Методическая разработка урока "Тайны симфонического оркестра"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока:закрепить и обобщить знания учащихся о группе деревянных духовых инструментах, познакомить с группой медных духовых инструментов симфонического оркестра.

Задачи урока:

  • различать инструменты симфонического оркестра;
  • способствовать развитию общей и мелкой моторики;
  • воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества;
  • побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

Тип урока:изучение нового материала.

Используемое оборудование:

  • презентация;
  • диск «Энциклопедия классической музыки»
  • текст песни «Школьный корабль» Г.Струве;
  • мозаика инструментов;
  • карточки-раскраски;
  • картинки различных инструментов
  • инструменты: труба и туба.
  • аудиозаписи:
    • фрагменты – примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
    • фрагменты – примеры звучания различных видов оркестра;
    • П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;
    • А.Вивальди «Осень», Э. Григ «Утро»;
    • минусовая и плюсовая фонограммы песни Г. Струве «Школьный корабль».

План урока:

1. Оргмомент. Музыкальное приветствие. Вхождение в урок.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
3. Открытие новых знаний.
4. Проверка усвоения нового материала
5. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Музыкальное приветствие.

– Здравствуйте, ребята, здравствуйте!
– Здравствуйте Любовь Анатольевна.

Вхождение в урок

Звучит музыка Э.Грига «Утро».

(Слайд 1)

Учитель: Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните... Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту осени, тепло солнечных лучей.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока

Учитель: Кто нам аккомпанировал, когда мы разговаривали?

Ученики: Много инструментов (Оркестр)

Учитель: Правильно. А кто мне может сказать, что такое оркестр?

ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Какие оркестры вы знаете? (Дети называют)

(Слайд 2)

Учитель: Определите вид оркестра.

(Слайды 3-6)

Дети показывают виды оркестров на карточках. (Приложение 1)

– А по звучанию узнаете оркестры? (Музыкальный диктант)

Звучат фрагменты различных оркестров. Последним звучит симфонический оркестр.

(Слайд 7)

Учитель: Поэтесса Татьяна Лаврова написала замечательный стих об оркестре.

«Дирижёрской палочкою осень
Нехотя взмахнула, повела,
Стайку скворушек, нырнувших в озимь
На румяной зорьке подняла.

Симфонический оркестр могучий
Фраки, надушив пыльцой цветов,
Тишину безвольную нарушив,
Зазвучал, запел на сто ладов».

Учитель: О каком оркестре идёт речь?

Ученики: О симфоническом.

Открывается тема урока «Тайны симфонического оркестра»

(Слайд 8)

Учитель: Мы раскрываем тайны симфонического оркестра. Какие инструменты входят в состав этого оркестра?

(Слайд 9)

Звучит фрагмент струнно-смычковой группы инструментов

Учитель: Скажите, пожалуйста, какая группа инструментов симфонического оркестра сейчас прозвучала?

Ученики: Струнно-смычковая группа инструментов

Учитель. Совершенно верно. Кто помнит, какие инструменты входят в состав этой группы?

Ученики: Струнная группа инструментов – скрипка, альт, виолончель и контрабас.

(Картинки этих инструментов размещаются на доске) Эти инструменты называются струнные смычковые, т.к. звук у них извлекают при помощи смычка ударом по струнам.

(Слайд 10)

Учитель: Ребята, а ещё какая группа инструментов входит в состав симфонического оркестра?

Ученики: Вторая группа – это духовые деревянные инструменты. Духовыми инструментами их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

Учитель: Ребята, какие деревянные духовые инструменты вы можете назвать?

(Слайд 11)

Ученики: К деревянным духовым инструментам относятся – флейта, кларнет, фагот, гобой. (Показываю внешний вид каждого инструмента и прикрепляю картинки на доске).

3. Открытие новых знаний

Учитель: Итак, ребята, мы с вами знакомимся с тайнами симфонического оркестра. Сегодня мы узнаем ещё одну тайну симфонического оркестра. Мы познакомимся с другими духовыми инструментами. Ребята, почему эти инструменты называются деревянными?

Ученики: Потому, что эти инструменты сделаны из дерева.

Учитель: А может кто-нибудь знает другой духовой инструмент.

Ученики: Труба…..

Показываю трубу и тубу.

Учитель: Как вы думаете, из чего сделана труба?

Ученики: Из металла? Из меди?

– Совершенно верно, ребята. Группа духовых инструментов делится на деревянные и медные духовые инструменты. И мы сейчас познакомимся с группой медных духовых инструментов.

