Урок на тему "Ожившая ворона", посвященный древнему хантыйскомуу празднику "Вороний день". Урок ИЗО с использованием регионального компонента

Разделы: МХК и ИЗО


Главная задача в современной системе образования приобщение детей к народному творчеству, искусству. Непосредственное участие в национальных праздниках воспитывает в них нравственные чувства, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение, формирует эстетический вкус и чувства патриотизма к своей малой Родине. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и эстетического отношения к тому миру который нас окружает. У каждого народа - свои обычаи, песни, сказки, предания, традиции. И очень важно их ценить понимать изучать. Передавать из поколения в поколение. Возрождение календарных праздников тесно связано с восстановлением развития традиционного образа жизни народов Севера. В Ханты-Мансийском автономном округе вот уже несколько лет вновь отмечают народный праздник “Вороний день” – день прихода весны, день прилёта ворон. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день ходили, друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также танцы - изображавшие весеннее поведение птиц.

Форма организации коллективной деятельности: совместно-взаимодействующая (работа в малых группах).

Цель: познакомить с историей возрождения традиционных национальных праздников народов ханты и манси "Вороний день".

Задачи урока.

Образовательные.

  • Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традиционным национальным праздникам.
  • В процессе коллективной работы совершенствовать изобразительные навыки, умение работать с гуашью, формировать умения подбирать красивое сочетание цветов и оттенков. 

Развивающие.

  • Развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.

Воспитывающие.

  • Формировать навыки работы в коллективе, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
  • Воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям. 

Предварительная работа с детьми:

  • экскурсия в музей (в этнографический зал);
  • внеклассное чтение сказок и рассказов народов Севера;
  • предварительное рисование птиц.

Оборудывание урока:

для учителя: зрительный ряд: фотографии, слайды хантыйского праздника, рисунок птицы вороны.

для учащихся: бумага два листа для коллективной работы - формат А2, гуашь, кисти.

Музыкальный ряд: музыкальное произведение “Северные мелодии”.

Литературный ряд: легенды, сказки, северный фольклор.

Ход урока

I этап. Организационный момент

Беседа. Сообщение ново материала.

С наступлением весны. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце.

- По мнению северных народов, какая птица пробуждает природу после долгой зимы?

Учащиеся: Ворона. Аудио-приложение

- У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. Кто знает, как называется праздник встречи весны коренных народов Севера?

Учащиеся: “Вороний день”.

Хантыйская легенда гласит: "Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала, летала – вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во всё горло. Полетело её звонкое "Кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек – закипела жизнь!"

II этап. Просмотр слайдов

Согласно традиционным представлениям обских угров, весну приносит на крыльях Небесная Дева, принимающая облик вороны “со связкой калачей”.

Вороний день праздновали 7 апреля, когда по русскому православному календарю отмечают Благовещенье. На священных местах Ханты готовят пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки. Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. После пиршества устраивали игры и танцы. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона — первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона — предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище — всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.

Физкультминутка.

Праздник встречи весны ханты устраивают национальные игры, соревновались в силе ловкости, устраивали музыкальные состязания.

Игра “Солнце” посвятим первой вестнице наступления весны – вороне.

Правила игры: выбрать ведущего солнца; играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят “хейро” т.е солнце. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал “Раз, два, три – в круг беги!” те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Игра сопровождается музыкой

Среди фольклора обских угров выделяются песни священные сказания, загадки, сказки. Во время праздника звучит варган (губной инструмент в виде костяной пластинки), сангультап (струнный щепковый инструмент).

Из далеких времен до наших дней народы ханты, манси и ненцы донесли до нас легенду:

“Давным-давно ворона была белой и жила с людьми в чуме. Но в трудные голодные времена, когда никакой еды у очага не осталось, ворона из чума улетела на поиски пищи. Летала она недолго - увидела падаль, да и наклевалась вдоволь. Люди в стойбище ее не узнали - вернулась ворона черной - и прогнали. Нельзя опускаться так низко, как бы ты ни бедствовал. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере. И еще, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой”.

III этап. Практическая работа

Игра на “Ассоциацию”

Какие чувства, краски вызывает у вас, когда вы слышите слово “Весна”?

Ответы учащихся:

Чувства состояние цвет
Спокойное приятное нежно зеленое
Возрождение радость ярко-желтый
Душевная грусть печаль светло-голубой

Выполнение коллективной работы: на столе лежат два ватмана, на одном изображена птица ворон на другом сказочная птица ворона. Дети делятся на две группы и выкрашивают птицу в разном колорите.

Этап работы.

1. С чего надо начинать рисунок - обозначить место изображения на листе птицы. В очертание любой птицы лежит геометрическая фигура.

2. Рисуя, следи за соотношением размера головы и туловища. Найдите правильное месторасположение лап.

3. Чтобы рисунок смотрелся как законченная картина не стоит забывать об окружающей среде.

IV этап. Итог урока

Вот так и проходили забавы на празднике, посвященном Вороньему дню. В этот день развешивают на березах калачи - символы солнца. Родители рано утром будят детей со словами: “Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!”. Женщины в стойбищах в этот день собираются в южной стороне леса. Готовят пищу на костре, а кусочки еды кидают в сторону леса - вороне, чтобы она принесла удачу, счастье, тепло, солнце. Для народов ханты береза – священное дерево. Ветками березы украшают дома, сараи, чтобы защитить от нечистой силы. Люди приходят к березе, водят хороводы, поют песни, восхваляют березку, заплетают ей косы, завязывают ленточки и загадывали желания.   Наши учащиеся тоже смогли загадать свои заветные желания и завязать ленточки на священную березку. В конце урока праздничное чаепитие с калачами.

Список литературы

1. Автор-составитель А. Щукин, фотоальбом “Обские угры”, 2005.

2. Автор-составитель А. Щукин, фотоальбом “Здравствуй, Югра!”, 2000.

3. Северные просторы. - 1995. - № 2-3, С. 53-56.

4. Новик Е.С. Мифы придания сказки хантов и манси. М.,1990.

5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. -М.: Просвещение, 1984.

6. Алехин. А.Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1994.

7. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. М.: Агар, 1998.

Приложение

Коллективная работа учащихся 9-10 лет, 1 группа, “Сказочная птица ворона”.

Коллективная работа учащихся 9-10 лет, 2 группа, “Птица ворон”.