ИКТ как фактор реализации коррекционной программы "Человек" в ОУ VIII вида

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Дети – это чудо света. Я увидела это сама.
И причислила чудо это к самым чудным чудесам!
Мы пред будущем в ответе: наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети! Трудно с ними, ну и пусть!
В наших детях – наша сила, внеземных миров огни,
Лишь бы будущее было столь же светлым, как они.

Решили создать мы программу эту,
Чтоб было понятно «особенным» детям.
Как жить в окружающем им взрослом мире,
Как делать покупки, убраться в квартире,
Что есть ситуации очень опасные,
Уметь восхищаться картиной прекрасной.
И с детства здоровьем своим дорожить,
Природу беречь и Отчизну любить.
Но мало, конечно, программу создать –
Ее обязательно нужно назвать!
Программу свою «Человек» мы назвали,
А что получилось –  решайте ВЫ сами!

Мы представляем опыт по внедрению образовательной программы «Человек» в учебную программу (вариативной части) школы-интерната VIII вида п. Матвеева-Кургана и реализация посредством ИКТ в учебную деятельность.

Программа «Человек» реализуется в 1-4 классах (по 1 часу в неделю).  Программа носит концентрический характер, т.е. в каждом последующем классе  добавляется и расширяется каждый блок.

Любая образовательная программа разрабатывается исходя из потребностей и интересов обучающихся. Образовательная программа «Человек» разработана для укрепления инвариантного компонента методическим объединением учителей начальных классов совместно  с методическим объединением учителей коррекционного цикла, согласована с методическим советом и утверждена директором школы-интерната.

Воспитанники  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в большинстве случаев начинают говорить значительно позже своих сверстников. Процесс овладения речью существенно затруднен вследствие особенностей из психофизического развития. В результате степень усвоения речевого развития не достигает такого уровня, который обеспечил бы  успешное освоение знаний и навыков в области языка. Целями данной программы является: формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации; повышение уровня общего развития; приобщение к социальной и культурной жизни общества.  

Программа «Человек» является предметом, который целенаправленно решает задачи коррекции общего и речевого развития. У обучающихся  формируются элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего обучения, обогащается словарный запас. Воспитанники знакомятся с предметами ближайшего окружения, с явлениями природы и сезонными изменениями, формируются знания и умения, способствующие социальной адаптации, повышается уровень общего развития, воспитанники приобщаются к социальной и культурной жизни общества.

Программа «Человек» состоит из блоков:

  • «Человек и здоровье» – где школьников учат беречь свое здоровье, знакомят с основами безопасности жизнедеятельности, правилами безопасности, правилами дорожного движения;

  • «Человек и природа» – предусматривает сведения о природе родного края,  об окружающем мире, об охране окружающей среды и бережном отношении к природе, экологии и охране живой природы родного края, о полезных ископаемых Донского края;

  • «Человек и общество» – знакомит обучающихся  с государственной символикой России, Ростовской области, с культурой общения, правилами поведения в обществе, с культурными историческими памятниками Ростовской области.

  • «Человек и творчество» – направлен на знакомство с народными промыслами, творчеством, на изучение видов декоративно-прикладного искусства Донского края, знакомство с казачьим словарем, традициями, фольклором.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%.

Также важно обратить внимание на новые средства обучения. Одним из таких средств в нашей школе является применение информационных технологий, которые делают учебно-воспитательный процесс более увлекательным и интересным.

Посредством использования информационных технологий мы развиваем в детях наглядно – образное мышление, восприятие, посредством чего пополняется и словарный запас воспитанников, расширяется кругозор. Для  преемственности начального и среднего звена,  с целью продолжения коррекционного цикла программы «Человек» в региональный компонент включены блоки программы, которые реализуются за счет интеграции в учебные предметы.

Мы не можем в рамках учебного материала  затронуть многие темы, рассказать о великом множестве памятных и живописных местах нашей страны и мира в целом. С помощью компьютера и проектора мы выводим на экран тематические слайды, составляем презентации с множеством различных фотографий и схем, что значительно облегчает запоминание и восприятие учебного материала обучающимися,  позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала.

При планировании уроков учителя используют компьютер в качестве:

– источника информации, связанной с новейшими научными открытиями и техническими достижениями, в этом случае желательно подключение компьютера к сети Интернет;
– устройства, с помощью которого можно просмотреть и отобрать для учебных занятий компьютерные демонстрации;
– средства отбора и составления обучающих программ для отработки учебных умений обучающихся;
– позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их на внимание  коллег и получить оперативный отклик.

Обучение – это передача информации ученику. По определению академика В.Н.Глушкова, информационные технологии – процессы, связанные с переработкой информации, следовательно, в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена обучающимися, воспитанниками то есть любая педагогическая технология – это информационная технология. Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения. Выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин «новая информационная технология обучения». Мы считаем, что в наш век – век информационных технологий и компьютерной грамотности населения, в образовательном процессе должны сочетаться классический и инновационный подходы.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Компьютер – это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные, дидактические задачи, но только совместно с традиционными формами обучения. 

Мир движется вперед, технологии модернизируются, но все – же самым важным в нашей работе  является человеческое общение с детьми, ведь дети – это чудо света!