Развитие творческих способностей в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы в школе определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к творческой деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель на уроке. В нашей школе много творчески работающих учителей. Они постоянно в поиске приёмов и методов развития творческих способностей школьников. Об этом и говорят методические недели, которые проводятся в школе. Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка. “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество-верная дорога к сердцу ребёнка”,- утверждал В. А. Сухомлинский. Включаю сказки на уроках математики при повторении и закреплении изученных тем. Сказки “О”, “Победа знаний”, “Герой Планеты Фиалка”, “Космическое путешествие”. Для удобства разбиваю сказку на части и работаю так: после чтения задаю ряд вопросов; на отдельных этапах прошу детей продолжить сказку.

Вот некоторые вопросы, на которые отвечали дети: почему страна называлась Цифрией? Что означает число 0? Чем занимается Арифметика? (Изучает числа и действия над ними.) какие реки разделяли страну Цифирию и королевство Арифметики? (Действия.) кто собирался переходить через пустыню? (Числа.) почему число, с которым сложили нуль, осталось недовольно? Почему при переходе через реку “Деление” числа не захотели становиться в пару с нулём? Сказка делает урок более интересным, в опросы, на которые отвечают дети, дают большой воспитательный эффект и способствуют развитию мышления; самостоятельное сочинение сказок развивает устную речь, фантазию и смекалку.

Развивают логическое мышление, память, внимание, творческое воображение и игры-путешествия. Путешествуя с детьми по сказочной стране Геометрии, даёт первоначальные представления о прямой, отрезке, луче, разных видах углов и.т.д. Решая логические задачи, задачи- шутки дети учатся думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнить и на этом основании сделать вывод, например: чей план из написанных на доске. Более удачный? Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном. Так, знакомясь с содержанием отрывка из сказки С. Маршака “Двенадцать месяцев”, дети первый раз и не заметили, какой из братьев – месяцев оказался самым строгим к Падчерице. Затем, глядя на её поведение и трудолюбие, и этот братец стал снисходительным и добрым к ней. А почему? Дети нашли в тексте слова, характеризующие каждого героя, а затем сделали вывод. А когда инсценировали эту сказку, дети старались голосом и жестами показать характер каждого героя и его отношение к другим персонажам. Дети очень любят минутки поэзии. Звучат на уроке стихи Пушкина, Есенина и других мастеров слова. Дети читают и стихи собственного сочинения.

На уроке чтения традиционным стало задание “Я начну, а ты продолжи…”.

Учитель:

Порхает и кружится
На улице снежок…

Ученик:

А Коля веселится
С собакою Дружок.

Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. У детей есть творческие тетради. В них они учатся сочинять стихи, песни загадки, частушки. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают эмоциональные способности.

Но особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Дети очень тонко чувствуют и понимают прекрасное, понимают язык природы.

Только надо научить их видеть, всматриваться в жизнь. Каждому ребёнку я давала этюд о зимней природе. Звучит музыка, дети рассматривают этюд и передают в сочинении своё настроение, придумывают названия. Вот одна миниатюра: “Наступила красавица – зима. Ели надели свои мохнатые шапки. Везде большие сугробы. Мороз осыпает деревья серебристым инеем, окна разрисовывает причудливыми узорами, покрывает их тонким серебром”.

На уроках русского языка использую составление предложений по открыткам осенним, зимним или весенним пейзажами. Начиная с 1 класса, учу детей выражать свои мысли в письменной и устной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, ставить отметки, вступать в беседу в дискуссию со мной. Если у ученика нет своего взгляда, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес к какой – либо области знаний. Любимая игра на уроках чтения – читать голосами героев из сказки. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы – Яги, медведя, значит, наступило время разминки, и все должны говорить или читать голосами гостей. Нравится детям и подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных на доске слов выбирают нужные, доказывая свой выбор. Например, на доске слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ребята подходят к доске и, доказывая свой выбор, стирают слова, которые не подходят для характеристики старухи “Сказки о рыбке и рыбке” Пушкина. Творческие способности детей продолжаю развивать и ан уроках природоведения, во время прогулок и экскурсий в лес или парк, на луг. Многое удаётся увидеть детям, если постоянно поддерживать их интерес, вводить элементы занимательности. Перед началом зимней экскурсии предлагаю загадку:

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима.)

Сообщаю, что во время экскурсии дети будут искать ответы на загадки зимы, а их у неё много – про снег, мороз, лёд на реке. Дети не только отгадывают загадки, но и наблюдают за изменениями, происходящими в природе зимой.

