Применение ритмопластики при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период

Разделы: Школьная психологическая служба


Всем известно, что для первоклассников период адаптации к школе является крайне сложным. У каждого ребёнка он протекает по-своему. В этот период у детей могут возникнуть изменения в поведении и эмоциональном фоне, что может проявляться в виде плаксивости, чрезмерном возбуждении, повышенной тревожности, расторможенности, агрессивности или же наоборот заторможенности, астеничности, депрессивности. Первоклассник может начать увлекаться играми, характерными для более раннего возраста, подражать в поведении младшим детям. В данный период могут возникнуть чувства страха, неприспособленности, одиночества. Так же может проснуться желание стать маленьким и появиться «фобии школы», которые сопровождаются отказом посещать образовательное учреждение. Все данные симптомы свидетельствуют о затруднении процесса адаптации.

Чтобы преодолеть трудный период, первоклассникам нужна психологическая помощь специалистов. В нашем учебном заведении работает психологическая служба. Одна из главных задач моей работы – помощь ученикам благополучно адаптироваться к новым условиям. Одним из направлений работы по сопровождению ребят в адаптационный период является применение занятий по ритмопластике. Мой опыт показывает, что ритмопластика доступна всем детям без исключения, так как в основе данных занятий лежат простые и исключительно разнообразные движения. На занятиях ритмопластикой тренируются все психические процессы: восприятие, внимание, память, эмоции, чувства, мышление, речь, творческие способности и воображение. Так же на занятиях развиваются крупная и мелкая моторики, координация движений, способность к саморегуляции, ориентация в пространстве.

Танцевально-ритмические движения это самый простой, естественный и доступный способ самовыражения ребёнка, когда ему трудно самому понять, сформулировать и сказать, что с ним происходит и что он чувствует. Большое значение имеет для ребёнка и возможность снять психоэмоциональное напряжение простым доступным и безопасным для окружающих способом. Умение прислушиваться к себе и к своим чувствам способствует снятию тревожности. Занимаясь в группе, ребенок учится общаться с другими детьми, что формирует навык общения, развивает умение сотрудничать и работать в группе. Также ритмопластические занятия развивают необходимые для учебы качества: дисциплину, самоорганизованность, волю, целеустремленность, ответственность. По мнению Н.Г. Александрович, А.В. Запорожца, Г.В. Пахомова ритмические и пластические упражнения способствуют снятию психоэмоционального напряжения, повышению интеллектуальной активности.

Таким образом, ритмопластика в моей работе выступает как своеобразный музыкально-ритмический психотренинг, на котором происходит раскрытие внутреннего мира ребёнка через эмоции воплощённые в движения.

Ритмопластические упражнения могут выполняться как на месте, так и с перемещением, как без снарядов, так и со снарядами и предметами (гимнастическая палка, обручи, шарфы, флажки и др. Каждое занятие имеет чёткую структуру.

Основные части занятия: 1. Приветствие. 2. Разминка. 3 Основная часть. 4. Игровая часть. 5. Упражнения на ковриках. 6. Релаксационная часть.

1. Приветствие

Материалы: Детские стульчики, музыкальное сопровождение.

Содержание: Дети сидят на стульчиках в ряд. Руководитель (психолог, учитель) подходит к детям и по очереди берёт руку каждого ребёнка и поглаживает её со словами приветствия. Далее также по очереди дети ответно поглаживаю руку руководителя с приветственными словами.

2. Разминка

Материалы: Демонстрационная картинка с изображением марширующих солдат, бегущих лошадей и др. Музыкальное сопровождение.

Содержание: Марш по кругу, марш с разворотом на 180 градусов, марш с передвижением в центр круга и возвращением в исходную позицию спиной. Бег, прямой галоп, боковой галоп, поскоки, прыжки. А так же сочетание ходьбы и бега, ходьбы и прыжков, поскоков и прыжков под двухчастное музыкальное сопровождение.

3. Основная часть

Материалы: Флажки, ленты, султанчики, обручи, платочки, шары, гимнастические палки, мячи и др..Демонстрационные картинки. Музыкальное сопровождение.

Содержание:

  • Музыкальные упражнения: «Повторяй за мной», «Боксёры», «Балерины», «Кот Васька», «Солнышко», «Хвастовство», «Большой-маленький», «Мячики», «Самолёт», и др.
  • Музыкальные упражнения с предметами: «Лошадка», «Цветочки», «Автомобиль», « Волшебная палочка», «Салют», «Парад», «Санки», «Ветерок», «Гномики», «Олимпийский танец» и др.
  • Коммуникативные упражнения: «Хоровод», «Ссора-мир», «Танец в кругу», «Парные пляски», «Парные танцы с предметами» др.

4. Игровая часть

Материалы: Изображение персонажей игры, маски, шапочки-игрушки. Музыкальное сопровождение.

Содержание: Подвижные музыкальные игры «Мишка и дети», «Пингвины», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Лиса и зайцы» и др.

5. Упражнения на ковриках

Материалы: Индивидуальные коврики, демонстрационные картинки соответствующие содержанию упражнений, музыкальное сопровождение.

Содержание:

  • Упражнения: «Жуки», «Велосипед», «Ножницы», «Рыбки», «Барабан», «Лодочка», «Гуси» и др.
  • Парные упражнения: «Ладушки с дружком», «Лодочка» и др.
  • Пальчиковая гимнастика: «Замок», «Пальчики шагают», «Птички» и др.

6. Релаксационная часть

Материалы: Индивидуальные коврики, релаксационное музыкальное сопровождение.

Содержание:

  • Психомышечная тренировка: «Сон на берегу моря», «Солнышко и тучка», «Лицо загорает» и др.
  • Дыхательные упражнения.

Практический опыт и данные научных исследований свидетельствуют, что занятия ритмопластикой дают наибольший оздоровительно-развивающий эффект при применении их в младшем школьном возрасте. Обязательным условием проведения данных занятий является музыкальное сопровождение, которое оказывает положительное влияние на нервно-психическую сферу занимающихся, а также демонстрационный материал, наглядность и снаряды, которые являются стимулом к упражнениям. В этом случае каждый ребёнок может окунуться в стенах школы в атмосферу принятия и успеха, может почувствовать собственную ценность и значимость. Таким образом, данные занятия помогают первоклассникам, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. А также помогают в поиске своих ресурсов, утверждении веры в свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей.