Интегрированное занятие на тему "Знакомство с внешним строением тела человека"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

Познакомить детей с внешним строением человека, объяснить взаимосвязь отдельных органов как единое целое всего организма.

Довести до понятия детей значение органов для жизни и деятельности человека. Обратить особое внимание на то, как необходимо соблюдать личную гигиену как средство укрепления здоровья.

Воспитывать у детей желание более глубоко и подробно изучать самого себя. Учить детей любить себя, своё тело и свой организм.

Помочь детям ближе познакомиться друг с другом, создать обстановку психологического комфорта.

Оборудование

  1. Картинки с изображением животных и человека;
  2. Таблицы с изображением внешнего строения человека;
  3. Книга “Я – человек, ты – человек”;
  4. Таблица с изображением строения кожи человека;
  5. Ручные лупы на каждого ребёнка.

Ход занятия

Дети, вы знаете, что на земле живёт очень много различных живых существ. Одни из них ползают, другие летают, третьи прыгают. Давайте вспомним, кто из животных летает? Ползает? Плавает? Прыгает?

Ответы детей.

Появление всех живых существ происходит по-разному. Рыбы – из икринок, птицы – из яиц, собаки, коровы, лошади – рождают детёнышей. Самый совершенный из всех живых существ – человек. У человека много общего с другими животными, и всё же он не такой, как они. Какой же он? Что скрывается под нашей кожей? Что там происходит внутри? Вот об этом мы и побеседуем с вами сегодня.

Дети, посмотрите друг на друга внимательно, обратите внимание на части тела и назовите их.

Ответы детей: голова, туловище, руки, ноги, шея.

Наше тело покрыто кожей. Оттяните правой рукой кожу на левой руке, затем отпустите. Что произошло? Кожа вернулась на своё место, она обладает эластичностью. Кожа защищает наше тело от повреждений. Царапины, ссадины, порезы, ожоги и синяки приходится терпеть именно коже. Человек в коже – это всё равно, что апельсин в кожуре или дерево в коре.

Наша кожа охраняет организм от микробов. Микробы – это мельчайшие невидимые глазу живые существа, некоторые из них приносят нам болезни. Но сквозь здоровую и чистую кожу они в тело не попадут. Кожа для них – как высокий непреодолимый забор.

Кожа очень важна для нашего организма, она защищает нас от жары и холода, от ветра и сырости.

А теперь, ребята, возьмите лупы и рассмотрите кожу разных участков тела. Что вы заметили? Чем покрыта кожа? Волосками и порами – углублениями. Через поры в организм поступает воздух, который так необходим каждой клеточке. Также через поры выделяется пот.

Наша кожа, как пирог, состоит из нескольких слоёв.

(Показ таблицы с изображением кожи).

Первый слой – тонкий наружный – называется эпидермис. Второй слой – внутренний – собственно кожа. Наружный слой наиболее развит на ладонях и подошве ног. Он выполняет защитную функцию. Он не пропускает воду, газы, твёрдые частицы. Во внутреннем слое находятся кровеносные сосуды, сальные и потовые железы, волосяные сумки. Через кожу выходит много ненужных и даже вредных для нашего организма веществ. Вот поэтому о коже надо заботиться.

Дети, запомните следующие правила ухода за кожей:

  1. Нужно каждый день ополаскиваться тёплой водой, регулярно мыться с мылом и мочалкой.
  2. Если кожа у тебя чешется или ты поранился, ушибся, обязательно скажи об этом родителям.
  3. Не играй со спичками и с огнём, иначе ты можешь сильно обжечься.
  4. В холодную погоду защищай кожу от обморожения. Особенно береги от мороза пальцы рук и ног, кончик носа и уши.
  5. Летом нельзя слишком долго загорать под солнцем, это может привести к опасному ожогу кожи.
  6. Ешь побольше свежих овощей и фруктов, пей много молока. Твоя кожа будет чистой и гладкой, если ты будешь получать с пищей достаточно витаминов.

Дети, давайте внимательно рассмотрим части тела. Что есть у нас на го лове? Что есть у нас на лице?

Ответы детей.

Воспитатель:

Посмотрите друг другу в глаза, и скажите, какого они цвета. Попробуйте закрыть глаза. Долго мы не можем выдержать, нам хочется быстрее их открыть, чтобы видеть, что происходит вокруг. Глаза являются органом зрения. Через них, как через два сверкающих окна, мы смотрим на наш прекрасный мир.

Ребёнок читает отрывок из стихотворения Н. Орловой “Ребятишкам про глаза”

Посидим совсем немножко
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно
Ничего вокруг не видно!

Воспитатель:

Защищают глаза веки с ресницами. Они нужны для того, чтобы в глаза не попали пыль, грязь, мелкие соринки.

Ребёнок читает стихотворение “Береги зрение”

К окулисту пришёл крокодил, плакал горько, совета просил:
Я весь день телевизор смотрел, до полуночи с книгой сидел.
Свет обычно включать не любил, в темноте вечера проводил.
Видел все! А теперь не могу! Врач ответил: “Я вам помогу!”
Но при этом с досадой сказал: “Вам беречь надо было глаза!
Непростительное поведение – так испортить хорошее зрение!
В темноте никогда не читайте, телевизор пореже включайте,
И придётся очки заказать, чтобы снова газеты читать!

Воспитатель:

Выше глаз у нас расположены брови. Для чего они нам нужны? Брови задерживают пот, воду, стекающую со лба. Пот слепил бы глаза и раздражал их.

