Формирование духовно-нравственной культуры воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: формировать духовно-нравственную культуру воспитанников.

Задачи:

  • воспитывать нравственно-этическую культуру;
  • развивать и корректировать познавательные процессы;
  • формировать историко-культурное самосознание.

Ожидаемый результат: социализация ребенка-сироты в условиях школы- интерната посредством формирования духовно-нравственной культуры.

Пояснительная записка

«Музейная педагогика – это насыщение добрым и красивым – это то, что воспитывает нравственно и духовно человека...»

Воспитание духовно-нравственной культуры, в условиях сиротских учреждений, занимает особое место в личностном развитии воспитанников. Негативные изменения в обществе и катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения подростков, криминальная активность среди подрастающего поколения привели к потере историко-культурного самосознания, чувство долга и ответственности за духовно-нравственное наследие своей Родины. «Изменить это можно, лишь наполнив душу ребенка добрым, чистым, одухотворенной через полезную, осмысленную деятельность, через познание народа и себя» – призывает писатель В. Распутин.

В условиях школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей этой деятельностью называется музейная педагогика. Музейная педагогика отражена в программе «Зернышко души». Программа реализуется в рамках школьного музея «Хлеб всему голова». Музей имеет сертификат № 1445 от 12.10.2010 года о соответствии статусу «Музей образовательного учреждения».

Музейное педагогическое сопровождение основано на историческом познании традиций Родины и воспитании духовно-нравственной культуры.

Дети-сироты с особенностями развития – это категория воспитанников с осложненными формами дефектов:

  • низкий уровень умственных способностей;
  • нарушение психоэмоциональной и волевой сферы;
  • ограниченность познавательного интереса.

Реализуется программа «Зернышко души» через систему условий и коррекционно-развивающую поддержку:

  • «Знание через руки» – воспитанники приобретают знания и опыт не только словесным воздействием, но и тактильным. Соприкосновение с реальной историей и наследием прошлого своей Родины (история хлеба, появление первой лепешки, быт русского народа, «краюшка хлеба» в Ленинградскую блокаду, Филипповская булочка, Бородинский хлеб), позволяет эффективно развивать и формировать историко-культурное самосознание у воспитанников.

«Нет ничего более человечного в человеке, чем потребность связывать прошлое с настоящим» – писал Ф.И.Тютчев

  • Постижение и осмысление воспитанниками духовно-нравственного прошлого и анализ настоящего проходит в форме «подлинного собеседника» – духовно-нравственный опыт разных поколений (экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, собственный поиск в историко-краеведческой деятельности, фольклорные жанры, ролевая игра «Я экскурсовод», театральные представления) – это неполный перечень многоплановых мероприятий позволяет формировать духовно-нравственную культуру.
  • Воздействие музейных экспонатов, как предметов исторической реальности, собственное участие в оформлении тематических экспозиций, проигрывание историко-бытовых действий в игровой форме: удержи ухват с чугунком, поставь блин в печку, покорми большую семью, посев хлеба, молотьба зерна, вспахивание сохой, боронование, кликание солнышка, дождя, помогает воспитанникам развивать и корректировать эмоционально-образную сферу в непосредственном сотворчестве «педагог музея- воспитанник».
  • Предметно- художественное пространство музея «Хлеб всему голова»: яркость, красочность, содержательность, наглядность, доступность, понятийность, информативность, способствует развитию познавательной и творческой активности воспитанников.
  • Музейное педагогическое сопровождение в рамках музея «Хлеб всему голова» направлено на успешную социализацию и адаптацию воспитанников в социум: умение работать в коллективе, способность к профессиональному самоопределению, осмысление собственной жизненной позиции, приобретение навыков коммуникативности.    

Программа «Зернышко души» как музейное историческое наследие, позволило расширить образовательное и воспитательное воздействие на развитие и коррекцию детей- сирот. Художественные, культурологические, эстетические ценности музея внесли позитивный вклад в формирование духовно-нравственной культуры воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната.

Содержание программы «Зеркало души»

Программа обучения рассчитана на один год. Курс обучения – 36 часов, из них теории – 18 часов, практики – 18 часов. Возраст воспитанников от восьми до восемнадцати лет. Режим занятий – один раз в неделю,продолжительность занятий – один академический час.

Методы обучения и воспитания: наглядный, репродуктивный, поисковый, практический, словесный.

Формы работы: игры-сказки, викторины, дискуссии, путешествия, конкурсы, обрядовые праздники, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в музеи, выставки, храмы, монастыри, на предприятия хлебной продукции.

В проведении занятий важно соблюдать принципы доступности, наглядности, системности, последовательности, сотрудничества, обратной связи. Учитывая особенности развития воспитанников интерес к занятиям поддерживается: созданием творческой среды, личностно-ориентированным подходам, сменой видов деятельности, позитивным эмоциональным фоном.

Программа «Зернышко души» построена на поэтапном ознакомлении экспозиции музея «Хлеб всему голова». Экспонаты объединены в тематико-экспозиционный комплекс. В основе построения экспозиции лежит историко-хронологический принцип.

Экспозиция состоит из шести блоков

1. Стендовый «Значимость хлеба в жизни человека».

В данном блоке раскрывается значимость и бережное отношение к хлебу.

2. Прикладная мастерская «Орудия труда земледельцев».

Представлены подлинные экспонаты орудий труда и макеты изготовленные руками самих воспитанников. Именно здесь царит атмосфера «подлинной встречи» с орудиями труда наших предков. Познавательные знания прикладной мастерской позволяет развивать необходимые трудовые навыки, творческие способности, познавать традиции русского народа.

