Подготовка к ЕГЭ. Обобщающее повторение лексики. 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цель урока:

  • Обобщить и систематизировать сведения о лексике.
  • Закрепить навыки лексического разбора и работы с различными типами словарей.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации изученного.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая работа:

– Записать слова под диктовку, объяснить орфограммы.

Эффект, популярный, гигантский, деятельный, гуманный, гостиная.

– Подобрать к ним синонимы и антонимы.

– Определить, к какому из слов, записанных на доске, неверно подобран синоним.

Лоб-чело; блестела-сверкала; монумент-пьедестал; ярость-гнев.

– Какой раздел науки о языке изучает синонимы и антонимы?

2. Обобщение и систематизация изученного.

Беседа о лексике по вопросам на странице 20 (учебник А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова “Русский язык. 10-11” Москва, 2001г.)

Презентация “Словарь — это вселенная в алфавитном порядке”

3. Тренировочные упражнения

  1. Используя необходимые словари, дайте толкование лексического значения слов:
  2. Гавань_________________________________________
    Приземистый ___________________________________
    Понурый _______________________________________
    Благоухание ____________________________________

  3. Используя необходимые словари, выполните следующие упражнения, ответы запишите в тетрадь:
    • Какое из перечисленных слов имеет значение “забавный”?

1)курьезный 2)корректный 3)педантичный 4)уникальный

    • Какое из перечисленных слов имеет значение “относящийся к лирике как к роду литературы”:

1)лиричный 2)выразительный 3)лирический 4)субъективный

    • Выпишите из словаря по 2 многозначных слова, составьте с ними словосочетания, в которых слова использовались бы в различных значениях.
    • Можно ли вне текста определить лексическое значения слов и их морфологические признаки? Какие варианты лексического значения возможны у этих слов? Свое мнение обоснуйте, составив словосочетания с этими словами, из которых станет яснее их лексическое значение:

Засыпает, напасть, прорыв, косой, стекла, мыла, дали, простой, второе, пили.

    • Упражнение 30. (Стихотворение Б.Заходера “Если мне подарят лодку…”). (учебник А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова “Русский язык. 10-11” Москва, 2001 г.)

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

5. Домашнее задание: упражнение 35 (учебник А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова “Русский язык. 10-11” Москва, 2001 г.).

Презентация