Правописание слов с парными согласными в корне

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок закрепления знаний учащихся.

Цели урока:

Образовательные цели:

– Совершенствование умения учащихся правильно писать слова с парными согласными в корне.
– Применение учащимися полученных знаний грамотного письма при самостоятельной, творческой работе.

Развивающие цели: 

– Развитие речи учащихся и обогащение словарного запаса через орфографическую словарную работу.
– Повышение познавательного интереса учащихся к урокам русского языка.

Воспитательные цели:

– Формирование толерантного отношения друг к другу.
– Развитие взаимопомощи у учащихся, взаимодействия при выполнении учебных задач.

Задачи урока:

1. Закрепить умение учащихся применять правила проверки парных согласных в корне слов на практике, используя алгоритм действий, памятки, опорные схемы.
2. Учить самостоятельно делать выводы по теме.
3. Закреплять знания учащихся о связи слов в предложении, о признаках текста.
4. Совершенствовать навык работы со словарём.
5. Развивать навыки самостоятельной деятельности младших школьников через работу в парах, группах, индивидуально; навыки самооценки и самоконтроля, взаимоконтроля в процессе выполнения заданий.
6. Воспитывать чувство коллективизма младших школьников.

Методы и формы работы:

  • Игровые методы
  • Наглядные методы
  • Практические методы
  • Работа в микрогруппах
  • Работа в цепочке
  • Фронтальные
  • По вариантам
  • Работа с раздаточным материалам

Оборудование: индивидуальные карточки для самостоятельной работы, сигнальные листочки для рефлексии, мультимедийный проектор, компьютер, картинный план урока, памятки при работе с текстом и над правилом проверки парных согласных  в корне, корзина знаний(муляж).

Общеучебные умения и навыки, отрабатываемые на уроке:

– Применять свои теоретические знания в практической деятельности.
– Работать самостоятельно.
– Оценивать свою работу и работу одноклассника, проверять по образцу.
– Правильно строить предложения, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать.
– Слушать и слышать.
– Осуществлять рефлексивные действия.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Настраиваю учащихся на работу, используя психологический метод воздействия друг на друга. В парах касаемся ладошками друг друга. Ощущаем тепло, доброту, взаимовыручку. Такой настрой нам всегда помогает в учебной деятельности.

II. Постановка темы, целей урока

– Мы начнем сейчас урок с этих строк.
«Вы на буквы посмотрите!
Что заметили, скажите!» (Слайд 2)
– Какая буква лишняя? Почему? А остальные какие буквы?
– Можно ли согласные буквы разобрать по парам?
– Какие это пары? (Пары по звонкости и глухости).
– Назовите буквы, обозначающие парные звонкие глухие согласные.
– Ребята, догадались, о чем будет идти речь на нашем уроке. Попробуйте сформулировать тему урока. (Вместе: Правописание слов с парными согласными в корне.)  (Слайд 3)

III. Минутка чистописания

– А сейчас пропишем эти пары букв в минутке чистописания. Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв, сравнивая своё написание с образцом. (Образец написания на доске и в тетрадях).

IV. Постановка контрольного вопроса урока

– Ребята, значит с какой орфограммой мы будем работать на уроке?
– На уроке мы должны будем с вами ответить на к/вопрос урока: «Что нужно сделать для проверки правописания парных согласных в корне?» (К/вопрос урока записан на доске).
– А в этом нам поможет планирование нашей деятельности виде грибочков –задания в этапах урока. Почему? Догадались? (Осень.  Собираем ягоды, грибы, урожай. И сегодня мы с вами соберём корзину грибов – наших знаний. Главное для нас – эти знания собрать, не растерять, сохранить.)

V. Словарная работа

– А сейчас вспоминаем слова из словаря на орфограмму парная согласная в корне слова. Называем слово, объясняем его написание, записываем, выделяем корень в слове, подчеркиваем орфограммы.
– Как вы будете проверять написание парных согласных в слове? Что сделаете для этого? (Работа с памятками на доске).
– Грибки знаний мы положили в корзину. Следующий этап работы – Самостоятельная работа.

VI. Самостоятельная работа

– У вас на партах карточки с заданиями по вариантам. Вам нужно вставить пропущенную парную согласную в словах, предварительно записав проверочное слово, выделить корень.
– Проверяем в парах. Меняемся карточками. (Слайд  4).
– В какой части слова встречается орфограмма? Правильное написание вы видите на слайде, а правильность подбора проверочного слова оцените сами у соседа. Если правильно ставим на полях «+», если с ошибками «+», если допущены ошибки в каждом слове, то ставим «0».
– Давайте уточним значения встретившихся двух слов: ястреб, экипаж. (Слайды 5, 6 – иллюстрации).
(Работа с толково-этимологическим словарем. Объяснение значений слов.)
– Грибок в корзину знаний!

VII. Физкульт минутка (Слайды 7, 8)

Это что? – Физкультминутка.
«Физ» Танюшка, «Физ» Мишутка, «Физ» Серёжка, «Физ» Андрей.
Станем выше и сильней.
Повернёмся, повернёмся,
Влево, вправо мы нагнёмся.
Повращаем головой
И опять за знаниями в бой.

– А сейчас задание на внимание: «Вам нужно внимательно слушать слова. Если в слове будем писать звонкую парную согл., то – хлопок в ладоши., глухую – «молчанка». (На слайде 8 – проверка).
(Корзина знаний пополняется грибочками!)

VIII. Творческая работа

– Составим из слов предложения. (Слайд  9).
(редко, светит, осенью, солнце)
(наряд, низкий, дуб, осенний, надел)
– Запишем, предварительно пропустив строчку. Разберем предложения по главным членам. (слайд  10).  
– А сейчас синтаксический анализ второго предложения. Проверяем. (Слайд  11)
Низкий дуб надел осенний наряд. (повеств., невоскл., простое, распростр.)

– Найдите слова с парными согласными. Проверяем. (Слайд  12).
– Поработаем с памятками. Связаны ли эти предложения по смыслу? Почему?  Какая тема, идея? Какие еще признаки текста вы знаете? Это небольшой текст из двух предложений. Мы можем его дополнить, сделать еще интереснее. Запишите заголовок текста и продолжите текст двумя предложениями.
– Возвращаемся к к/вопросу. (Для проверки написания парных согласных в корне слова нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного звука слышался гласный или звук [ н ].)

IX. Домашнее задание. (Слайд  13). Предлагается ученикам на выбор. ( Упр. Или написать пять слов с парными согласными . Составить и записать  с этими словами предложения).

X. Итоги урока

Для проверки написания парных согласных в корне слова нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного звука слышался гласный или звук [ н ].

XI. Рефлексия

Добавим к нашей корзине знаний хорошее настроение. Листочки зеленого, желтого, красного цветов. Зеленый – отличное  настроение от урока. Все понятно, затруднений не вызвало. Желтый – хорошее настроение. Что-то непонятно, вернутся к памяткам, алгоритмам и вспомнить еще раз. Красный цвет. Проработать материал еще раз. Наши знания сохраним и не растеряем.

– Спасибо всем за работу! (Слайды  14, 15)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4