Корень. Однокоренные слова

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • уметь находить и подбирать однокоренные слова;
  • выяснить понятие корень.

ХОД  УРОКА

1. Оргмомент (физминутка для глаз)

– Покажите глазками, какое у вас настроение.
– Покажите соседу, какое у вас настроение.  (Слайд 1)
– Поздоровайтесь глазками и улыбкой с нашими  гостями.

2. Актуализация знаний

– Много-много лет назад появилось слово ВОДА. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в красивое дерево». Посадили люди дерево, и стало оно расти. Появилось на нем много отростков и листочков. Помогите ему. Придумайте слова с корнем вод и садитесь. (Водичка, водяной, водовоз, водный, подводник, водомерка, водоем, водопад, половодье, водоросль.водолаз, водопой). (Слайд 2)
– Я тоже повешу слово. ВОДИТЕЛЬ.
– Это слово не подходит. Оно не однокоренное, потому что различны по смыслу.

Вывод.

– Какие слова называются однокоренными?
– Сходные по смыслу и имеют одинаковый корень.

3. Цели урока

– О чем сегодня пойдет речь на уроке? (Будем  учиться подбирать однокоренные слова.)
Гипотеза : слово не может существовать без корня. (Слайд 3)

4. Физминутка для пальчиков

5. Работа в тетради

а) Чистописание  (таблица) (Слайд 4)

– Для чистописания  находим буквы в таблице. Я называю число, а вы записываете букву строчную.

33, 22, 9, 26, 25, 7.

– Пропишите эти буквы.
– Составьте из них слово.   Корень.
– Запишете его. Объясните его написание.

б) Фонетический разбор. Устная работа. Фронтальная.

– Придумайте к нему однокоренные слова. Запишем.
– Объясните. (Одинаковый корень, сходны по смыслу).
– А что же  обозначает  это слово?

6. Объяснение нового. (Слайд 5)

а) Многозначность слова. Работа со словарем.

– У чего или кого есть корень?

  • Корень слова.
  • Корень зуба.
  • Корень растения.

– Какие еще значения нашли у этого слова. (Чтение по словарю)

Комментированное письмо

б) Деформированное предложение.

– Составьте из данных слов предложение.(на доске карточки)

живёт, делами, а, Дерево, человек, корнями

в) Придумать предложение со значением «корень зуба»

Врач удалил коренной зуб.

Синтаксический разбор.

г) Письмо по памяти

Так же как и кустов, корень слова есть у слов.

Проверка.  Обозначьте однородные члены.

Вывод:

– Что же такое корень?
– В учебнике на стр 68  правило.

7. Физминутка для глаз (слайды 6,7, 8)

8. Закрепление

(Слайд 9)

а) Фронтальная работа (однокоренные слова без корня)

– Прочтите текст.  О чем  этот текст?
– Почему не  ясно?

Я люблю ходить в лес за грибами. Душистые рыжики, боровики ждут своих грибников. Вот и я нашёл под елью грибок. Ароматным будет грибной суп!

– А что подойдет по смыслу?
– Вставим корни.
– Прочтите, что получилось.
– Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите.

Вывод: слово не может жить без корня. (Слайд 10)
Корень – значимая часть слова.

Убираю однокоренные слова. (Слайд 11)

б)  Самостоятельная работа

– Запишите этот текст, выделяя орфограммы.

в) Проверка.

9.  Проверка знаний

– В лес за грибами мы сходили, а теперь  идем на рыбалку. (Слайд 12)

а) Групповая работа

– Кто больше придумает к этой картинке однокоренных слов

Проверка.

б) Заполнение рабочего листка. (Слайд 13) (Приложение 1)

в) Разноуровневая работа

– А теперь проверим чему вы научились. (Приложение 2

Различные цвета (по уровню сложности)

10. Итог

– Оцените свою работу на уроке.
– Покажите жестами, какое у вас настроение. (Слайд  14)

Приложение  1

Рабочий лист

Мы нашли информацию о ___________________________________________

Научились      _______________________________________________________

Самым интересным оказалось: _______________________________________

Из этого можно сделать вывод: ________________________________________

Приложение 2.

1 уровень.

Найдите однокоренные слова. Выделите корень.

Поплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
На сверкающих кустах –
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом снегопаде.

2 уровень.

Вставьте подходящие по смыслу слова из справок.
Обозначьте  корень.

Поплясали по ___________
____________     метели.
___________      __________
Песню просвистели.
На сверкающих кустах –
__________     халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом  ____________ .

Слова для справок:
Снежные,  снегопаде, снегам, снегири, снежные, снеговикам

3 уровнь.

Вставьте подходящие по смыслу слова. Обозначьте корень.

Поплясали по __________ 
_________ метели.
_________    ___________
Песню просвистели.
На сверкающих кустах –
__________     халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом _____________ .
У _____________    реки
В ____________ переулке
Звонко носятся ____________,
Режут __________   __________   .
А в завьюженных лесах –
_______________  палаты.
Впишут в синюю строку,
В __________    тетради.

Слова для справок: снегири,  снежные,   снегам, заснеженной, снежном, снеговикам, снегурки, снежные, снег, снежные, снегопаде,  снежинки, снежные