкого «Но вот приходит ветер» (Слайд 10).
Ребята, а какое здесь отношение у поэта к осени? 

Как изменяются краски?

Какая она, осень ветров?

И вот, когда осень ветров пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю, становится по-настоящему грустно, как в стихотворении А.Плещеева «Скучная картина» (Слайд 11).

Это пришла осень дождей, и мы иногда начинаем чувствовать себя беззащитными перед наступающим холодом, перед непрерывными дождями, перед свирепостью мечущихся ветров.
Как автор этого стихотворения называет картину осени? 
Какие приметы поздней осени можно записать в свой рабочий материал?
Найдите и выпишите из стихотворения А.Фета «Ласточки пропали» приметы поздней осени (Слайд 12).
Какое настроение у автора этого стихотворения?

А посмотрите как А.Саврасов на своей картине «Просёлок» изобразил осень дождей (Слайд 13).
Какие краски преобладают на картине?
Какое общее впечатление от картины?

Ребята, а давайте вспомним, кто из писателей-прозаиков писал об осени?
А вот послушайте ещё одно описание Паустовского (Слайд 14).

Находят стихотворение в раздаточном материале, слушают учителя, следят.

Говорят о любви поэта к этому времени года.
Читают строки
Унылая пора – очей очарованье. Осень для Пушкина очей (глаз) очарованье, то есть красота осени для поэта очаровательная.
Подбирают синонимы волшебная, чарующая, колдовская, восхитительная, пленительная, волнующая, завораживающая, торжественная, несказанная.
Записывают в рабочие материалы к сочинению.
Отвечают, что краса осени недолговечна, скоро ей на смену придёт зима.
В ней автор ставит рядом взаимоисключающие понятия: «увяданье», но «пышное». Природа прощается с нами и на прощание она показывается во всей своей красе.
Записывают в свои рабочие материалы: в багрец и золото одеты леса, ветра шум, свежее дыханье, небеса покрыты мглой, тучами, редкий луч солнца, первые морозы.

 

 

 

 

Подготовленный ученик читает отрывок из  стихотворения А.К.Толстого «Прозрачных облаков спокойное движенье», остальные следят, слушают. Записывают в рабочие материалы «осень мирная»

 

Луг, деревья на лугу, речка, вдали виднеются поля.
Записывают краски: листва золотая, жёлтая, оранжевая, красная, разноцветная; небо голубое, синее; трава: зелёная, коричневая…
Цвета на картине контрастны: нежно – золотая листва берёз и мрачная, лиловая вода реки. Трава то золотится под лучами солнца, то становится серовато – пепельной от тонких облаков, закрывших поле.
Ученик выразительно читает стихотворение. Остальные слушают, следят. 

«Первоначальная», ранняя.
Выписывают приметы осени: поле убрано, оно отдыхает, птиц не слышно, пусто всё, простор везде, воздух пустеет, он не такой, как раньше…
Дописывают эпитет дивная пора.

Вспоминают приметы осени, записывают их: стали дни холоднее, стаи птиц улетают, деревья в разноцветном уборе, солнце реже смеётся…
Олицетворение.

 

 

Выписывают лиловый, золотой, багряный; лазурь голубая, небо синеет…
С теремом. Терем очень красив. Это образ из сказки. Так и лес, как будто сказочный встаёт перед нами.
Лес пахнет дубом и сосной.
Листвой, увядающей зеленью, дождями, сыростью, грибами.
Записывают в рабочие материалы:  более поздняя «золотая» осень. Листья медленно слетают с деревьев, становятся ласковым, шуршащим покровом земли. Здесь уже нет нежной ласковости «Золотой осени» Левитана; видна скрытая, тайная настороженность. Тревожно от этой последней красоты леса. Краски: чёрные стволы и яркая, золотая листва, бурая трава и ясное голубое небо,которое глядит сквозь поредевшую листву.

Записывают в рабочие материалы звуки осени: шум ветра, шорох сухих листьев под ногами.

Слушают музыкальное произведение.
Высказывают свои мысли о звуках осени.

 

 

 

Подготовленный ученик читает стихотворение. Остальные следят.
Мы уже не видим любования и восхищения красивыми картинами природы.
Серая, неприятная, мглистая, холодная. Дописывают в эпитеты.

 

Самостоятельно работают со стихотворением.

 

Скучная.

Тучи без конца, дождик льётся.
Самостоятельно дополняют рабочие материалы.
«Тяжело, хоть плачь»

 

Дополняют рабочие материалы.

 

 

Вспоминают, что недавно на уроке записывали отрывок из произведения Паустовского, речь шла об осине. Именно это дерево осенью даёт нарядный убор.
Дополняют рабочие материалы.

4. Заключительный этап урока. Подведение итогов. Вот и подошло к концу наше с вами путешествие по осени. Благодаря произведениям мастеров живописи, музыки, поэзии, мы увидели осень во всей красе.
Материал для сочинения готов. Тема сочинения может быть широкой: «Осень – моё любимое время года», «За что я люблю осень?», «За что я не люблю осень?»; а может быть узкой: «Осенний сад», «Осень в лесу», «Осень дождей», «Золотая осень» и т.д. Объектом описания может быть лес, сад, двор.   В сочинении должно быть вступление и заключение. У вас на партах есть план, по которому мы сегодня работали. Этот план поможет в написании сочинения. Можно использовать слова из стихотворений, оформляем их в кавычках, ссылаясь на автора. Попробуйте сами сочинить стихотворение. Всем спасибо, творческих находок!
 

 

 

Просматривают рабочие материалы.