Конспект открытого логопедического занятия в младшей группе по теме "Животные"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

1. Развитие общих речевых навыков: слухового внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, дыхания и голоса.

2. Активизация и уточнение словаря по теме.

3. Практическое употребление в речи предлогов “НА”, “С”.

4. Закрепление навыка использования в речи двусоставного предложения с глаголом повелительного наклонения.

5. Развитие сенсомоторного восприятия.

6. Воспитание любви к животным, доброты друг к другу.

Оборудование: сенсорно-моторная зона (аппликация на тканевой основе “Лесная полянка” с липучками, кнопками для закрепления на ней необходимых предметов), мягкие игрушки (зайчонок, зайчиха, котенок, кошка, щенок, собака), цветы на липучках (красный и желтый), две бабочки на магнитах, тканевые грибы (большой и маленький), звучащие предметы (колокольчик, погремушка, бубен), ширма, пластилиновые фигурки на скрепках (рыбки, морковки, косточки).

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети рассматривают “летнюю полянку в лесу” (сенсорно-моторную зону на стене в групповой комнате, закрепленную на уровне роста ребенка) Затем усаживаются на стульчики, стоящие полукругом.

2. “Украсим полянку”

Логопед:

- На полянке растут цветы: красные (прикрепляет на “полянку” красный цветок с помощью липучки) и… (показывает желтый цветок). Ребенок называет цвет и закрепляет цветок на “полянке” подобно действиям логопеда.

- Какие цветы растут на полянке?

Дети: красный, желтый.

Логопед:

- После дождя на полянке выросли грибы: большой (показывает и крепит гриб на “полянку” с помощью кнопки) и… (показывает маленький грибок). Ребенок называет его величину и помещает его “на полянку”.

- Какие грибы мы видим на полянке?

Дети: большой, маленький.

Логопед:

- Вдруг подул сильный ветер… (дети дуют, изображая ветер - логопед следит, чтобы малыши не раздували щеки) и на нашу полянку прилетели бабочки. Одна села на красный цветок (ребенок берет бабочку и крепит ее магнитом на красный цветок).

- Дети, куда села бабочка?

Дети: Нa цветок.

Логопед:

- Другая села на большой гриб. (Hебенок находит на “полянке” большой гриб и прикрепляет бабочку)

- Куда села бабочка?

Дети: Нa гриб.

3. “Звери на полянке”

Артикуляционная гимнастика и развитие голоса.

Логопед:

- Солнышко светит, солнышко греет, солнышку все рады! Давайте и мы улыбнемся солнышку!

(Дети выполняют артикуляционное упражнение “Улыбка”)

- Пришел на полянку котенок и лег погреться.

(Ребенок закрепляет на “полянке” мягкую игрушку котенка)

- От удовольствия котенок закрывает глазки.

(Дети выполняют упражнение “Зажмурили глазки”)

- Котенок засыпает и снится ему, что он лакает вкусное молоко.

(Дети выполняют упражнение “Кошка лакает молоко”)

- Греется на солнечной полянке и маленький щенок.

(Ребенок прикрепляет мягкую игрушку щенка)

- Мечтает он о вкусной сахарной косточке, хочется ему ее погрызть, даже облизывается от удовольствия!

(Дети выполняют упражнение “Вкусное варенье”)

- А около дерева притаился маленький зайчонок.

(Ребенок крепит игрушку зайца на “полянку”)

- Наш зайчонок очень грустный. Давайте попробуем его развеселить: нарисуем его портрет пальчиком.

- Делайте, как я.

Дети встают около стульчиков и указательным пальцем в воздухе “рисуют” зайца, произнося за логопедом гласные звуки:

Голова – а-а-а.

Туловище – э-э-э.

Задние лапы – о-о-о, о-о-о.

Передние лапы – у-у-у, у-у-у.

Большие уши – ы-ы-ы, ы-ы-ы.

Маленький хвостик – и-и-и.