(Слайд 12)

Звучит фрагмент медных духовых инструментов

Работа с диском «Энциклопедия классической музыки»

Учитель: К медным духовым инструментам относятся: труба, тромбон, валторна, туба.

(Показываю внешний вид каждого инструмента на открытке и их звучание на компьютере).

(Слайд 13)

Рассказ о трубе (Приложение 2)

– Особое внимание мы будем уделять трубе и тубе. Наша задача определить сходства и различия этих инструментов.

(Предлагаю детям сыграть на этих инструментах).

(Фрагменты звучания трубы и тубы)

Труба– духовой музыкальный оркестровый и сольный инструмент высокого регистра
Туба– самый низкий по звучанию духовой оркестровый музыкальный инструмент.
На доске размещаются картинки инструментов с названиями

(Слайд 14)

Записываем в словарь. Медные духовые инструменты: труба, тромбон, валторна, туба.

(Слайд 15)

Учитель: Медные духовые инструменты - величие оркестра. Великолепный вид, сверкающие раструбы тромбонов; грациозно завитые валторны, настолько же мягко отражающие свет, насколько мягко звучащие; трубы, небольшие, но эффектные, все еще напоминающие своих воинственных предков; короткая и толстая туба, немного смешная, несмотря на все свое великолепие; ну а звучание говорит само за себя.

Проводится физминутка. Презентация 2 Чайковский Марш (Приложение 3)

4. Проверка усвоения нового материала

(Слайд 16)

Учитель: А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.

Работа в парах

Детям раздаются рисунки, в которых спрятаны медные духовые инструменты симфонического оркестра.

(Приложение 4)

Задача: Найти на рисунке изображения медных духовых инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.

Рассматриваем и оцениваем задания

5. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Учитель: А теперь задание сложнее. (Приложение 5)

«Третий лишний»

  • Скрипка, контрабас, баян
  • Гобой, труба, кларнет
  • Барабан, альт, виолончель
  • Тромбон, фагот, валторна

Учитель. Ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием, а по тембру вы сможете узнать инструменты симфонического оркестра?

Проводится викторина «Узнай инструмент» (Приложение 9)

Учитель. А сейчас мне хотелось бы раскрыть ещё одну тайну симфонического оркестра. Симфонический оркестр не только может существовать сам по себе, но и под оркестр можно исполнять песни и мы сейчас попробуем это сделать, но прежде, чем петь погреем горлышки. И вспомним, как правильно брать дыхание при пении.
Сели удобнее и…

(Слайд 17)

…исполняем песню «Школьный корабль» сначала под баян, а затем под симфонический оркестр. (Приложение 6)

Учитель. Молодцы, ребята! Хорошо справились и с этим заданием, а сейчас мы поиграем.

(Слайд 18)

Проводится игра: Эстрадно-симфонический оркестр

– Какие музыкальные инструменты можно услышать в таком оркестре?

– Сейчас зазвучит музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах. Если я ошибусь – подайте мне сигнал – громко хлопайте в ладоши. Договорились? Тогда начнем.

(Звучит веселая музыка)

Учитель.

– Играем на скрипке
– на тромбоне
– на бубне
– на контрабасе
– на мясорубке

(Дети хлопают в ладоши)

Учитель.

– Играем на виолончели
– на скрипке
– на баяне
– на трубе
– на утюге

(Дети хлопают в ладоши)

Учитель.

– Играем на балалайке
– на флейте
– на рояле
– на дудочке
– на метле

(Дети хлопают в ладоши)

Учитель. Молодцы, ребята! И последнее задание. (Класс делится на две группы) Собрать инструмент из мозаики и назвать его (Труба и туба)

(Приложение 7)

6. Подведение итогов

(Слайд 19)

Учитель: Какую тайну симфонического оркестра мы сегодня раскрыли?

Ответы детей: Медные инструменты.

Учитель: Ребята, вы хотите узнать, какие ещё тайны таит в себе симфонический оркестр? Об этом мы узнаем на следующем уроке.

– А сейчас оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске картинки трубы и тубы. Ребята, чтобы зазвучали эти инструменты, прикрепите, пожалуйста, нотки красного цвета, если вы хорошо справились с заданиями, и вам было всё понятно, а если вы испытывали затруднения в усвоении урока, прикрепите нотку жёлтого цвета.

(Приложение 8)

– Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали. (Кому-то нужно лучше стараться. Выставляю оценки с комментариями).

Учитель: Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята хорошо работали. На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре.

(Слайд 20)

Звучит «Школьный корабль» в сопровождении симфонического оркестра.

(Слайд 21)