Конспект интеллектуальной игры в подготовительной группе "Знай-ка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • закреплять знания детей о видах гербов и флагов; умение “читать” заложенную в них информацию;
  • развивать познавательный интерес к истории своего народа, наблюдательность, внимание, логическое мышление;
  • воспитывать патриотические чувства, чувство сопричастности к истории своей страны, толерантность, уважение к гербу, флагу своей страны;
  • формировать умение работать в коллективе, развивать качества творческой личности.

Ход занятия

Дети под музыку В.Г.Захарченко “Принимай страна наш кубанский хлебвходят в зал. (Становятся полукругом)

Ведущий: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

Ребёнок:

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные с речками синими
Тебя по-славянски назвали - Россия!

Ведущий: Совершенно верно. Ребята, а знаете ли вы, какие знаки отличают нашу страну от любой другой?

Дети: Государственные символы - герб, гимн, флаг.

Ведущий: сегодня я хочу предложить вам интересную интеллектуальную игру “Знай-ка”, в которой вы покажете свои знания символики России и других стран. Поиграем?

Дети: Поиграем.

Ведущий: Для этого я предлагаю вам занять места за столами с соответствующими табличками. Итак, в игре участвуют две команды.

Ведущий: Команда “ Синих”! (Дети хором)

Ведущий: И команда “Красных”! (Дети хором)

Представляет капитанов обеих команд.

Ведущий: А оценивать наш конкурс будут уважаемые гости: (знакомит) Игра будет состоять из 7 конкурсов. За победу в каждом конкурсе команда получает жетон. Победитель определится побольшему количеству жетонов.

Конкурс № 1 “Разминка”

Ведущая: (Послушайте, ребята, внимательно.От того, как вы будете слушать задание, будет зависеть победа в этом конкурсе)

Задание заключается в следующем: я задам по 3 вопроса каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ, команда получает жетон. Итоги конкурса жюри огласит после его окончания.

Ведущая: Команды готовы? (Готовы!) Первый вопрос я задаю команде “Синих”.

  1. Как назывался древний флаг и как он выглядел? (Стяг – длинная палка с привязанным на конце пучком сухой травы или конского хвоста.)
  2. Для чего предназначались древние стяги? (Для объединения войскпод стягом собиралось войско и отправлялось защищать свою землю.)
  3. Какие части имеет современный флаг? (Древко, полотнище, навершие.)
  4. Какие виды флагов вы знаете? (Королевский, царский, государственный.президентский, знамя победы, андреевский флаг российского флота.)

Какую форму имеют гербы? (Форму щита, как символа готовности к обороне.)

Ведущий: Для этого я предлагаю вам занять места за столами с соответствующими табличками. Итак, в игре участвуют две команды.

Ведущий: Команда “ Синих”! (Дети хором)

Ведущий: И команда “Красных”! (Дети хором)

Представляет капитанов обеих команд.

Ведущий: А оценивать наш конкурс будут уважаемые гости: (знакомит) Игра будет состоять из 7 конкурсов. За победу в каждом конкурсе команда получает жетон. Победитель определится побольшему количеству жетонов.

Конкурс № 2 “Найди и покажи”

Ведущая: Как называются самые известные в России флаги вы знаете хорошо.

Но сможете ли вы их узнать?

Внимание, задание: командам предлагаются карточки с изображением флагов: (Андреевского, красного Знамени Победы, государственного флага России, Олимпийского флага, флага Франции, белого флага Мира) и задаётся обеим командам один общий вопрос. За 15 сек. Вы, посовещавшись, должны принять единый ответ, капитан команды определяет, кто будет отвечать. Отвечающий поднимает карточку с изображением флага. Задание понятно?

Ведущая: Найдите и покажите:

  • флаг России;
  • военно-морской Андреевский флаг;
  • флаг - символ Мира;
  • Знамя Победы;
  • флаг Олимпийских Международных игр.

Слово предоставляется жюри.

Капитан победившей команды помещает жетоны на табло.

Конкурс №3 “Азбука флагов”

Ведущая: Флаги можно использовать и для передачи информации, как азбуку. Перед детьми выставляется полотно с азбукой флагов - каждой букве соответствует свой флажок.

Задание: каждой команде выдаётся карточка со словом, которое необходимо выложить из букв и флажков. Каждый участник команды по очереди у мольберта выкладывает очередную букву и соответствующий флажок слова своей команды

На выполнение задания отводится 3 минуты. Представитель каждой команды читает слово, выложенное из флажков. Жюри следит за временем и подводит его итоги по окончании следующего конкурса.

Конкурс № 4 “Найди сходства и отличия”

Ведущая: Командам предлагаются по две карточки с изображением флагов.

1. Одной команде - флаг России и знамя Победы.

