Перспективная начальная школа. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.

Цели урока:

  • Развивающая: развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание, память.
  • Образовательная: познакомить учащихся с сущностью разностного сравнения чисел; совершенствовать вычислительные навыки.
  • Воспитательная: воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе и в паре, дружеское отношение друг к другу.

Задачи урока:

  • познакомить с правилом установления, на сколько одно число отличается от другого способом вычитания из большего числа меньшего;
  • сформировать умение находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Оборудование: учебник «Математика» 1 класс А.Л.Чекина, тетрадь для самостоятельной работы О.А.Захаровой и Е.П.Юдиной, компьютер, диск с презентацией, видеофрагмент из мультимедийного издания для детей «Путешествие во времени», конверты с геометрическими фигурами, солнце и звездочки грустные и веселые, карточки для составления пар чисел.

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические приемы и педагогическая деятельность

I этап.  Организационный момент

Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке и развитие умения организовать свое рабочее место.

1. Приветствие

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

2. Организация и проверка рабочего места

– Быстренько проверь, дружок,
– Ты готов начать урок?
– Всё ль на месте,
– Всё ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?
– Все ли правильно сидят?
– Все ль внимательно глядят?

 

Проговаривают стихотворение, проверяют готовность учебных принадлежностей к уроку

 

 

 

 

 

Проговаривает стихотворение вместе с детьми, эмоционально настраивая на успешный урок.

II этап. Постановка темы и целей  урока

Цель: подвести учащихся к постановке темы и цели урока; активизация и мотивация учащихся

Самоопределение к учебной деятельности

– Что вы заметили на своих столах?
– А как вы думаете, почему я вам их положила?
– Так  какую тему урока сегодня мы должны изучить?

– Какие эти предложения по цели высказывания?

– Так что же сегодня мы должны  на уроке выполнить?

– А для чего и где нам могут пригодиться полученные знания?
– А кто же нам может в этом помочь?
– Ребята, Маша и Миша предлагают нам совершить путешествие в космос. А кто же летает в космос и на чем?
– Назовите первого в мире космонавта

– Простой деревенский паренек с детства мечтал летать.
Во время учебы в г. Саратове он посещал аэроклуб и прыгал с парашюта.
Затем он поступил в летное училище в Оренбурге в 1960 г. Ю.А. Гагарин в числе первых начал готовится к полету в космос, и вот 12 апреля 1961 года, ровно 50 лет тому назад его мечта осуществилась. Во время полета на ракете «Восток» он облетел нашу землю за 108 минут и благополучно вернулся на землю. Многие людей работали, чтобы это случилось, и нужно знать имена К.Э. Циолковского – первого человека, который предложил возможность полетов в космос и даже сделал чертежи ракеты; С.П.Королева – конструктора ракет-носителей и космических кораблей. Чтобы больше узнать об этих замечательных людях, нужно прочитать книги.

 

– Конверт с геометрическими фигурами
– Они помогут нам изучить новую тему урока.
Открывают учебники и читают тему урока: «На сколько больше? На сколько меньше?»
– Вопросительные
– Мы должны ответить на вопросы: «На сколько больше? На сколько меньше?»
– Чтобы сравнивать количество предметов, а может возраст людей или зарплату и т.п.
– Конечно же, Маша и Миша

– Космонавты на космических кораблях
– Юрий Алексеевич Гагарин

Рассматривают выставку книг о космосе и космонавтах: К.И.Курбатов «Я хочу в космос»; А.Свирин и М.Ляшенко «До Земли еще далеко»; Ю.А.Гагарин «Вижу Землю»; Ю.М.Нагибин «Рассказы о Гагарине», детские энциклопедии с картинками и т.п.

 

Проблемная ситуация
Фронтальная работа с классом.
Вопросы, побуждающие детей к действию и рассуждению.

 

 

Презентация с анимацией

Слайд 1

 

 

Расширение кругозора детей, побуждение к самообразованию.

