Закрепление знаний о правописании разделительного твердого знака

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель урока: закрепить правописание разделительного твердого знака на письме.

Задачи урока:

  • углубить знания учащихся о разделительном твёрдом знаке и его употреблении на письме
  • обогащать лексику, развивать память, внимание, логическое мышление, быстроту мысли;
  • воспитывать умение работать в группе, взаимоуважение, интерес к предмету;
  • оптимизация образовательного процесса, внедрение продуктивных технологий организации учебного процесса.

Ожидаемые результаты:

  • усвоение орфограммы;
  • повышение интереса учащихся к изучаемому предмету.

Оборудование:

  • мультимедиопроектор;
  • учебник Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. «Русский язык» 3 класс;
  • карточки с названием команд;
  • закладки при награждении;
  • песня Ю. Визбора «Вот это для мужчин»;
  • стихотворение В. Степанова «Что такое горы?»

Правила игры:

До начала игры класс должен быть приготовлен для ее проведения. Класс делится на 3 команды. Каждая команда рассаживается вокруг своего стола. Игра начинается с разминки для всех команд. Затем вопрос читается всему классу (или выдается подготовленное задание). Право ответа предоставляется первой команде, затем второй и т.д. Если ответ правильный, то команда получает выигрышное очко. Игра продолжается. Если команда дает неверный ответ, то право ответа предоставляется другой команде. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии.

Что такое горы?

Что такое горы?
С ветром разговоры.
Снежные вершины,
Горные лавины.

Тропы каменистые,
Антилопы быстрые,
Пропасти бездонные,
И пещеры темные.

Колючие кустарники,
Змеи и лишайники
Козы скалолазы,
А под землей – алмазы.

Реки, как хрусталь,
В синей дымке даль,
Где парит орел –
Страж высоких гор.
В. Степанов

(слайд-шоу)

Наш урок необычный, мы отправляемся в экспедицию "Покорение вершины».

Каждая ваша группа – это экспедиция, состоящая из спортсменов-альпинистов. Используя свои знания, быстроту, сообразительность, вы должны преодолеть все препятствия, выполнить все задания, встретившиеся на пути, и добраться до вершины знаний. Итак, в путь.

II. Разминка «Снежная лавина» (Звучит гонг).

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

– На пути к вершине нас встречает «Снежная лавина». Чтобы преодолеть её, надо разделить слова с пропущенными буквами на группы.

Друз..я готовят от..езд в горы. За окном машины в..юга. Наконец об..ехали все препятствия. Вершины встречают нас тиш..ю.

1 команда: На какие группы разделили? Почему? (1 группа – разделительный «ь»; 2 группа – разделительный «ъ»)

– Что показывает разделительный мягкий и твёрдый знаки? (согласный звук не сливается с гласным)

2 команда: Когда пишется разделительный «ь», перед какими буквами? (в корне перед буквами е, ё, ю, я, и)

– Выделим корень и покажем орфограмму в словах.

3 команда: Между какими частями основы слова пишется разделительный «ъ»? (после приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем, который начинается с гласной буквы е, ё, ю, я)

– Выделим приставку, корень, покажем орфограмму.

– Сегодня закрепим орфограмму «Правописание разделительного твёрдого знака»

III. Минутка чистописания.

Цель: актуализация знаний и активизация мыслительной деятельности.

– Запишем на листочках соединения «ъ» знака с буквами, чередуя до конца строчки.

тъе, съё, дъю, бъя …

– Приведите примеры слов, в которых встречаются такие сочетания букв. (Отъезд, отъехал, съёмка, подъюбник, предъюбилейный, объявление, объяснение)

Подведение итогов.

– Молодцы! Вы дружно справились со «Снежной лавиной». Теперь попробуем преодолеть «Ледовую трещину».

IV. «Ледовая трещина».

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и изменённой ситуации.

– Однажды на привале альпинисты задумали игру (а альпинисты очень любят интеллектуальные игры). Надо было… Мы сейчас тоже попробуем в неё поиграть. Итак, правила игры:

Задание выдаётся всем командам. Отвечает сначала первая команда. Если команда дает неверный ответ, то право ответа предоставляется другой команде.

1 задание: (Звучит гонг)

– Прочитайте написанные на доске слова по столбикам. Разберите их по составу. Сравните.

выезд          подъезд
приезд   отъезд
заезд   съезд

Найдите в них общее.

(Все слова – имена существительные, отвечают на вопрос что?, однокоренные слова – корень -езд-, все слова имеют одинаковый состав: нулевое окончание, корень -езд-, приставку)

– Какие в данных словах различия? (разные приставки: в левом столбике приставки оканчиваются на гласную букву, а в словах правого столбика – на согласную)

– После каких приставок пишется твёрдый знак?

Подведение итогов.

– Молодцы, «Находчивые»! Сходу преодолели «Ледовую трещину».

2 задание: (Звучит гонг)

– Альпинисты очень любят разыгрывать своих молодых друзей. Один такой розыгрыш я вам предложу сейчас. Прочитайте цепочки слов. Какое слово лишнее. устранив в каждой лишнее. Ответ обоснуйте. Орфограммы подчеркните.

  1. Съедобный, наезд, съёмка, объявить;
  2. Въезд, отъезд, объятия, подъезд.
  3. Съёжились, ружьё, разъярённый, объедение.

– Что означает слово съёжились? (сжать, стянуть)

Подведение итогов.

– Поздравляю экспедицию под названием «Ловкие» с успешным преодолением «Ледовой трещины»!

3 задание: (Звучит гонг)

– На привале альпинисты играют в такие игры – составляют предложение из слов. Составьте предложение, запишите его.

– Подчеркните главные члены.

– Какое это предложение по цели высказывания, докажи.

– А по интонации?

– Объясните правописание пропущенных и помещённых в скобках орфограмм.

Вес..ло, (с)горки, (с)езжают,(на)санках, молодые альпинисты.

Подведение итогов.

– И «Упорные» справилась с «Ледовой трещиной». Поздравляю!

«Привал» (Физминутка):

– Ещё у альпинистов есть физкультурно-интеллектуальная разминка. Я буду произносить слова. Если назову слово с разделительным «ь», вы поднимаете руки вверх. Если произнесу слово с твёрдым знаком, вы приседаете.

Въехал, здоровье, подъезжать, чутьё, ученье, объединить, ненастье, объятия, предъявит, гостья.

– Но кто же первым поднимется на вершину?

4 задание для всех команд: (Звучит гонг)

– Загадывать загадки – любимое развлечение альпинистов.

Запишите ответы, используя слова с разделительным «ъ» и «ь».

  1. Растолковать, сделать понятным. (Объяснить)
  2. Грибы, которые можно есть. (Съедобные)
  3. Мясной отвар. (Бульон)
  4. Вход в здание. (Подъезд)
  5. Снежная буря, метель. (Вьюга)

– Посчитайте, сколько участников экспедиции верно справилось со всеми словами? Поднимите руки.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

– Какой орфограмме мы посвятили урок? Когда же пишется разделительный твёрдый знак?

– Какое задание показалось самым интересным, вызвало затруднение?

– Что бы вы рассказали об экспедиции своим родителям и друзьям?

– Кто хочет стать таким же находчивым, упорным и ловким, как альпинисты?

– Оцените себя и свою работу на уроке.

VI. Награждение.

(Песня Ю. Визбора «Вот это для мужчин»)

– Спасибо за урок!