Воспитание чувства рифмы у детей дошкольного возраста с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Наше дошкольное учреждение – детский сад комбинированного виде №1290 –осуществляет образовательную деятельность, решая приоритетные задачи по воспитанию культуры здоровья и развитию речи дошкольников, а также по формированию нравственной, самостоятельной и активной личности, опираясь на тесное взаимодействие воспитателей, учителей-логопедов, музыкальных руководителей и воспитателей по физкультуре, органично сочетая все образовательные области с учетом требований ФГТ.

2011 год в столице объявлен годом спорта и активного образа жизни. Воспитание здорового поколения серьезная работа, и эту работу мы проводим в системе по всем направлениям, связывая воедино образовательные области: силами педагогического коллектива во всех режимных моментах в игровой форме ведем пропаганду здорового образа жизни. Примером такой деятельности является в частности и коррекционная работа в логопедических группах.

Одно из направлений развития связной речи у детей с ОНР – это воспитание чувства рифмы, лежащее в основе усвоения дошкольниками стихотворной речи.

Как же научить детей с общим недоразвитием речи запоминать и воспроизводить стихи?

Этот вопрос нередко волнует многих логопедов, но, к сожалению, ни один из современных носителей информации не даёт на него ответа. А между тем, количество детей, имеющих проблемы в овладении рифмованной речью, довольно велико, что определяет актуальность затронутой темы.

Многолетний опыт работы и умение сочинять стихи позволили мне разработать алгоритм усвоения детьми системы рифм, в основе которого лежит дидактический принцип «от простого – к сложному». Если рассмотреть процесс овладения стихотворной речью как производство продукции определённого вида, то исходный материал будет представлен в виде нерифмованных фраз, а конечным результатом должны явиться выразительные, эмоционально окрашенные стихи. И тогда известные строки А.Л. Барто не будут звучать подобным образом: «Наша Таня громко плачет. Мячик упал в речку. Не плачь, Таня, мячик не утонет».

1. У детей, имеющих сложности с запоминанием стихотворений, снижена вербальная память, поэтому первый этап работы предполагает активное использование зрительного анализатора, что является вспомогательным средством для усвоения речевого материала. На этом этапе детям предлагается ряд заданий:

а) Подобрать рифму к слову, заданному логопедом, причём данный выбор следует осуществить из двух слов, обозначенных видеорядом и озвученных педагогом (предлагаемые слова первоначально значительно различаются по звуконаполняемости, а затем должны иметь схожесть). Приведём пример: ком – дом или ком – жук; кот – рот или кот – кит.

При подборе лексического материала для каждого из детей следует учитывать нормативное произношение ребёнком используемых фонем и понимание значений слов.

б) Следующий шаг предполагает использование приёма исключения четвёртого лишнего слова, не являющегося рифмой: ножка – ложка, картошка, лукошко, мышка.

в) Дальнейшая работа направлена на увеличение количества слов в ряду, предъявляемых для нахождения рифм, что усложняет процесс выбора: ложка – пушка, гармошка, ромашка.

г) Следующая ступень подразумевает частичное исключение опоры на слуховой анализатор – логопед не осуществляет нормативное озвучение картинок, представленных для выбора рифмы.

2. Второй этап не предполагает использование зрительного анализатора, т.е. ребёнок должен выбрать рифмы на слух, без опоры на картинки. В рамках этого этапа с детьми также проводится игра «Прятки», в которой слово-рифма является частью исходного слова и как бы спрятано в нём: барсук – сук, кусок – сок.

3. Третий этап работы отличается от предыдущих тем, что одной из рифмуемых единиц является слог: салат – лат, комар – мар. Это выводит работу на новый уровень сложности, так как исключается смысловой аспект.