III этап. Актуализация знаний

Цель: закрепить ранее полученные знания и умения.

1. Прежде чем полететь в космос, нужно построить ракету. Так вот в конверте детали, из которых нужно собрать ее, но деталей каждого вида должно быть одинаковое количество. Так как же спланировать нам работу в парах.

 

 

– Каких геометрических фигур было меньше? Больше?
– Каких и сколько геометрических фигур осталось? Почему?

2. Внимание! Объявляется предстартовая готовность. Нам пришло звуковое письмо.

Арифметический звуковой диктант

Запишите число:
– состоящее из 1 десятка и 2 единиц;
– на единицу меньше, чем число 14;
– стоящее между числами 10 и 12;
– следующее за числом 18;
– на единицу больше, чем число 18.

– Назовите меньшее число.
– Назовите большее число.
– Запишите числа в порядке возрастания.

Взаимопроверка.

– Запишите числа от 11 до 20, которые пропущены.

У детей в конверте: 4 квадрата, 5 кружков и 6 треугольников
1. Разложить фигуры на 3 группы и сосчитать их количество
2. Убрать лишние фигуры
3. Убедиться, что оставшихся фигур одинаковое количество.
4. Собрать ракету
– Квадратов. Треугольников.
– 1 кружок и 2треугольника. Потому что кружков было 5, т.е 4 и еще1; треугольников 6 – это 4 и  2.

 

 

Записывают в рабочей тетради:

12, 13,11, 16, 17, 19.

 

 

 

 

Самопроверка. Слайд 3

– 11
– 19
Записывают:
11, 12, 13, 16, 17, 19
Проверяют друг у друга.
14, 15, 18, 20

Коллективное составление алгоритма работы в паре.

 

 

 

 

Работа в парах, контроль и индивидуальная помощь со стороны учителя

Слайд 2

 

 

Слайд 3

Развитие слуховой памяти

 

Развитие аналитических способностей

IV этап.
Изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с сущностью разностного сравнения чисел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение задания № 1.

 

 

 

 

 

 

Выполнение задания № 2.

Вы успешно справились с заданиями, поэтому я вам предлагаю занять места в ракете.
На старт (обратный счет)
Итак! Внимание! Взлет!
И наша ракета помчалась вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.

Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное, фантастическое. С чем мы встретимся? Еще неизвестно. Главное в космосе дисциплина и правильная посадка.
В иллюминаторе нашего корабля видна планета. Слайд 5. Это планета Сатурн. Она окружена кольцами огромных размеров.

– Послушайте внимательно и  ответьте на вопросы: «Какая по счету от Солнца наша планета ,на которой мы живем? А какая  по счету планета Сатурн?»
– А сейчас мы должны выполнить задание с  планеты Сатурн (Слайд 5), ведь космонавты преодолевают любые препятствия. Вы хотите справиться с этим испытанием?
Прочитайте еще раз эти вопросы.

– Только как нам  найти ответы на эти вопросы, что же нам может помочь?

Предлагает написать три пары чисел, которые показывают, что Маша нашла на 1 гриб больше, чем Миша.

 

Чем является число 1 для этих пар чисел? Каким действием можно получить число 1 из чисел каждой пары?

– Каким же действием можно узнать, на сколько одно число больше другого

 

 

Читает вопрос.
– Если Маша нашла на 2 гриба больше, чем Миша, то можно ли сказать, что Миша нашел на 2 гриба меньше, чем Маша? Докажите, заполнив таблицу.

– Сравните полеченные пары чисел друг у друга
– Чем является число 2 для этих пар чисел? Каким действием можно получить число 2 из чисел каждой пары? Запишите это.
– Каким же действием можно узнать, на сколько одно число меньше другого?
– Прочитайте еще раз вопросы темы урока и попробуйте сформулировать ответ.

Вывод.

