Роль имен прилагательных в речи. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока.

  1. Актуализация знаний учащихся о словах, называющих признаки предметов.
  2. Формирование умения использовать прилагательные в предложении.
  3. Развитие умения распознавать прилагательные в речи.
  4. Развитие орфографической зоркости.;
  5. Воспитание любви к природе.

Оборудование: сказочный герой Винни-Пух, картинки с изображением деревни, коровы, медведя, моркови, молока, карточки для индивидуальной работы, Сигнальные карточки с гласными буквами, запись песни-ворчалки Винни-Пуха, учебник “Русский язык”, автор Т.Г. Рамзаева.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Быть должны у нас в порядке – книжки, ручки и тетрадки.

II. Минутка чистописания.

Звучит песенка – ворчалка Винни-Пуха.

- Кто поёт эту песенку? (Винни-Пух)

- Винни-Пух пришёл к нам на минутку чистописания.

(На доску вывешивается иллюстрация с изображением Винни-Пуха)

- Назовите букву, с которой начинается имя героя.

- Расскажите всё, что знаете об этой букве. (В – согласная, парная, звонкая, может обозначать два звука [в’], [в].)

- Эту букву мы сегодня будем писать в сочетании с другими буквами.

Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

Вв Ви ве во ов ев вн ва вь

- Запишите в тетрадях слоги и буквосочетания. Пишем красиво, аккуратно.

- Дайте характеристику Винни-Пуху.

- Винни весёлый, ворчливый, смешной, пухлый.

- Запишите характеристику в тетрадях.

- Какие слова помогают охарактеризовать Винни-Пуха?

- Что такое имя прилагательное?

III. Сообщение темы и цели урока.

Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один.
У второго синее – небо и ручьи
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На картине третьего красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
А четвёртый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
Всюду бусы – ягоды спеют по лесам,
Кто же те художники? Догадайся сам!

- Какие слова помогли догадаться, кто эти художники?

- Назовите сами тему нашего урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем для чего в нашей речи нужны имена прилагательные. Будем учиться точно описывать предметы.

IV. Работа над темой урока.

1. Словарная работа.

Отгадайте загадки.

У ног кузовок.
Кто за ней ходит, того она кормит. (Корова)

Белое, а не вода.
Сладкое, а не мёд.
От рогатой беру
И деточкам даю. (Молоко)

Назовите одним словом:
Малонаселённый пункт. (Деревня)

Красная девица,
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

Дед в шубу одет,
Наружу мех. (Медведь)

- Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите словосочетания.

Проверка безударных гласных сигнальными карточками.

2. Работа по картине Грабаря “Зимний пейзаж”.

- Ребята, около чего находятся деревни?

- Давайте перенесёмся в зимний лес. Перед вами картина “Зимний пейзаж”. Опишите деревья, поляну, воздух.

- Поляна сверкает, словно её разукрасил добрый волшебник. Снег белый, мягкий, пушистый. Трудно поверить, что он холодный. Иногда он кажется не белым, а розовым, тёплым. Длинные ветки деревьев одеты в нарядные кружевные платья.

- Какие слова помогли описать лес?

- Можно ли было обойтись без них?

- Для чего нужны в речи имена прилагательные?

- Что нужно делать для того, чтобы окружающая нас природа оставалась такой же красивой и радовала нас?

- Запись предложения с комментированием.

Белым пушистым покрывалом укрылась зимняя поляна.

- Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи. Волнистой чертой подчеркните прилагательные.

3. Физминутка.

4. Работа над точным употреблением имён прилагательных в речи.

- Какое время года скоро наступит?

- У каждого ученика на парте карточка.

- Прочитайте оба текста.

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Прилетают птицы. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручейки. Светит ласковое солнышко. Прилетают голосистые скворцы.

- О чём был первый текст? (О весне )

- О чём был второй текст? (О весне.)

- Какой текст больше понравился? Почему?

(Наличие имён прилагательных. С ними текст становится краше. Прилагательные нужны для красоты описания природы.)

- Спишите текст. Подчеркните имена прилагательные.

- Назовите во втором тексте прилагательное, которое описывает снег. (Последний)

- Но это прилагательное не очень красивое. Ведь можно было взять прилагательное пушистый, серебристый. (Нельзя, так как слово последний точно описывает снег весной)

- Какой вывод можно сделать? (Имена прилагательные нужны в речи для точности описания предмета, делают нашу речь красивее, ярче)

5. Описание зимнего и весеннего снега.

- Давайте попробуем описать зимний и весенний снег.

- Перед вами карточки. Надо точно подобрать имена прилагательные к существительному снег. Первый вариант описывает зимний снег, второй вариант – весенний снег.

На партах карточки.

I – в Снег II – в
   Зимний    Весенний
Последний
Искристый
Мокрый
Колючий
Грязный
Пушистый
   Серебристый
   Мягкий
   Рыхлый
   Белый
   Свежий
   Серый

- Проверка. Прочитайте описание зимнего снега, весеннего.

- Оказывается, если точно описать предмет , то можно узнать его, даже не видя.

6. Работа по учебнику. Страница 30, упр. 270.

После разбора выполняется самостоятельно. Подчеркнуть имена прилагательные.

- Какие прилагательные подобрали к существительному волк? (Серый, злой, голодный.)

- К существительному лиса? (Рыжая, хитрая, ловкая.)

- Какими прилагательными описали слона? (Огромный, добрый, серый)

- Можно ли по именам прилагательным узнать животное, которое вы описали?

- Так, для чего в нашей речи нужны имена прилагательные?

7. Работа по карточкам.

- Перед вами карточки с заданием. Ребятам 1 варианта надо вставить подходящие по смыслу слова самостоятельно. Ребятам 2 варианта даны в карточке слова для справок.

- Слова для справок : тёплый, пёстрый, высокая, яркие.

Текст

Стоит… день. Луг как … коврик. Кругом … трава и … цветы.

- Прочитайте текст, который получился.

- Каким стал текст? Почему? Какую роль играют прилагательные в речи?

- Представьте себе, что мы оказались на лугу. Как будем себя вести?

V. Рефлексия.

- Чем занимались на уроке?

- Что понравилось?

- Что такое имя прилагательное?

- Для чего нужны прилагательные в нашей речи?

VI. Домашнее задание.

Страница 31, упражнение 271.

VII. Выставление оценок.