4. Следующая ступень требует от ребёнка более развитого аналитического мышления. На этой стадии обучения детям предлагаются следующие задания:

а) Разгадывание загадок, ответы на которые являются рифмой:

«Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица,
Но на вид красива.
Что это?» (крапива)

б) подбор рифм к словам по их толкованию: гном / слово-рифму можно услышать во время грозы /гром

в) на завершающей стадии работы следует уделить внимание фактору приоритета содержания над формой и научить детей разгадывать загадки-обманки:

«Лай раздался у окошка.
Ну, конечно, это – ... собака» (не кошка)

Такая деятельность требует не только активизации логического мышления, но и повышения уровня концентрации речевого внимания.

Таким образом, можно сделать вывод, что в работе по усвоению ребенком рифмованной речи необходимо опираться на сохранные функции, постепенно исключая элементы опоры: наглядность, нормативное озвучение слов логопедом, самостоятельное озвучение слов ребенком и акцент на смысловую окрашенность речевых единиц.

Не следует забывать, что работа по усвоению рифм не является самоцелью, а представляет собой неотъемлемую часть развития связной речи у детей с ОНР. Кроме того, она должна носить системный характер и вестись параллельно с другими направлениями обучающего процесса:

  • тренировкой вербальной памяти;
  • становлением речевого дыхания;
  • воспитанием чувства ритма на безречевой основе с последующей вербализацией;
  • развитием фонематического слуха и восприятия;
  • обучением звуко-слоговому анализу;
  • овладением слоговым и логическим ударением;
  • приведением голосовых характеристик по параметрам силы и высоты к среднему регистру звучания;
  • формированием темпа речи;
  • созданием мелодико-интонационной окрашенности стихов.

При осуществлении вышеперечисленных видов работы следует опираться на методики Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, А.К. Марковой, Н.М. Щетинина и на ряд технологий других авторов. Также необходимо помнить, что радиус охвата зоны воздействия на формирование навыка усвоения рифм не должен ограничиваться логопедическими занятиями.

Претворение в практику алгоритма усвоения системы рифм детьми с ОНР не замедлит сказаться на результатах: воспитанники порадуют своими успехами не только родителей и логопедов, но, в дальнейшем, и педагогов школы.

Одним из этапов работы в этом направлении стал яркий костюмированный праздник в нашем детском саду в логопедической подготовительной к школе группе для детей с диагнозом ОНР: «Эпидемия в Цветочном городе».

Декорации и костюмы: свобода выбора.

Действующие лица:

  • Эпидемия (роль может быть исполнена взрослым);
  • Незнайка;
  • доктор Пилюлькин;
  • Знайка;
  • Синеглазка;
  • Шпунтик;
  • Смоделкин.

Цель: формировать у детей понятие «Здоровый образ жизни».

Задачи:

  • закреплять знания по темам: «Спорт – это здоровье», «Волшебное полотенце», «Витамины на подоконнике», «Вода-волшебница»;
  • закреплять навыки диалоговой речи;
  • воспитывать культуру стихотворной речи, мимики и жестов;
  • формировать эмоционально-интонационную окрашенность речи и совершенствовать темпо-ритмовые характеристики;
  • развивать в детях чувство уверенности в своих силах, умение концентрировать внимание в нестандартных жизненных ситуациях.

Ход мероприятия

Первое действие

Входит Эпидемия.

Эпидемия:

Я хуже ядовитого растения,
Хоть незаметнее любого привидения.
Я всем и каждому испорчу настроение,
А откликаюсь я на имя Эпидемия.

Эпидемия идет по дороге.

Эпидемия:

В город я пойду Цветочный,
Заразить всех нужно срочно.
Чтоб с Незнайкой подружиться,
Лучше доброй притвориться.
А вот, кажется, и он сам. Мне фантастически везет.

Входит Незнайка.

Эпидемия: Здравствуй, мальчик. Как тебя зовут?

Незнайка: Здравствуйте. Меня зовут Незнайка.

Эпидемия: Незнайка, ты не покажешь мне дорогу в Цветочный город? Я иду туда, чтобы научить всех жителей, как не заболеть в эпидемию.

Незнайка: А меня вы можете научить?

Эпидемия: Конечно! Это очень просто. Нужно запомнить всего несколько правил.

Эпидемия подходит к столу. Реквизит: щетка, паста, мыло, прыгалки, муляж яблока, конфеты. Под столом корзина для мусора.

