Песня, танец, марш. 1-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 1


Цель:

  • Закрепить термины: песня, танец, марш.
  • Повторить вокально-хоровые навыки.
  • Развивать умения петь и играть в ансамбле.
  • Воспитывать музыкальную культуру.

Ход урока

Учитель: ребята, сегодня к нам пришли ваши любимые сказочные герои, они помогут нам провести урок. Это Любознайкин и Незнайка.

Любознайкин: Незнайка, я сейчас объясню, почему я тебя так срочно вызвал. Моя тётушка Музыка, которую я очень люблю, попросила меня выучить с её классом оперу «Семеро козлят». Ты знаешь также, что мне всё интересно, и я посещаю занятия не только по музыке, но и по рисованию, танцам, моделированию, и у меня совсем мало времени. Могу ли я рассчитывать, что ты мне поможешь?

Незнайка: очень охотно… только, что я могу сделать? Я плохо разбираюсь в музыке.

Любознайкин: музыка?.. Но это очень просто.… К тому же я тебе всё легко объясню. Смотри, вот партитура оперного спектакля.

Незнайка: но это дьявольски сложно! Сколько здесь всяких значков!

Любознайкин: не мучайся, я тебе всё объясню. Начнем, пожалуй, с трёх китов!

Незнайка: да ты просто издеваешься надо мной, какие ещё киты? Я лучше уйду.

Любознайкин: ты, конечно, знаешь красивую сказку о трёх китах, которые в древности держали Землю.

Незнайка: да, давным-давно люди думали, что Земля плоская и плавает в океане, а киты не дают ей утонуть. Но причём здесь музыка?

Любознайкин: как ни странно, в музыке существуют свои «три кита». На них, можно сказать, почти вся музыка держится с тех незапамятных времён, когда лишь зарождалось это волшебное искусство звуков.

Незнайка: что это за киты такие?

Любознайкин: песня, танец, марш.

Незнайка: а почему не опера или симфония?

Любознайкин: на свете есть великое множество людей, которые никогда не слышали музыки, сочинённой композиторами, никогда не видели нот, не знают, что существует нотная грамота; которые ни разу не были, ни на одном концерте, не слышали ни хора, ни оркестра. Но я уверен, что не было, нет, и никогда не будет на земле человека, не спевшего за свою жизнь хотя бы одну песню, не станцевавшего хотя бы один танец, не участвовавшего в каком–нибудь шествии – марше под звуки самых простых инструментов.

Незнайка: выходит, что без «трёх китов» в музыке нельзя обойтись?

Любознайкин: а теперь попробуй услышать их в музыке.

Музыкальная разминка – угадай «киты». (Музыка по выбору учителя).

Незнайка учится петь, запел любимую песню про день рождения! Тут же в комнату вбежала тетушка Музыка: «Что случилось? Почему ты так кричишь?

Незнайка, обидевшись: я думал, чем громче поёшь, тем лучше.

Тётушка Музыка: петь надо, чтобы люди тебя слушали, а не разбегались при первых звуках. Начнём с азов.

Правильно держи спину:
Если хочешь сидя петь,
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей
Ноги в пол упри смелей.
Раз! Вдох! И запел  
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – всё свободно
Петь приятно и удобно.

Понял, Незнайка?

Незнайка: всё понял.

Незнайка встал ровно, как струнка, улыбнулся и запел: «Дождик, дождик льётся…» (песня по выбору учителя).

Любознайкин: молодец, только ты очень часто берёшь дыхание, и песня у тебя как будто «запыхалась», бежала, бежала, спотыкаясь по мостовой. Вдох нужно делать в начале фразы и после её окончания.

Мягким делать вдох старайся,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри не отвлекайся,
Сделал вдох - замри потом.
Вдох делай тихим, плавным,
Как кружки листа -
Вот и выйдет песня славной,
И свободна и чиста.

Незнайка: эх (вздохнул), ничего у меня не получается, видно у меня таланта нет.

Любознайкин: не расстраивайся, главное иметь желание и верить в успех – и всё у тебя получится. А сейчас необходимо отдохнуть.

Незнайка на прогулке.

Вышел Незнайка на прогулку, видит, ребята играют в игру «Золотые ворота», начал со всеми хороводы водить и забыл свои первые неудачи.

Игра «Золотые ворота» (Золотые ворота, проходите, господа, первым маленький идёт за собой гостей ведёт).

Набегался, наигрался Незнайка, пришёл домой, а бабушка сказку на ночь ему приготовила.

Рассказ бабушки: давным-давно жила в волшебной стране, название которой Искусство, хрупкая нежная принцесса Музыка. Была она весёлой, жизнерадостной. И мать с отцом души в ней не чаяли. Со всеми она приветлива была, и все жители страны её очень любили. Но вдруг она заболела, и с каждым днём болезнь её усиливалась. Не могли помочь никакие доктора и заморские лекари. Тут приходит королевский пастушок говорит: «Позволь мне попробовать вылечить принцессу». Король рассмеялся над ним, какие профессора из заморских стран пробовали, а толку нет.

Пастушок: не надо мне полцарства, просто мне жаль Музыку.

Король: ну что ж, дело твоё.

А пастушок был просто наблюдательным; он заметил, что Музыка начала болеть в тот день, когда недалеко от королевского замка поселился великан по имени Шум. Его так прозвали из-за того, что бы он ни делал, издавал много шума. Он шумел даже когда спал, потому что сильно храпел. И вот Пастушок попросил великана удалиться подальше от дворца. Великан был добрый, поэтому он послушался, и ушёл подальше в лес. С тех пор Музыка стала выздоравливать. Она такая хрупкая, что не выносит малейшего шума, и очень хорошо себя чувствует только в тишине. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Учитель: ребята, давайте поблагодарим Любознайкина и Незнайку за урок. Мы многое сегодня повторили и узнали нового. А сейчас мы все вместе споём нашу любимую песню (по выбору учителя).