- Зайчонок очень рад вашему подарку, но сам все на часы поглядывает – маму поджидает.

(Дети делают упражнение “Часики”)

Дети переходят в другую часть группы, где располагается небольшая ширма, усаживаются на кубики.

4. “Где, чья мама?”

Слуховое внимание.

Логопед:

- Кто мама у зайчонка?

Дети: зайчиха.

- Кто мама у щенка?

Дети: собака.

- Кто мама у котенка?

Дети: кошка.

Логопед:

- Мамы уже спешат к своим детенышам, но узнать их напросто:

Кошка придет с колокольчиком. Он звучит вот так. Послушайте! (Звук колокольчика за ширмой)

Собака - с погремушкой. Она звучит вот так. Послушайте! (Звук погремушки за ширмой)

А зайчиха - с бубном. Послушайте как он звучит! (Звук бубна за ширмой)

- Вы должны определить по звуку, кто к нам идет.

Логопед издает за ширмой звуки бубна, колокольчика, погремушки и, если дети правильно отгадали животное по звуку, выставляет соответствующие игрушки : кошку, собаку, зайчиху.

Логопед:

- Вот и встретились мамы со своими детенышами:

Зайчиха … с зайчонком – ребенок усаживает на ковре игрушки: Зайчиху и зайчонка.

Кошка… с котенком – ребенок усаживает на ковре игрушки: Кошку и котенка.

Собака … со щенком - ребенок усаживает на ковре игрушки: Собаку и щенка.

Логопед:

- Собака какая?

Дети: большая.

- Щенок какой?

Дети: маленький.

Логопед:

- Посмотрите и послушайте, правильно ли я сказала и показала:

“У собаки щенок вот такой! – произносит низким голосом, руки разводятся широким жестом.- А собака была вот такая” - голос высокий, руки показывают что-то маленькое.

Дети определяют ошибку и вместе с логопедом комментируют слова правильными жестами и голосом.

5. Физминутка.

Дети, взяв игрушки в руки, танцуют на ковре:

Ножками топаем, ручками хлопаем, головой качаем, друг друга обнимаем (обнимаются).

6. “Громко – тихо”

Сила голоса.

Животные устали, сели отдохнуть. Дети усаживаются на ковре вместе с игрушками.

Логопед:

- Как мяукает котенок?

- Дети: тихо. (Тихим голосом произносят – “мяу!”)

- А как мяукает кошка?

Дети: громко. (Громко произносят “мяу”)

Логопед:

- Щенок устал, как он лает? (Дети произносят тихим голосом: “ав-ав”)

- А как лает собака? (Дти произносят громким голосом: “ав-ав”)

Логопед:

А мама – зайчиха погладила своего усталого зайчонка по голове.

(Дети ласково гладят друг друга по голове)

Дети оставляют игрушки на ковре и переходят в другую часть групповой комнаты.

7. “Угостим друзей”

Сенсомоторное восприятие.

На леске с помощью больших цветных скрепок закреплены пластилиновые предметы: две рыбки, две косточки, две морковки.

Дети рассматривают их, называют.

Логопед:

- Давайте угостим наших друзей!

- Что любят кошки?

Дети подходят по одному, снимают со скрепок фигурки рыб относят их на ковер к игрушкам и “угощают” кошку и котенка, произнося предложение: “Кушай, киска!”

Логопед:

- Что любят собаки?

Дети аналогично “угощают” собаку со щенком: “Кушай, собачка!”.

- Чем угостим зайчонка с зайчихой?

Дети “угощают” зайцев морковкой: “Кушай, зайка!”.

8. Итог.

Логопед:

- Каких домашних животных мы встретили сегодня на лесной полянке?

- А кто из наших знакомых живет в лесу?

- Животные с удовольствием лакомятся угощением, и мы не будем им мешать: помашем рукой и скажем: “До свидания!”

Дети берутся за руки, прощаются с животными и тихо, на носочках, уходят из групповой комнаты.