Рабочая программа по экологии. 1–4-е классы

Разделы: Экология


Пояснительная записка

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Экологическая программа формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (комнатными растениями, зверями, птицами, земноводными, пресмыкающимися уголка живой природы), и при идеальном (воображаемом) взаимодействии с природными объектами.

Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества.
Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.

Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю. В основу программы положена методологическая идея Ф.Юнге (1832-1905) – немецкого педагога, который предложил изучать природу экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форму организации знаний в данной программе можно отнести к энциклопедической, так как содержание её организовано вокруг знаний о живых системах разного уровня (отдельные организмы, виды, экосистемы), ведь именно живые системы стоят в центре научной картины живой природы, и это должно стать отражением биоцентрического подхода в экологическом образовании. Идея Ф.Юнге - реализовать в единстве региональный компонент и развитие “глобального кругозора”.

В основе построения программы лежит принцип научности, который отражает основные положения бэконовской философии науки, распространённой в сфере дидактики Я.А.Каменским с его основной идеей – отбором из науки самого главного, необходимого для понимания устройства мира и происходящего в повседневной жизни. Именно эти положения и находят отражение в идее Ф.Юнге.

Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.

Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

В программе в основе формирования теоретических понятий лежит абстракция (жизнь, природа) – идеализированный объект, дающий её целостное, но нечёткое отражение, далее следует методологическая конкретизация (от абстракции к теоретическим понятиям, а затем к различным сферам практики.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Такими основными методами в образовательном процессе по реализации программы будут: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Содержание программы

Экология планеты Земля. 16 ч.

Что означает “Экология планеты Земля”. Планета Вода. Приключения водяных капель. Горы Земли. Какая будет погода? Экскурсия в лес “Чистая поляна”. Конкурс рисунков “Цвети Земля”. КВН “Я житель планеты Земля”. Устное сочинение “Какой я хочу видеть свою планету”. Экскурсия в лес “В поисках загадок леса”. Разведка осенних примет. Игра “Осенние листочки”. Ролевая игра “Космическая экспедиция”. Инсценирование экологической сказки “Земля среди звёзд – наш единственный дом”.

Экология города. 9 ч.

Заочное путешествие “Мой город”. Экскурсия в музей истории города. Заочное путешествие по рекам города. Экскурсия в эколого - биологический центр города.

Устное сочинение “На всей Земле нет краше уголка, где я родился”. Конкурс стихов “Родная земля”. Конкурс рисунков “Моя планета – мой город”. Экопроект “Мой город”.

Викторина “Экология города”.

Дом, где я учусь. 6 ч.

Я и школа. Конкурс рисунков “Дом, где я учусь”. Экскурсия в кабинет биологии школы. Экологический дизайн класса. Экологическая жилка. Составление экибан. Уголок живой природы.

Путешествия с растениями. 16 ч.

Викторина “Какие бывают растения?”. Для чего нужны цветы? Хитрости цветов. Важность растений ни с чем несравнима. Растения – путешественники. Самые древние растения. Защитные приспособления растений. Экологическая сказка “Одуванчик”. Конкурс рисунков “Зеленый город”. Конкурс чтецов. Стихи о цветах. Проектная работа “Осторожно - яд!”. Коллективный выпуск газеты “Грибы съедобные и несъедобные”. Красная книга. Редкие растения страны и области. Растения пустыни. Комнатные растения класса. Уход за ними. Растения пустыни. Комнатные растения.

Экскурсия в музей экологии.

Внимание, птицы! 17 ч.

Птицы нашего города. Гости нашего города. Птицы нашего леса. Водоплавающие птицы. Птицы тёплых стран. Изготовление кормушек для птиц. Происхождение названий птиц и их охрана. Экскурсия в музей экологии. Внешние признаки класса птиц. Птицы и человек – взаимосвязи и взаимовлияние на жизнь друг друга. Основные виды оседлых птиц нашего города. Место птиц в городской экосистеме. Экскурсия в ЭБЦ. Виды перелётных и кочующих птиц. Виды хищных птиц. Конкурс рисунков “Птицы-защитники природы”. Интеллектуальная игра “Птицы нашего края”. Конкурс плакатов “Внимание птицы!” Проектная работа “Птицы - наши друзья”.

Мир животных вокруг нас. 21 ч.

Домашние животные. Экскурсия на конный двор “Тулпар”. Животные своего края. Насекомые: друзья и враги. Земноводные. Ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи. Экскурсия в музей экологии. Видеообзор по заповедным местам страны. Заповедные места РТ. Заочное путешествие по национальному парку “Нижняя Кама”. Звери-грызуны. Летучие мыши, кто они? Встреча с хищниками. Приспособления к хищному способу питания. Пищевые цепочки. Экологическая пища животных. Животные Севера. Животные жаркого климата. Конкурс рисунков “Мир животных”. Красная книга. Животные защищаются. Игра по станциям “Любимые животные”. Проектная работа “Животные нашего леса”.

Путешествие в подводный мир. 11 ч.

История подводного мира. Путешествие по карте мира “Чего больше на планете – суши или воды?” Откуда на Земле появилась вода? Улитки и ракушки. Экскурсия на родники города. Многообразие видов рыб. Экскурсия в ЭБЦ. Чудовища морских глубин. Кит – самое крупное млекопитающее. Дельфины. Экскурсия в дельфинарий. Аквариумные рыбы. Экскурсия в ЭБЦ. Викторина “Юный эколог”.

Заключение. 6 ч.

Тест “Экология планеты Земля”. Игра по станциям “Экология и мы”. Экскурсия в парк “Будь природе другом”. Конкурс рисунков на асфальте “Любим природу”. Экскурсия в зоопарк. Итоговое занятие “У доброго дела нет пределов”.

Предполагаемые результаты реализации программы

К концу изучения программы дети должны уметь:

- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;
- осознавать значение воды для человека;
- объяснять значение рыб в океане;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
- изготавливать простейшие кормушки;
- соотносить внешний вид птицы с названием;
- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- определять значение грызунов в природе и для человека;
- находить приспособления к жизни на Севере;
- сравнивать северных и южных животных;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом.

Приложение

Литература

1. Акимушкин И. Мир животных. М., 1994.
2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана. Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана. Ярославль: Академия развития, 1998.
4. Верзилин И. Путешествие с домашними растениями. М., 1949.
5. Вогина В.В. В гостях у природы. СПб, 1997.
6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей начальной школы. 1972.
7. Дитрих А. Почемучка. М., 1993.
8. Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей. И., 1994.
9. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М., 1991.
10. Плешаков А.А. Факультативный курс “Планета загадок”. 2004.
11. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. 2 часть. М., “Просвещение”, 2007.
12. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения. Экология. М.: ГКО “АСТ”, 1996.
13.Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия.
14.Сборник рабочих программ “Перспектива” 1-4 классы. 2011 г.