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжками
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели.

Эту загадку про дерево дети услышали, когда были в парке. Здесь они научились различать лиственные и хвойные деревья:

Что же это за девица -
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. При подведении итогов экскурсии похвалила детей от имени зимушки – зимы за их активность т наблюдательность. На следующем уроке природоведения дети получили письмо от Почемучки. Там где живёт Почемучка, нет зимы. И он просил рассказать ему о зиме, ответить на его вопросы: что такое зима? Какие месяцы считаются зимними? Как объяснить пословицы: Декабрь – год кончает, зиму начинает; Январь – году начало, зиме середина; Вьюги да метели под февраль налетели. По приготовленной заранее картинке дети рассказали о медведе, лисе и белке.

На уроках трудового обучения нет скучающих. Всегда открыта выставка работ школьников. Детям предоставляется свобода выбора. Они комбинируют, создают такое, чего раньше не видели… и в основе их творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел. Например, из деталей конструктора дети собирали модель самосвала. Денис предлагает: Пусть у моего самосвала будет два кузова”. Мальчик никогда не видел такого, но решил сделать необычный самосвал. Поддерживаю задумку и спрашиваю: “А где удобнее будет использовать самосвал с двумя кузовами?”. И получаю ответ: “На этой машине удобно доставлять разные сыпучие материалы в небольших количествах: щебень и цемент, песок. Доставлять груз сразу в несколько мест с выгрузкой части груза”. Здесь мы имеем дело с творчеством ученика.

Конструируют ребята и на уроках математики. Я даю им, например, такие задания:

1 класс

  1. Составь два одинаковых квадрата из семи одинаковых палочек.
  2. Отсчитай три палочки, составь из них треугольник. Возьми ещё две палочки и положи их так, чтобы образовалось два новых треугольника.

2 класс

  1. В фигуре, похожей на ключ, переложи четыре палочки так, чтобы получилось три одинаковых квадрата.
  2. Как разрезать квадрат так по дум прямым линиям так, чтобы из полученных частей можно было сложить два новых квадрата?

3 класс

  1. Из двенадцати одинаковых палочек выложи шесть равных треугольников.

4 класс

  1. Из 16 палочек построена стрела. Переложи восемь палочек так, чтобы получилось 8 равных треугольников.
  2. Побуждает интерес к математике и решение задач различными способами.

Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности. Именно умение и способность находить различные пути и способы решения часто приносит успех и удовлетворяет как частные, так и глобальные интересы коллектива, общества, страны. Поэтому на уроках систематически включаю решение задач различными способами. Учащимся этот вид работы очень нравится.

Особо хочу остановиться на одном способе решения задач, который можно назвать “предположением ответа”. Выдвигается гипотеза: пусть ответ задачи будет таковым. Путём рассуждений вычислений проверяется гипотеза: выполняется ли при ней условия задачи. В случае, когда она не удовлетворяет условиям задачи, находят отклонения от точного счёта. И, наконец, используя это отклонение, находят искомый ответ задачи. Берём, например, задачу из учебника для 4 класса: “Один теплоход за 8 ч прошёл 312 км. За сколько часов пройдёт 231 км другой теплоход, если его скорость будет на 6 км меньше скорости первого?”.

Решение: 1-й возможный способ решения, когда гипотеза оказывается меньше ответа. Предположим, что другой теплоход при неизменной скорости пройдёт указанное расстояние за 5ч. Узнаём, какое расстояние он при этом пройдёт. Для этого сначала найдём скорость первого теплохода:

318:8=39 (км/ч)

Найдём скорость второго теплохода:

39-6=33 (км/ч)

За 5 ч теплоход прошёл бы 33*5=165километров. Получим, что 165 меньше 231. Тогда расстояние уменьшилось бы на 231-165=66 (км)

Теперь можно узнать, на сколько принятая гипотеза меньше истинного ответа: 66:33=2 (часа)

И наконец, узнаём, за сколько же времени другой теплоход пройдёт 231км: 5=2=7 (часов).

Возможны второй и третий способы решения.

Применение различных способов решения задачи развивает умственное способности учащихся, приучает их к исследовательской работе.

На уроках провожу индивидуальную работу с сильными учащимися, а во внеурочное время веду кружок занимательной математики в форме увлекательных игр, путешествий, КВН дети развивают и совершенствуют свои творческие способности.