Ниже глаз расположен нос. Попрошу вас: сделайте глубокий вдох через нос, а затем выдохните. Носом мы дышим. Кроме того, носом мы различаем запахи. Как много запахов вам известно? Без труда по запаху мы можем узнать, что готовится в кухне. Мы различаем запахи живых цветов, костра, духов.

Большинство животных чувствуют запахи ещё лучше, чем люди. Например, олень чувствует запах врага на огромном расстоянии и успевает убежать или спрятаться.

Внутри носа что-то постоянно движется – это реснички, которые задерживают пыль, чтобы она не проникала дальше в наш организм.

Итак, носом мы воспринимаем окружающие запахи и дышим.

Ребёнок читает стихотворение Э. Мошковской “Мой замечательный нос”

Я ничего не знаю
И вдруг мой нос говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит!
Я ничего не знаю
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсины
И во-о-он туда положил!
Я ничего не знаю
Я в духоте сижу
Нос говорит: “Погуляем?
Очень тебя прошу!”
Ходишь с ним и гуляешь,
Он говорит со мной,
Он говорит: “А ты знаешь,
Пахнет уже весной!”

Воспитатель:

Ниже носа находится рот, вокруг рта – губы. Во рту человека находятся слюнные железы, которые постоянно вырабатывают слюну. Когда мы не едим, слюны во рту мало. Во время еды слюнные железы вырабатывают больше слюны. Без слюны мы бы и кусочек хлеба не проглотили.

Во рту у нас находятся зубы. У взрослого человека из 32. Зубы состоят из самого твёрдого вещества, которое есть в нашем организме. Это вещество намного прочнее, чем кости. Но ведь зубы и должны быть такими прочными, ведь мы пережёвываем ими пищу три раза в день в течение всей жизни.

Физкультурная минутка.

Живут мальчики – весёлые пальчики (поднимаем руки вверх, “фонарики”)
Озорные ножки ходят по дорожке (ходьба)
Шея крутит головой (вращения головой)
Повторяйте все за мной!
Вправо, влево оборотик (руки на поясе, повороты вправо, влево)
Покажите мне животик (правой рукой по часовой стрелке водим по животу)
Наше тело подтянулось (встаём на носочки, руки вверх)

И вперёд слегка нагнулось
Как берёзонька стройна
Стала ровною спина!
А теперь все потянулись,
И друг другу улыбнулись!

Воспитатель:

С правой и левой стороны головы у человека находятся уши. Потрогайте их. Почти при каждом движении раздаётся звук: стук, шорох, пение, речь. Мир полон звуков. Все эти звуки мы различаем с помощью ушей.

Для того, чтобы слышать как можно лучше, нужно соблюдать определённые правила:

  1. Никогда не засовывай ничего ни в своё ухо, ни в чужое.
  2. Если ты почувствуешь боль в ухе, обязательно скажи об этом родителям.
  3. Никогда не кричи никому в ухо. Это может повредить слух.
  4. Приучись включать телевизор на небольшую громкость. От громкого звука слух ухудшается.
  5. Не забывай мыть уши.

А сейчас давайте поиграем в игру “Эхо”.

Воспитатель:

Ребята, а зачем нужны руки и ноги?

Ответы детей.

Воспитатель:

А сейчас мы в игровой форме повторим, из чего же состоит тело человека?!

Повторяйте за мной и показывайте то, о чём мы будем говорить.

– головушка – солнышко (гладят голову),
– лобик – бобик (набычиваются),
– носик – абрикосик (закрывают глаза и пальцем дотрагиваются до кончика своего носа),
– щёчки – комочки (мнут пальцами щёки, осторожно трут их ладонями),
– губки – голубки (вытягивают губы в дудочку),
– глазки – краски (раскрывают пошире глаза, смотрят на мир, любуясь его красотой),
– реснички – сестрички (моргают глазами),
– ушки – непослушки (трут тихонько пальцами свои уши),
– шейка – индейка (вытягивают шею),
– плечики – кузнечики (дёргают плечами вверх – вниз),
– ручки – хватушки (имитируют хватательные движения),
– грудочка – уточка (грудь колесом),
– пузик – арбузик (выпячивают живот вперёд),
– спинка – тростинка (выпрямляют спину),
– ножки – сапожки (топают ногами).

Воспитатель:

Вот и повторили, из чего состоит тело человека.

А какие мощные у нас ноги! Они носят всё наше тело. Думаю, что вы убедились, что невозможно нам без рук и ног!

А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки!

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.  /Глаза/

Вот гора, а у горы две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит! /Нос/

На одной горе много травы,
Да скот эту траву не ест. /Волосы/

Твои помощники – взгляни –
Десяток дружных братцев,
Как сладко жить, когда они
Работы не боятся! /Пальцы/

Мы на них стоим и пляшем,
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут,
Подскажи, как их зовут?  /Ноги/

Тридцать два молотят,
Один поворачивает. /Зубы и язык/

Воспитатель:

Дети, вот и подошло к концу наше занятие. Мы сегодня вспомнили самое важное, из чего состоит тело человека. А что у нас внутри, вы узнаете на следующем занятии. Ещё я хочу вам напомнить: бережно относитесь к себе и к своему телу. Берегите своё здоровье!

Литература

  1. А.Я. Шахомирова, Л. Ю. Синфа Учебно-методическое пособие “Будь здоров, малыш”.
  2. Родригес Вида Алеко “Тело человека, нескучная анатомия”, М: “Лабиринт”.
  3. Г.А. Юдин “Главное чудо света”.