Ответили на вопросы, выполнили задание на планете Сатурн, пора лететь дальше.

 Слайд 4

Встают, изображают космонавтов, считают: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, старт

 

Следят за своей осанкой

Слушают и смотрят фрагмент из мультимедийного издания «Путешествие во времени»

 

 

– Мы живем на планете Земля. Она 3 планета Солнечной системы. А планета Сатурн – 6 планета.

Читают вопросы в учебнике на странице 56.
– Да, хотим, мы же космонавты.

– Учебник и задания на странице 56.

Один ученик читает задание в учебнике.

Заполняют таблицу парами

 8   и     
     и   5 
     и     

Составляют  записи:

8 – 7 = 1
? – 5 = 1
? – ? = 1

– Вычитанием

Самостоятельно заполняют таблицу

 8   и   6 
 9   и     
     и     

8 – 6 = 2
9 – ? = 2
? – ? = 2

– Вычитанием

Сравнивают свои предположения с выводом в учебнике.

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация

Работа по учебнику

Работа в парах, учитель оказывает индивидуальную помощь

 

Самостоятельная работа

Взаимопроверка

Нацеливает детей на то, чтобы они запомнили вывод.

Физкультминутка Мы летим к другим планетам,
Объявляем всем об этом.
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет.
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь
И с Большой Медведицей
В синем небе встретиться.
Слайд 6.

Поднимают руки

Шагают и хлопают

Руки на пояс и качаются с ноги на ногу
Шагают, держась за руки

Слайд 6.
V этап. Закрепление пройденного материала

Цель: формирование умения с помощью вычитания узнавать, на сколько одно число отличается от другого.

Внимание! Опасный участок! Наш корабль входит в зону метеоритного дождя.  Чтобы пройти и не повредить корабль, нам  нужно выполнить задание на каждом метеорите.

– А чтобы метеориты нам больше не попадались, выполните это задание письменно самостоятельно.

– Ребята, сравните задания на метеоритах с заданиями в тетради?
– Прочитайте последнее задание.
– Как установить, на сколько 8 больше 17?

Слайд 7
Открывают по одному заданию и,  комментируя,  выполняют его.
– 15 больше 10 на 5 , потому что 15 – 10 = 5 и т.д.
Еще раз повторяют вывод.
Выполняют в тетради для самостоятельных работ задание №1 на с.97
– Это те же задания, только на одно задание больше.
– 8 больше 17 на
– Нельзя установить, т.к. 8 больше 17 не может быть.
Слайд 7.

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа в тетради, индивидуальная помощь

Проблемная ситуация

VI этап. Контролирующее задание

Цель: проверить степень освоения нового материала

Наше путешествие пора заканчивать, нужно возвращаться на Землю. А чтобы наше приземление было удачным, каждый из вас должен доказать, что он нашел  ответы на вопросы урока и может  устанавливать на сколько одно число больше или меньше другого. Вам предстоит самостоятельно выполнить задание №2. Слайд 8

Самостоятельно выполняют задание № 2. (Определи, на сколько:

  • число 17 больше числа 4
  • число 13 больше числа 6
  • число 5 меньше числа 14
  • число 7 меньше числа 13
Слайд 8
VII этап. Итог урока. Рефлексия деятельности

Цель: результат и самооценка деятельности

 

Из полета возвратились.
Мы удачно  приземлились.
Так чему же научились.

– Расскажите по схеме, еще раз обратив внимание на тему урока.

– А сейчас каждый выберет себе звездочку и отправит ее на небо (звездочки веселые, грустные, равнодушные). А я отправлю на небо самую ближайшую звезду к Земле – Солнце.

Дети рассказывают по схеме:

               Знаю
Я            Научился
               Смог

(Я знаю, как установить,  на сколько одно число больше или меньше другого. Я научился вычитанием определять, на сколько одно число больше или меньше другого. Я смог выполнить все задания сам (или при помощи учителя))