Правописание букв с безударными гласными в корне

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Развитие умения проверять слова с безударными гласными.

2. Развитие связной речи учащихся, активизация словаря.

3. Воспитание любви к природе, интереса к чтению.

Оборудование: перфокарты, карточки, картина “Зимний день”, снежинки, грамзапись, сигнальные карточки.

Ход урока

Классная работа.

Холод   м-чи
Х-лодный   м-л-дой
Пох-лодало   вес-ло
   х-л-да   б-р-ги
   д-ньки
З-ма   хв-тать   дор-го
Зимний   мес-ц   м-роз
З-мушка   сн-говик   сн-жинки
З-мовал   л-пить   п-рчатки

I. Оргмомент. Чистописание

Здравствуйте! Садитесь.

Сядем все красиво, прямо.
Если друг твой рядом пишет,
Он тебя не должен слышать.
Ответить хочешь — не шуми,
А только руку подними.

Это наши правила. Теперь вспомним:

Какое сейчас время года? Вот и к нам на урок пришли волшебные снежинки. В конце урока мы узнаем секрет снежинок. Каждая принесла нам задание, и, если мы будем невнимательны и не ответим на вопрос, она растает.

II Подбор однокоренных слов (учимся находить однокоренные слова).

Запишем дату. Найдите орфограмму в слове -декабря-. Проверьте и докажите: декабрь. А как проверить гласную “е”? Где проверим это слово?

Классная работа — объяснение.

Задание 1 снежинки — посмотреть на доску.

Что спрятано среди элементов букв. (Между гласными буквами элемент буквы у)

Что это за гласные? Пишем очень красиво, стараемся. Снежинка следит и спрашивает: Как можно проверить безударные гласные?

У нас в гостях 2-я снежинка. Она принесла загадки. Поможем разгадать?

Кто деревья красит белым И всю землю кроет снегом? Кто стелет белые перины, Разукрасил все витрины? Это ведь она сама, Наша (...).

Пишем слово — зима. Поставим ударение, обозначим безударную гласную. Подберем однокоренные слова. Выделим корень, найдем проверочные слова.

Как проверить безударную гласную в корне? Прочитаем правило: с плаката.

“Если буква гласная вызвала сомнение, то немедленно ее ставь под ударение”.

Слушаем 2-ю загадку:

Каждый молод в зимний ( ).

Запишем — холод. Поставим ударение, обозначим безударную. Подберите однокоренные слова.

Какие слова являются проверочными? Разберите по составу.

Скажите правило снежинке!

Снежинка благодарит вас, не дали ей растаять, спасибо!

К нам летит 3-я снежинка.

Она такая веселая, загадочная и просит вас взять в руки карточки с безударными гласными.

Посмотрите на доску. Снежинка заморозила буквы, и они стали маленькими снежинками. Нам надо расколдовать их. Тогда они растают, и мы узнаем, правильно ли вставили безударные гласные. Посмотрите на доску, подумайте, какую безударную гласную вставите, покажите ее сигнальной карточкой и объясните свой выбор.

К нам прилетела еще снежинка. Что за секрет у нее? Она также принесла загадку.

Схватил за уши, кончик носа, Разрисовал окно без спросу, Кто же это? Вот вопрос? Это делает (---). (Мороз).

Самостоятельно добавьте однокоренные слова, выделите корень. Что это за слово? Где можно проверить его написание? (Проверка в парах. Все ли верно у соседа?).

Эта снежинка предлагает вам составить устно предложения с некоторыми из этих слов.

— Молодцы, ребята. Порадовали снежинку. Спасибо!

Физминутка

“Безударный хитрый гласный, слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: гласный ставь под ударенье, чтоб развеять все сомненья!”.

III. Работа по учебнику

У нас в гостях новая снежинка. Она предлагает открыть учебники, посмотреть текст упр. 281 (чтение хором):

а) найдите и запишите предложения, в которых написано, как шел снег (самостоятельная работа);

б) кто закончит, получает индивидуальную карточку;

в) проверка задания. 1 предложение разбираем по членам предложения — комментированно.

Летит новая снежинка и несет задание.

г) письмо под диктовку: Запишите слова, подчеркните безударную гласную, приготовьтесь объяснять: Весело, холода, лепить, хватать, месяц;

д) устно: cоставьте рассказ, употребляя эти слова.

IV. Рассказ по картинке предлагает составить и записать в тетради последняя снежинка.

а) посмотрите на картину “Зимний день”. Представьте, что пурга закончилась, вокруг сугробы, чудесная погода. Составьте и запишите 3—4 предложения об этом;

б) проверка задания. Подумайте: тихо или громко мы будем читать рассказы. Все рассказы снежинке понравились, спасибо!

V. Итог урока

Снежинки хотят вам сказать какое-то слово. Кто догадался? Буквы у них на обороте. Прочитаем.

Молодцы!

Объясните написание безударных гласных в этом слове.

Домашнее задание: Повторить правило, упр. 283.

Во время урока были использованы следующие карточки с заданиями.

Карточка 1

Вставьте пропущенные буквы:

3 . ма, м . роз, м . тель, сн . га, хол . д, д . ревья, в .

Карточка 2

Вставь букву, проверь!

Сн . га — снег, сн . га — (...), р . ка — (...), д . ла — {...), м . тель — (...), ск . ла —  (...).

Карточка 3

Вставь буквы, подчеркни подлежащее и сказуемое:

Пуш.стый снег занес тр. пинки в с . ду.

Карточки-перфокарты:

М-роз     з-ма

ун-сла     -кно

зам-ла     сн-говик

дер-во     д-ревья

сала-ки     з-мля

- гоньки

д-рога

Вставь пропущенные буквы:

Покрыта з-мля белым снегом. Зан-сло все тропинки и дорожки.