Занятия факультатива "История искусств" по теме "Греческая классика. Афины"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • знакомство с произведениями выдающихся мастеров Древней Греции;
  • совершенствование умения вести диалог, сохраняя эмоциональный характер речи в описании произведений искусства.

Учебные материалы: презентация.

Ход занятия

Слайд 1.

Для сегодняшнего занятия я выбрала высказывание немецкого просветителя Г.Лессинга. Прочитайте его.

Слайд 2.

«Греческий художник не изображал ничего, кроме красоты».

В этом вам предстоит убедиться, отправившись в один из красивейших городов Древней Греции Афины. Вам пригодятся знания, полученные на предыдущих занятиях и уроках литературного чтения.

- Чем обычно пользуются путешественники для ориентирования в незнакомой местности?

Слайд 3.

Обратимся к карте. Греция расположена в южной части Балканского полуострова.

- Опираясь на иллюстрации, расскажите о рельефе местности Греции.

- Какие основные занятия греков можете перечислить?

- Что можете рассказать об их верованиях?

- Какие сооружения строили древние греки в честь своих богов?

Слово «храм» по-гречески звучит как «корабль». Если учесть, что греческий храм окружала обычно колоннада, то «корабль» можно представлять крылатым. Следовательно, храм символизировал две стихии.

- Какие? (Водную и воздушную).  

- Храм, возводимый на земле, был обителью богов: подводных, подземных, олимпийских. Рассмотрим греческий храм.

Слайд 4.

Греки насчитывали три основных элемента здания: основание, колонна, которая стоит на нем, антаблемент - завершение здания, которое несут на себе колонны.

Антаблемент состоит из трех частей: архитрав - балка, поддерживающая перекрытие здания, фриз - декоративное завершение стены, карниз - горизонтальный выступ стены, спасающий ее от дождей.

Порядок расположения архитектурных элементов здания в зависимости от характера сооружения называется архитектурным ордером. Основой ордера была колонна. Она определяла красоту здания. По типу колонны называли и ордер. Их было три: дорический, ионический, коринфский.

Римский архитектор Витрувий сравнивал колонны с фигурами людей.

Задание: внимательно рассмотрите колонны, посовещайтесь, попробуйте определить, с фигурами каких людей сравнивал Витрувий каждую колонну.

Охарактеризуйте каждую колонну(мощная и строгая, стройная, пышная, роскошная).

О происхождении коринфской колонны существует легенда. В городе Коринфе незадолго до свадьбы умерла прекрасная девушка. После похорон на ее могилу кормилица принесла закрытую корзину со всеми ее драгоценностями      . Принесла и оставила. Прошла осень и зима. Весной на кладбище забрел скульптор Каллимах. Случайно он увидел, как на могиле в девушки ростки травы и цветов проросли сквозь корзину. Не сумев поднять тяжелую крышку, они стали изгибаться и завиваться в стороны. Корзина с листьями так потрясла воображение скульптора, что он решил повторить ее в камне и использовать как капитель колонны. Но это всего лишь легенда.

Слайд 5.

Задание: рассмотрите сохранившиеся древнегреческие храмы. Определите архитектурный ордер.

Слайд 6.

А теперь наш путь лежит в прекрасный древний город Афины, восторгаясь которыми, его жители придумали пословицу:

«Да, ты чурбан, когда Афин не видел,
осел, коль, видя их, не восхищался,
когда ж охотно кинул их - верблюд».

- Что вы знаете о древних Афинах?

Слайд 7.

Более 2,5 тыс. лет назад Афины были самым значительным культурным центром Греции, а первым человеком в Афинах был Перикл. Он заботился об украшении города, привлекал лучших художников, скульпторов, архитекторов. В городе было более 200 тыс. жителей. Многочисленные дома располагались вокруг Акрополя.

- Как перевести с греческого слово «акрополь»?

Акрополь (греч. «верхний город»)- укрепленная часть греческих городов, строившаяся на самом высоком месте.

Во время войны с персами Акрополь был разрушен. Его восстановление началось лишь спустя 33 года в 447 до н.э.

Слайд 8.

Всеми работами распоряжался архитектор и скульптор Фидий. Коренной афинянин, величайший ваятель, создатель одного из семи чудес света, статуи Зевса в Олимпии.

Рассказ о статуи Зевса.

Древние авторы свидетельствуют, что в своих образах он сумел передать сверхчеловеческое величие.

«Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ
Или на небо ты сам, бога что б видеть, взошел

Так выразил свое восхищение греческий поэт Филипп.

Верхняя площадка Акрополя не велика- 300 метров в длину и 150 метров в ширину. Первым стали возводить храм богини Афины- Парфенон. Имена двух архитекторов Парфенона узнаете, разгадав кроссворд.

