Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель:

  • учить девятиклассников работать над выделением главной и второстепенной информации, находить тезисы, видеть структуру текста;
  • учить сжимать текст разными способами;
  • учить записывать связный и логически стройный пересказ, не искажающий содержание и не нарушающий логики исходного текста.

Оборудование:

  • текст В.Астафьева для написания сжатого изложения (из сб. «Русский язык. Подготовка к ГИА – 9, 2011 «Легион». Ростов-на-Дону. 2010);
  • карточка-инструкция «Способы сжатия текста»;
  • карточка-инструкция «Порядок действий при написании изложения».

Ход урока

На партах у учащихся текст В.Астафьева (из сб. «Русский язык. Подготовка к ГИА – 9, 2011 «Легион». Ростов-на-Дону. 2010); карточки-инструкции «Способы сжатия текста» и «Порядок действий при написании изложения». (Сост. на основе материалов Н.А. Шапиро, А.В. Волковой, Е.В.Кузнецовой, Е.Ю. Шуваловой «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: методика и практика» )

Карточка-инструкция № 1. Приемы сжатия текста

Основных приемов сжатия информации – два:

  • обобщение частной информации;
  • исключение второстепенной.

Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением.

Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца: Услыхала петуха лиса: захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот подошла она к дереву и говорит: «Вот петух так петух!

Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий. Слети ко мне,красавчик». (К.Ушинский) Вот она подошла к дереву и стала петуха

хвалить, чтобы он слетел к ней. // Вот она подошла к дереву и, чтобы петух слетел к ней, стала хвалить его перышки, гребень, голос.

Исключить же из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал, в рассуждении – к основной проблеме.

Карточка-инструкция № 2. Порядок действий при написании изложения.

1. При первом чтении ничего не пишется, все усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

2. Затем записывается план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указывают, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и т.д., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить.

3. При втором чтении уточняются тезисы и заполняются оставленные промежутки дополнениями, объем и степень подробности которых следует обдумать после чтения.

4. Потом создается черновик, подсчитывается количество слов в нем, и в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем. (Если в исходном тексте около 250 слов, в работе должно оказаться примерно 100 или чуть больше.)

5. Черновик надо проверить, и не один раз: отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст, артикуляция поможет уловить неоправданные повторы), отдельно орфографию (если написание слова вызывает сомнение, лучше это слово исключить или заменить), отдельно – пунктуацию. Третью проверку лучше производить «ершом» – от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать только о структуре предложений.

6. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и еще раз проверяется.

Текст В. Астафьева.

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом накатывающимся на землю, опадающим на неё. Но на самом исходе звука, на последнем его пределе, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскресающая сила. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой братства и единения людей.

Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского, вечно волнующегося и клокочущего под ветрами и бурями бытия, не каждому дано.

Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим,— той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живёт в нас, тревожит; и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.

Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная! мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.

Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили. (В. Астафьев)

Задания

  1. Прочитайте текст. Определите тип речи текста. (Рассуждение с элементами повествования и описания).
  2. Из скольких частей состоит текст?
  3. В 1 и 2 части выделите только то, без чего нельзя понять смысл текста. В чём особенность 1-й части текста?
  4. Что отличает 3–5 части текста? Почему автор избирает такую структуру текста?

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом накатывающимся на землю, опадающим на неё. Но на самом исходе звука, на последнем его пределе, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскресающая сила. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой братства и единения людей. – 75 слов.

(Сложность работы над этой частью заключается в том, что в повествование вклинивается описание).

Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского, вечно волнующегося и клокочущего под ветрами и бурями бытия, не каждому дано. – 64 слова.

Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим,— той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живёт в нас, тревожит; и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено. – 74 слова.

(С этой части начинается рассуждение, что должны отметить учащиеся. Содержатся тезис и аргумент.)

Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная! мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово. – 54 слова

(Учащиеся должны отметить ещё один аргумент.)

Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили. – 64 слова.

(Завершение рассуждения. Вывод.)

Если подсчитать количество выделенных ключевых слов и фраз, то получится приблизительно 90 (исходный текст состоит из 330 слов).

Наряду с предложенными выше заданиями (если текст воспринимается на слух, то и вместо некоторых из них) можно предложить девятиклассникам выделить основные мысли каждой из частей, составить и записать план или тезисы. Тезисы могут выглядеть так:


абзаца

Микротема

1. Красота и мощь музыки.
2. Своеобразие музыки Свиридова.
3. Музыка — самое дивное создание человека. Влияние музыки на людей.
4. Первичность музыки и вторичность слова.
5. Музыка и природа — самое святое и неизменное у человека, то, что не даёт ему одичать.

Следующим этапом работы над текстом будет работа по установлению логических связей между отобранным при сокращении (сжатии) материалом.

Задание 1

Какой способ сжатия текста вы использовали при сокращении 1-ой части текста?

Как можно связать ключевые слова и фразы этой части?

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, красивая, мелодичная, мощно взмывает ввысь воскресающей силой. Крепнет мощь человеческая и земная, светит негасимая лампада добра. (22 слова)

Задание 2

В чём, по-вашему, видит автор особенность музыки Г.Свиридова? Как он это отмечает в тексте?

Какие грамматические конструкции поддерживают связь между абзацами?

Решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридоваесть звуки и нити соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждомвыразить их, не каждому дано.

Как можно связать ключевые слова? (Используем вопросно-ответную форму, вводные слова и союз)

Решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Почему? По- моему, есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, звучащие в каждом, а выразить их не каждому дано. (28 слов)

Задание 3

Что изменяется в структуре текста в этой части?

Найдите тезис. Сформулируйте его.

Где содержится аргумент? Сформулируйте его.

Музыка – самое дивное создание человека. Люди плачут от соприкосновения с прекрасным, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой. (24 слова)

Задание 4

Сформулируйте второй аргумент.

Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, переняв у природы звук, сложил из него слово. (17 слов)

(Можно объединить 3-ий и 4-ый абзацы).

Задание 5.

Сформулируйте вывод.

Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что не даёт человеку одичать. (14 слов)

Запишите получившийся текст.

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, красивая, мелодичная, мощно взмывает ввысь воскресающей силой. Крепнет мощь человеческая и земная, светит негасимая лампада добра.

Решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Почему? По- моему, есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, звучащие в каждом, а выразить их не каждому дано.

Музыка – самое дивное создание человека. Люди плачут от соприкосновения с прекрасным, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой.

Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, переняв у природы звук, сложил из него слово.

Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что не даёт человеку одичать. (105 слов)

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение «Роль музыки в моей жизни».