Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Предложения неопределенно-личные

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


(Слайд 1)

Цель урока: (Слайд 2)

  • закрепить тему «Определенно-личные предложения»;
  • дать понятие о неопределенно-личном предложении;
  • научить выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений;
  • развивать культуру речи.

Тип урока: объяснение нового материала, закрепление пройденного

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Объявление темы урока, запись в тетрадь.

2. Лингвистическая разминка (Слайд 3)

Задания:

– прочитать предложения;
– назвать односоставные  определенно-личные предложения;
– выписать глаголы-сказуемые из определенно-личных предложений, указать форму глаголов.

(Учащиеся работают на интерактивной доске)

3. Вопросы на повторение:

– На какие основные группы делятся односоставные предложения?
– Какие предложения называются определенно-личными? Что они выражают?

4. Предложения неопределенно-личные  (Слайд 4)

– Сравните значения данных предложений.
– Найдите односоставные предложения с главным членом сказуемым.
– В каких формах употребляются глаголы сказуемые? (Готовятся, окапывают, стучат – изъяв.накл., наст.вр., мн.ч., 3 л.)

(Запись в тетрадь)

5. Изучение теоретического материала в п. 22

Пояснения учителя:

– В опред.-л. предложении – легко определить действующее лицо, с помощью глагола-сказуемого можно восстановить подлежащее, притом одно;
– В неопр.-л. предложении подлежащее тоже можно восстановить, но оно будет неопределенным (мы, вы, они). Здесь важно само действие, а не лицо.

6. Значение обобщенного лица (Слайд 5)

– Ребята, обратим ещё раз внимание на примечание.
Обобщающее значение имеют предложения, которые, по сути, являются определенно-личными и неопределенно-личными.

(Считают, не наполнишь, не увидишь, не вынесешь)

Записать 2 пословицы в тетрадь.

7. Аукцион пословиц

– Ребята, вам было дано домашнее задание: приготовить по пословице.
– Назовите пословицы – односоставные предложения со значением обобщающего лица.
Последний будет победителем и получит приз.

(Учащиеся называют пословицы)

8. Закрепление темы «Предложения неопределенно-личные» (Слайд 6)

Работа с деформированным текстом:

  • Простое или сложное предложение
  • Вставить знаки препинания,  пропущенные буквы
  • Подчеркнуть грамматическую основу
  • Определить вид односоставного предложения, форму глагола.

(Ученики выходят к ИД и работают с ней)

  • Сложное, скашивают – н/л , они не уронили – двусоставное
  • Простое, односоставное, открыли – н/л( изъяв.накл., прош.вр., мн.ч.)
  • Сложное, 2 предл. – односост., о/л  – въезжаем  (изъяв.накл , наст.вр., 1л.)
  • Простое, односост., н/л – вывели (изъяв.накл., прош.вр., мн.ч.)
  • Простое, односост., н/л – не кормят (изъяв.накл , наст.вр.,3 л., мн.ч.)
  • Простое, односост., н/л – зажгли (изъяв.накл., прош.вр., мн.ч.)

9. Работа по преобразованию предложений

Учащиеся записывают в тетрадь: (Слайд 7)

1) двусоставное в н/л : убирается подлежащее, предложение не конкретное; (сообщили…, собирают…, проведут…) (Слайд 8)
2) н/л в двусоставное: добавляется производитель действия и предложения становятся конкретные; (друзья приняли, почтальон принес, знают ли жильцы).

10. Работа с поэтическими текстами на закрепление материала по теме Определенно-личные предложения и неопределенно-личные предложения»

(Слайд 9) Выполняется на листочках для быстрой проверки в конце урока.
Задание: записать в два столбика номера строк стихотворений и указать формы глаголов.

Опред.-личн.                                    Неопред.-личн.

2,3,5                                               1,4

11. Итог урока

Оценки за работу на уроке учащимся выставляются  по диагностической карте:

Ф.И. Лингвист
Разминка
Вопросы на повтор н/л
слайд 4
Победитель
пословиц
Закрепл.н/л Преобразов.
предлож.
Работа с поэтич.
текстом
Итог