Слайд 9.

Кроссворд.

  1. Предание о богах и героях, возникшее в глубокой древности. Отражает представления древних людей о происхождении мира и жизни на земле. (Миф)
  2. Крылатая богиня Победы. (Ника)
  3. Богиня охоты. (Артемида)
  4. Богиня мудрости, справедливых войн. (Афина)
  5. Бог виноделия. (Дионис)
  6. Мифологический получеловек, полулошадь. (Кентавр)
  7. Фрукт, зернышко которого съела Персефона в царстве Аида. (Гранат)
  8. Бог солнца, покровитель искусств, брат Артемиды. (Аполлон)
  9. Герой троянской войны. (Ахилл)
  10. Брат Зевса, правитель царства мертвых. (Аид)
  11. Герой, совершивший 12 подвигов. (Геракл)
  12. Герой, убивший Медузу Горгону. (Персей)
  13. Бог жестоких войн. (Арес)
  14. Герои, отправившиеся за золотым руном. (Аргонавты)

Слайд 10.

Зодчие решили не стесывать верхнюю площадку скалы. Пусть остается первозданная красота природы. А храм, поднявшийся на самом высоком месте, как бы утвердит беспредельную возможность человека. Вот почему место для Парфенона избрали не в центре Акрополя, а сбоку.

Задание: рассмотрите Акрополь.

Форму какой геометрической фигуры имеет?

- Какие соотношения между длиной и шириной здания соблюдали греческие архитекторы?

- Что окружает здание?

Вдоль длинной стороны- 17 колонн, вдоль узкой- 8.Колонны поставлены на расстояние 3 метров друг от друга.

А размер колонны помогут показать 5 мальчиков, взявшись за руки.

- Какой архитектурный ордер выбрали для Парфенона?

Слайд 11.

Для украшения здания Фидий создал 160 метровый фриз, опоясывающий храм. На нем изображено праздничное шествие афинян. А сквозь дверной проем на них спокойно взирала величественная статуя Афины Парфенос (Девы). Эту 12- тиметровую статую изваял Фидий используя такую же технику, что и для статуи Зевса.

- Расскажите о ней.

Есть свидетельство, что на ее изготовление пошло 1.200 кг золота.

Задание: опишите статую.

Под жарким блеском золотых доспехов и одеяний загоралась слоновая кость на лице, шее и на руках величественной богини с крылатой Никой в человеческий рост на протянутой ладони.

Слайд 12.

Почти в центре Парфенона вырастала бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы). Здесь на площади она олицетворяла военное могущество Афин. Ее высокий сверкающий на солнце шлем и наконечник копья был виден далеко в море.

Попасть в Акрополь можно было через центральные ворота Пропилеи. Левое крыло Пропилей занимало обширное прямоугольное здание, где висели лучшие картины древнегреческих живописцев, принесенные в дар богине. Зал назвали Пинакотека (хранилище досок с живописью).

Справа, чуть в стороне, у самого обрыва - маленький храм богини победы- Ники, даровавшей грекам победу над персами. Ее изобразили без крыльев.

- Догадайтесь, почему?

Афине и Посейдону был посвящен храм Эрехтейон.

- Вспомните миф о споре этих богов за власть в Аттике.

Под полом в святилища находилось место, где Посейдон высек из скалы источник, а за его стенами росла священная олива Афины.

Акрополь простоял нетронутым до 1687 года. В этом году Турция, к тому времени завоевавшая Грецию, вела войну с Венецианской республикой. Турецкие власти превратили Акрополь в крепость. А весь порох укрыли в Парфеноне. Ранним утром утром оглушительный взрыв потряс город. Над Акрополем поднялся столб огня и дыма. Когда дым рассеялся, вместо древнего храма высились развалины.

Чего не сумел разрушить бессмысленный взрыв, попытался через 100 лет сделать англичанин лорд Эльджин. Подкупив турецких чиновников, он получил разрешение вывозить из Греции различные произведения искусства. Похищенные сокровища Акрополя погрузили на корабль и увезли в Лондон. От англичан не отставали и французы. Сегодня 12 мраморных богов, 15 метоп и 56 плит фриза хранятся в Британском музее.

Слайд 13.

Искалеченный людьми и стихиями древний храм снова стал местом паломничества сотен и тысяч людей.

Слайд 14.

В музеях мира хранятся древнегреческие скульптуры.

Задание: рассмотрите некоторые из них.

- Какими изображали греческие скульпторы людей и богов? Обратите внимание на выражение их лиц.

- Что воспевали древнегреческие скульпторы?

А теперь вернемся к началу занятия и вспомним высказывание Лессинга. Уйдете ли вы сегодня полностью убежденные в его правильности?