Эпидемия:

Зубы чистить прекращай,
Щетке ты скажи «Прощай!»
Руки грязные не мой
Никогда перед едой.

Незнайка:

Замечательный совет.
Приближается обед.
Я хочу здоровым быть,
Руки я не стану мыть.

Незнайка берет со стола щетку, пасту, мыло и выбрасывает в корзину для мусора.

Эпидемия:

Физкультура – это вредно.
Спорт, нагрузки ежедневно
Силы наши отнимают
И здоровье подрывают.

Незнайка:

Чтобы было все в порядке,
Делать прекращу зарядку!

Незнайка бросает в корзину прыгалки. Берет овощи, чтобы съесть.

Эпидемия:

Овощи? В них пользы нет!
И от фруктов тоже.
Знаю я один секрет,
Он тебе поможет:
Будешь больше есть конфет,
Проживешь еще сто лет.

Незнайка:

Все салаты, винегреты
Заменю я на конфеты,
Укреплю иммунитет,
Если много съем конфет.

Незнайка бросает в корзину овощи. Ест конфеты.

Вдруг Незнайка хватается сначала за зуб, потом за живот, чихает, медленно оседает на стул.

Незнайка: Ой! Что-то мне плохо! Позовите врача!

Незнайка ложится на кровать.

Второе действие

Звучит сирена скорой помощи, появляется машина, в которой врач, Знайка, Синеглазка, Самоделкин, Шпунтик. Из машины выходит врач.

Врач: Я – доктор Пилюлькин. Что случилось?

Подходит к Незнайке, ставит градусник, смотрит горло, проверяет пульс.

Врач:

Зуб болит? Болит живот?
И из носа все течет?
Колет бок и сильный кашель?
Знайка, где лекарства наши?

Из машины выходит Знайка. В руке банка с витаминами, которую он протягивает Незнайке.

Знайка:

Паста, щетка, витамины
И забудешь про ангину,
И слабеющий бронхит
Вслед за гриппом убежит!

Незнайка благодарит. Эпидемия потихоньку отходит в сторону.

Эпидемия:

Этот Знайка так умен!
Как же мне мешает он!

Из машины выходит Синеглазка. В руках у нее мыло, шампунь…

Врач:

Эту девочку из сказки
Называют Синеглазкой.
Что с собой ты принесла,
Чтоб улучшились дела?

Синеглазка:

Вот мочалка, гель и мыло.
Ничего я не забыла.
Полотенце есть для рук
Выздоравливай, мой друг!

(Обращается к Незнайке):

Соблюдешь ты гигиену –
Хворь отступит непременно!

Все отдает Незнайке. Он благодарит.

Эпидемия:

Ох! Девчонка помогла!
Да! Плохи мои дела!

Из машины выходит Самоделкин, несет гантели.

Самоделкин:

Я, умелец Самоделкин,
Прихватил свои поделки.
Я хочу тебе помочь
Стать Шварценеггером точь-в-точь.

Незнайка:

Это же для рук гантели!
Я смогу достигнуть цели:
Закаленным стать и сильным,
Гибким, ловким и мобильным.

Незнайка встает с кровати, делает упражнения с гантелями.

Эпидемия: (говорит в сторону)

Все усилия бесполезны,
Раз он взял гантели железные.

Из машины выходит Шпунтик, несет лимон.

Шпунтик:

Эй! Вы про меня забыли!
Я один в автомобиле.

Незнайка:

Это же сосед мой, Шпунтик.
Он несет какой-то фруктик.

Шпунтик:

Не какой-то, а лимон!
Пользы в нем на миллион:
С медом съешь его скорей!
Поправляйся, не болей!

Незнайка благодарит.

Эпидемия:

Мне таких не победить –
Ноги надо уносить!

Эпидемия убегает.

Незнайка:

О! Спасибо всем, друзья!
Буду слушаться вас я.
Мой девиз теперь таков:
Будь здоров! Всегда здоров!

Действующие лица выстраиваются в линию.

Хором:

Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!

Поклон зрителям.