3. Макет «Русская деревня». Витрина «Быт земледельцев».

Воссоздание русской избы.

Основное назначение данного блока – развитие интереса у воспитанников к поисково-краеведческой деятельности.

Банк подлинных экспонатов музея пополняется собственными находками воспитанников школы-интерната. Поисково-краеведческая деятельность формирует историко-культурное самосознание.

4. Стендовый. «Развитие современного хлебопроизводства в России». Макеты хлебоуборочной техники: комбайн, грузовик, трактор.

Знакомит воспитанников с историей и развитием современного хлебопроизводства России. Формирует чувство гордости за свою Родину и самоотверженный труд русского народа.

5. Выставка. «История московского хлеба»

Представлена история Филипповской булочки, Бородинского хлеба, каравая, кулича, калача. Исторический материал выставки позволяет развивать и корректировать первичные знания, навыки в профессиональном самоопределение воспитанников.

6. «Помните…»

Посвящен Великой Отечественной войне, блокадному Ленинграду.

Воспитание через «память прошлого», формирует у воспитанников чувства патриотизма и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

«Экскурсии в прошлое, без которого, как известно не бывает ни настоящего, ни будущего…»

Занятия по программе «Зернышко души» обогащают и формируют духовно-нравственную культуру в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Тематический план программы «Зернышко души»

Тема Всего Теория Практика
«Откуда хлебушек пришел» 1 1 -
1. История музея 1 1 -
«Его величество хлеб» 7 1 6
1. Сколько лет хлебу?  1 1  
2. Почему хлеб всему голова (экскурсия, чтение стихов, рассказов) 2 - 2
3. Изготовление картин, панно из зерновых. 3 - 3
4. Викторина «Знатоки хлеба» 1 - 1
«Что посеешь, то пожнешь!» 7 2 5
1. Знакомство с трудом и орудиями труда русских земледельцев 2 1 1
2. Загадки, рисунки на тему: «Орудия труда земледельцев» 12  30’ 12
3. Сюжетно-ролевая игра «Земледелец» 2  30’ 1
4. Конкурс «Лучший экскурсовод»      
«Быт земледельцев» 8 3 5
1. Жилище земледельцев 1 1 1
2. Одежда земледельцев. 2 1 1
3. Кухонная утварь. 1 1  
4. Обрядовый праздник 1   1
5. «Рождество» 1   1
6. Народные игры. 2   1
7. Вечер фольклора (потешки, прибаутки, сказки)      
«Современное хлебопроизводство» 4 2 2
1. Современная хлебоуборочная техника 11 11  
«Московский хлеб» 5 3 2
1. История московского хлеба. 2 2 -
2. Филипповская булочка. Бородинский хлеб. 1 1 1
3. Раньше Москва пахла пирогами, кренделями… 2 - 1
«Краюшка хлеба» 4 - 4
1. Экскурсия «Поклонная гора» 2 - 2
2. Конкурс рисунков «Береги хлеб» 2 - 2
  ИТОГО: 36 12 24

Условия реализации программы «Зёрнышко души».

Условия Выход
1. Мотивационные Повышение уровня нравственно-этической культуры воспитанников
2. Организационные Организация и проведение тематических экскурсий, выставок
3. Научно-методические Повышение уровня компетентности педагогов, воспитанников в области нравственно-этической культуры
4. Материально-технические Пополнение банка музея экспонатами, обеспечение методической литературой, видеотекой ,тематической наглядности
5. Педагогическое сопровождение «Мир профессий» Профессиональное самоопределение воспитанников – 30% учатся по профессии «повар-кондитер»

Приложение.

Список литературы:

  1. Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.
  2. Александров Ю.Н. Московская старина М. Изд. Правды.
  3. Аникина В.П., Гусева В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народной жизни человека в русском фальклоре. М., «Худ. Литература», 1991.
  4. Бирюкова Т.В. Москве – Матушке при царе батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей. М., Астрел АСТ, 2007.
  5. Воронкова В.В. Воспитетель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.
  6. Выготский П.С., Соколова Н.Д., Воображение и творчество в детском возрасте., М., 1991.
  7. Выготская Г.Л., Соколова Н.Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей. «Дефектология», 1972, №5-С66-70.
  8. Горбановский М., Москвоведение, Изд. Дом «Московский учебник – 2000», 1997.
  9. Греков А., Тайный код, «Диеты с Винчи», «Астра-Спб», Санкт-Питербург, 2007.
  10. Доргач О., Быков В., Книга Москвы, М.Прозаик, 2010.
  11. Данилова Е.Е., Дубровина И.В., Практикум по возрастной и педагогической психологии., М., Издательский центр «Академия», 2000 - 160 с.
  12. Жукова О.Г. Музеи и усадьбы Москвы, М., АСТ Астрель., Хранитель.
  13. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И., Коррекционная педагогика., II издание, «Феникс», март 2010.
  14. Некрылова А.Ф., Круглый год русский земледельческий календарь, 2009.
  15. Моиленко В.П., В мире школьных музеев, центр «Школьная книга», Москва, 2007.
  16. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Игры и забавы для детей, Зимние праздники, Весенние праздники, Летние праздники, Осенние праздники., Творческий центр, Сфера, М., 1998.
  17. Репин Л., Рассказы о Москве и москвичах во все времена. М., АСТ Новости, 2007.
  18. Солоухин В., Каравай заварного хлеба. М., Изд «Правда», 1986.