2. Другой команде - флаг России и штандарт Президента России. На выполнение задания отводится 3 мин. Жюри следит за временем и подводит итоги конкурса № 3 и 4 по окончании музыкальной паузы. Внимание, задание каждая команда должна назвать сходства и отличия между предложенными им флагами.

  1. Сходства: одинаковые составные части (древко, полотнище, навершие); присутствие красного цвета. Отличия: знамя - символ Великой Победы. Государственный флаг означает единство страны: Знамя создают в единственном экземпляре, а флаг - массовое изделие: Знамя вывешивают только в День Победы во время праздничного парада или в момент возложения венков к могиле неизвестного солдата.
  2. Сходства: составные части, расположение полос, их цвет.

Отличия: форма полотнища, на Штандарте - на фоне полос расположен герб России, края украшает золотая бахрома.

Ведущая: Пока жюри подводит итоги по двум конкурсам, у нас музыкальная динамическая.

Пауза “Флаг России”.

Слово предоставляется жюри.

Капитан победившей команды помешает жетоны на табло.

Конкурс №5 “Города и гербы”

Ведущая: Когда на Руси только начинали строить города, на земле росли дремучие леса, в которых водилось много зверей и птиц, а реки были широкими и глубокими, в них водилось много рыбы. Поэтому на гербах изображали окружающую природу, а также героические страницы истории, профессии, ремесло, словом то, чем город мог гордиться.

Выставляется панно с пронумерованными гербами.

Задание: командам задаётся один вопрос, на обдумывание ответа даётся 15 сек. За это время вы, посовещавшись, должны принять единый ответ, капитан определяет отвечающего, который поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Ведущая: Какой цифрой обозначен герб города:

  • Ярославля, жители которого считали медведя священным животным?
  • Темрюка, расположенного на юге нашей страны, на берегу Чёрного моря, где водится много рыбы?
  • Радужного, название которого отображено в рисунке герба?
  • Белогорска, расположенного на севере нашей страны, где много снега?
  • Кузнецка, герб которого рассказывает нам об основной профессии, связанной с металлом? На гербе изображён молот и наковальня, но фигуры кузнеца на нём нет;
  • Армавира, расположенного на месте слияния двух рек?
  • Липецка, построенного на месте, где росло много лип?

Конкурс № 6. Блиц-турнир

Ведущая: Командам предстоит за одну минуту ответить на 4 вопроса. За каждый правильный ответ команда получает балл. Задание понятно?

Первыми отвечает на вопросы блиц-турнира команда “Красных”. Готовы?

  1. Что может обозначать, изображённый на гербе лев? (Силу, смелость, справедливость.)
  2. Что обозначает на гербе пушка? (Жителям часто приходилось отражать нападение врага.)
  3. Для чего понабилось разрисовывать щиты? (Различать рыцарей, одетых одинаково.)

4. Какое растение изображено на гербе города Армавира? (Подсолнечник.)

Вопросы для команды “Синих”. Готовы?

  1. Что может обозначать на гербе орёл? (Зоркость, свободу)
  2. Что могут обозначать на гербе самолёты? (Город лётчиков-космонавтов)
  3. Кого побеждает воин на московском гербе? (Змия)
  4. Что может обозначать на гербе лебедь? (Красоту, гордость, чистоту)

Жюри подводит итоги сразу по двум конкурсам.

Конкурс № 7 “Конкурс капитанов”

(Музыкальное сопровождение под песню “Капитаны, капитаны”)

Ведущая: Задание: Капитанам предлагаются карточки с изображением флагов разных стран (Россия, Франция, Япония, Бразилия, Германия). Им предстоит соотнести название страны с флагом. На выполнение этого задания отводится 3 минуты. Итоги конкурса жюри подводит сразу после его окончания. Задание понятно? Капитаны - к мольбертам! Время пошло.

Ведущая: Пока капитаны трудятся над этим конкурсом, я предлагаю вам вспомнить пословицы о Родине (это домашнее задание).

1-й ребенок: Родина - мать, умей за неё постоять!

2-й ребенок. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3-й ребенок. Нет земли краше, чем Родина наша

4-й ребенок. Народы нашей страны дружбой сильны.

5-й ребенок. Родина поучает. Родина выручает.

6-й ребенок. Жить - Родине служить.

7-й ребенок. Одна у человека мать, одна и Родина.

8-й ребёнок. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Ведущая: Время вышло.

Жюри подводит итоги конкурса и всей игры в целом.

Ведущая: Ребята, пока жюри подводит итоги нашей интеллектуальной игры, я предлагаю вам исполнить песню о нашем любимом и родном городе Армавире.

Исполняется песня Т.Абдулаевой “Армавир”. Дети выходят на построение.

Слово жюри. Награждение победителей.