Заглавная буква в именах собственных. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (621 кБ)


Цели:

1) обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;

2) продолжить словарную работу: познакомить с новым словом из словаря и ввести его в активный словарь учащихся;

3) развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.

4) формировать навыки сотрудничества;

5) прививать любовь к родной стране.

Ход урока

I. Организационный момент

- Подержимся за руки, закроем глазки и представим как будем работать на уроке, открыли глазки, улыбнулись и пожелали друг другу удачи.

Открыли тетради, запишем число, классная работа.

II. Чистописание

м л Ш ш

- Назовите буквы.

- Как вы думаете, какая буква лишняя и почему?

- Для чего необходимы заглавные буквы в русском языке?

Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы обобщим наши знания на употребление заглавной буквы в именах собственных.

III. Словарная работа

- Познакомимся с новым словом из словаря. Постарайтесь его узнать в этой записи:

Собака- домашнее животное семейства псовых, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжках (на Севере) словарь Ожегова

Со-ба-ка - 3 слога, 3 гласных, 3 согласных.

IV. Введение нового слова в активный словарь учащихся

- Прочитайте написанные пословицы и поговорки. Вставьте в них пропущенное слово собака.

- Объясните данные выражения. Спишите.

… на сене (о человеке, который сам не пользуется чем либо и другим не даёт).

… съесть (быть знатоком в чём-либо, иметь большой навык, опыт в чём-либо).

Как кошка с … живут (о постоянно ссорящихся людях).

- Такие выражения называются фразеологизмами.

V .Гимнастика для пальцев

VI. Упражнение в написании заглавной буквы в кличках животных

- Прочитайте два предложения, раскрывая скобки и вставляя нужные буквы. Спишите предложения только с именами собственными.

- Какую ещё орфограмму увидели?

- Почему два слова шарик, Шарик, которые звучат одинаково, а написаны по-разному?

Лопнул красный (ш,Ш)арик. Вывод!

Бежит собака (ш,Ш)арик.

VII. Физминутка

- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка

Поросёнок Гришка,

Красивые Синички.

Как напишешь клички?

VIII. Упражнение в написании заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей

- Прочитайте. Какие буквы вы напишите на месте пропусков? Почему?

(У каждого ученика на карточке)

Книгу про …езнайку …аписал …иколай …осов.

…икита всё лето жил у бабушки …асти в городе.

- Вставьте в “окошки” пропущенные буквы Н,н

(Взаимопроверка) Вывод!

- А мы с вами живём в городе…

IХ. Упражнение в написании заглавной буквы в названии стран, городов, улиц, рек

- Продолжить предложения.

Моя страна……

Я живу в городе……

В моём городе течёт река……

Моя школа находится на улице……

- Запишем в тетрадь.

Страна Россия, город Москва, река Москва, улица Штурвальная.

- Подчеркните орфограмму. Вывод!

Выбор президента России 4 марта.

Х. Работа в группах

- Прочитайте слова на карточках. Составьте сочетания слов. Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному - с заглавной буквы и со строчной?

I ряд II ряд III ряд
море-Рыжик коза-Белка щенок-Снежок
платье-чёрное пушистая-Мишка первый-Черёмушки
гриб-Чёрное друг-мишка расцвела-черёмуха
собака-рыжик плюшевый-белка деревня-снежок

(Выход к доске и демонстрация задания)

ХI. Подведём итог нашей работы

Сегодня на уроке

Мы с вами узнали…..

Мы с вами научились…

Мы с вами сумели…..

ХII. Словесные поощрения активных детей

Карточки (Приложение)