Правописание глаголов с -тся, -ться. "От слов и ум к высотам устремляется". Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

- создать условия для знакомства с правописанием глаголов с -тся,

- ться, познакомить с понятием “возвратные глаголы”;

- способствовать развитию умения делать выводы, расширению кругозора учащихся;

- содействовать развитию культуры речи учащихся.

Ход урока

1. Оргмомент

- В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем успехами друг друга и гостей.

2. Актуализация знаний.

1) Беседа.

- Что такое глагол?

- Что вы знаете о глаголе? (Изменяются по временам; настоящем времени, будущем времени -по лицам и числам, прошедшем времени - по родам и числам)

- Приведите примеры глаголов 1, 2, 3 лица. (По рядам)

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- А изменяются ли глаголы в неопределенной форме? (Не изменяются)

2) Подготовка к новой теме (на доске):

интересуется   удивляться
стараться старается
удивится интересоваться

- Посмотрите внимательно на глаголы. На какие 2 группы можем их разбить? Почему? Объясните.

- Запишите эти глаголы в два столбика, оставив пустой одну строчку. (Проверка по таблице на доске.)

3. Постановка учебной проблемы.

- А вот почему у одних глаголов пишется -тся без ь, а у других – с ь, нам предстоит узнать по ходу нашего урока-исследования.

4. Сообщение темы и целей урока.

- Попробуйте сами сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

- Чему мы с вами будем учиться на уроке? (Высказывания детей)

- Молодцы!

- Как вы же знаете у нас в Белгородской области действует программа по борьбе со сквернословием, поэтому мы будем не только учиться правильно писать глаголы с -тся, -ться, но и поговорим о силе и чистоте русского языка. Эпиграфом к нашему уроку будут слова: “От слов и ум к высотам устремляется…”.

5. Работа над новым материалом.

1) Открытие детьми новых знаний.

- Может, кто-то из вас догадался и сможет сейчас сделать предположение, в каких случаях у одних глаголов пишется тся без ь, а у других – с ь? (Свободные высказывания детей)

- В какой форме стоят глаголы в первом столбике? Запишите над глаголами 1 столбика.

- В какой форме стоят глаголы во втором столбике? Запишите над глаголами 2 столбика.

- Какой же вы можно сделать вывод о правописании данных глаголов?

- А теперь сравните свой вывод с правилом. Переверните листок, который лежит у каждого на парте.

Если глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? или ЧТО СДЕЛАЕТ?, то это глаголы настоящего и будущего времени 3 лица и в них с суффиксом -СЯ не пишется мягкий знак.

Если глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ?, то это глаголы в неопределенной форме и в них пишется мягкий знак.

- Молодцы! Вы исследовали правило самостоятельно. А теперь нам предстоит применить новые знания на уроке.

2) Применение новых знаний. (Дифференцированная работа)

- Сейчас мы обратимся с вами к устному народному творчеству, а именно к пословицам. Скажите, в каких случаях люди используют пословицы в своей речи в повседневной жизни?

- Кому понятно, в каких случаях пишется -ться с ь, а когда без ь, и сможет это объяснить? Поднимите руку. Вы будете работать самостоятельно – вам задание: списать пословицы, вставив пропущенные буквы.

*Самостоятельная работа с карточками.

Пословицы и поговорки сокучит.ся не дают.

Честное слово не таит.ся.

Умный любит учит.ся, а глупый учить.

- А со всеми остальными мы будем работать вместе. Нужно из пословиц выписать глаголы, объяснить их правописание. (По цепочке у доски и в тетрадях)

Грамоте учит.ся – всегда пригодит.ся.

Пословица не даром молвит.ся.

Если говорить, до всего можно договорит.ся.

От бранного слова гнев родит.ся.

- Из последней пословицы самостоятельно выпишите глагол, объяснив его правописание.

*Проверка самостоятельной работы – назвать глагол и объяснить правописание.

- Как вы понимаете пословицу “От бранного слова гнев родится”? (Высказывания детей.)

- Поэтому мы должны с вами говорить осмысленно, обдумав каждое слово, чтобы ненароком не обидеть собеседника сказанным.

6. Закрепление полученных знаний.

1) Разбор глаголов по составу.

Бывают разные слова,
Те, прозвучав, как в воду канут,
От тех кружится голова,
Ну а от многих уши вянут. (Э.Севрус)

- Как вы понимаете слова русского литератора Э.Севруса?

- Найдите и выпишите глагол настоящего времени единственного числа.

- Почему написали -тся без ь? Какую еще грамматическую категорию можем определить у этого глагола? (Лицо). Определите.

- Скажите, когда от слов может кружиться голова? (Когда они нравятся)

- Запишите глагол “нравятся”. Объясните написание.

- Разберите записанные глаголы по составу. (1 учащийся у доски)

7. Расширение кругозора учащихся.

Знакомство с познавательным материалом.

- А может, кто-то знает, как называется суффикс -ся?

- А хотите узнать, как он называется, и как так получилось, что суффикс оказался после окончания? Давайте посмотрим сказку и немного отдохнем.

Показ сказки. (Проектор.)

8. Творческая работа

- Так как же называются глаголы, с правописанием которых мы познакомились на уроке?

- Возникло ли у кого-то желание после услышанной сказки сочинить свою о правописании ь в глаголах с -тся? Желающие могут приступить к работе. (По аналогии с показанным)

*Остальные.

Письмо под диктовку: От слов и ум к высотам устремляется.

- Как вы понимаете эти слова?

(1 учащийся за доской разбирает слово устремляется по составу)

- Охарактеризуйте предложение, сделайте его синтаксический разбор. (С комментированием)

9. Итог урока. Рефлексия.

- А что нового узнали на уроке?

- Давайте выразим свои мысли, записав акротекст к слову “слово”.

- А закончить наш сегодняшний урок хочу словами:

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
“Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!” (Э.Асадов)

- Спасибо за работу! Урок окончен.