План-конспект комплексного занятия в логопедической младшей группе "Синтез искусств" по теме "К нам весна шагает…"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  • обобщить и закрепить знания детей, полученные на занятиях по “Синтезу искусств”;
  • активизировать мышление, воображение, творческое проявление у детей в речевой, музыкально-ритмической и художественной деятельности.

Задачи:

  • развивать кругозор детей, расширять словарный запас, творческую активность, наблюдательность;
  • определять смену настроения в живописи и в музыке, сравнивать их;
  • изображать голосом и выражать мимикой лица разные состояния человека, его чувства;
  • продолжать учить детей выполнять речедвигательные упражнения, активизирующие внимание, ориентацию в пространстве, координацию движений, регуляцию мышечного тонуса, согласовывать стихотворный текст с движениями;
  • формировать умениедетей различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, передавать в движении характер музыки, подпевать музыкальному руководителю;
  • упражнять в выполнении движения на растяжку шейных отделов позвоночника и на развитие дифференцированного вдоха через нос и выдоха через рот;
  • продолжать закреплять основные цвета и оттенки;
  • знакомить с различными формами предметов и окружающих природных явлений, их цветовым разнообразием, сходством и различием;
  • закреплять технические навыки при работе с клеем;
  • развивать у детей умения действовать в коллективе; укреплять эмоционально-волевые качества личности;
  • активизировать образное мышление и творческую фантазию;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: синтезатор, искусственные цветы, две картинки с изображением воробья зимой и весной, круглые и овальные заготовки из цветной бумаги, кисти, клей, клеёнки, салфетки.

Ход занятия

(Педагог обращает внимание детей на гостей, предлагает поздороваться)

Логопед: Беседа о весне: “Посмотрите, как красиво за окном. На деревьях распустились зелёные листья, ярко светит солнце, весело щебечут птицы.

Зажурчал ручей в овражке.
Прилетели с юга пташки
Греет солнышко с утра
Это к нам пришла? (Весна)

Логопед: Правильно, весна! Мы по кругу пойдем, хоровод заведём, песню о весне споем.

Хоровод “А весной…”

“А весной, а весной снег повсюду тает А весной, а весной птички прилетают. Ля-ля-ля, ля-ля-ля снег повсюду тает, Ля-ля-ля, ля-ля-ля птички прилетают.

А весной, а весной солнышко проснется А весной, а весной деткам улыбнется. Ля-ля-ля, ля-ля-ля солнышко проснется, Ля-ля-ля, ля-ля-ля деткам улыбнется”.

(Слышатся капельки дождя: “Кап...кап...кап...кап...”)

Вопрос:

- Что такое? (Это дождь!!!)

- Тучка набежала

Капельки дождинки на ребят бросала.

Вопрос:

- Дождику вы рады? (Не хотим, не надо!)

Песня “Дождик, дождик не шуми”

(С элементами пальчиковой гимнастики)

“Дождик, дождик не шуми - кап, кап, кап ... Просят, просят малыши - кап, кап, кап... Вот когда пойдем мы спать - кап, кап, кап ... Застучишь тогда опять - кап, кап, кап”.

Логопед:

Тучка спряталась за лес
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое, доброе, лучистое.

“Солнышко-ведрышко”

(Музыкальная заклинка для развития силы голоса, растяжки шейных отделов позвоночника, координации речи с движением)

“Солнышко - ведрышко выгляни в окошко, Твои детки плачут по камушкам скачут”. (Прыгают на одной ножке, меняя их)

Снова солнце ярко светит
Весело бегут ручьи
Словно маленькие дети
Разыгрались воробьи.

Вопрос:

- Как чирикают воробьи? (Чик-чирик)

- Как они машут крылышками? Покажите.

- Давайте полетаем как птички.

(Звучит музыка, дети “летают” как птички)

Музыкальный руководитель:

Воробьи чирикают, весело поют
“Обогрей нас, солнышко,
Чик-чирик, мы тут!”.

(Дети подбегают к муз. руководителю и поют песню)

Песня “зима прошла”

(С музыкально-ритмическими движениями)

“Воробей с березы на дорогу - прыг!
Больше нет мороза - чик-чирик!
Вот журчит в канавке быстрый ручеек
И не зябнут лапки - скок, скок, скок”.

- Вот как воробышки рады весне, прыгают, веселятся.

А ещё недавно воробьям было не до веселья. Была зима, холодно, мели метели

Логопед:

Беседа по картинкам. (“Весёлый воробей”, “Грустный воробей”)

(Дети садятся на коврик)

Вопрос:

- Какое время года на картинке? (Весна)

- Какой здесь воробей? (Весёлый, радостный, озорной...)

- А на этой? (Зима)

- А здесь, какой воробей? (Грустный, печальный, невесёлый)

Давайте послушаем песенки, которые сыграет и споет музыкальный руководитель.

Как под крышей, под покатой
Воробей сидел лохматый.
Холодно на дворе,
Крошек не найти нигде.

Вопрос:

- Скажите, это какая песенка? К какой картинке она подходит?

Погляжу на воробья,
Весело качается,
Понимает он и я,
Что зима кончается.

Вопрос:

- А это какая песенка? (Весёлая... и т.д.) Где у нас такая картинка?

- Интересно, какие ещё приметы весны вы знаете? (Тает снег, распускаются листочки)

Приглашаю вас всех встать, в лес весенний погулять.

Разминка

  1. 1-2 мы идем, весело шагаем, 1-2 высоко ножки поднимаем.
  2. Чтобы побыстрей добраться. (Предлагаю пробежаться)
  3. На лошадке ехали, (Щёлкают языком, упр. “Лошадка”)

Вот и в лес приехали.
Ручеёк журчит, птички поют, воздух чист и свеж.

(Вдохнули носом. Руки вверх, потянулись на носочках)

Выдохнули: а-а-а.
Вдохнули.
Выдохнули: кра-со-та. (Следить, чтобы плечи детей не поднимались)
Ну, а где же здесь Весна?

Преподаватель ИЗО:

(В костюме Весны)

- Вы обо мне, а вот и я!

Здравствуйте мои друзья! Всех вас рада видеть я. Знаю, ждут меня повсюду, всем на свете я нужна. Приношу я радость людям. А зовут меня... (Весна)

- Я очень рада встрече с вами

И принесла вам корзинку с цветами, А у вас, мои друзья, непорядок вижу я. Весна тут как тут, а у вас на поляне цветы не растут, Давайте их сделаем сами. Украсим полянку цветами. (В руках у весны цветок простои формы)

Вопросы:

- Какого цвета бывают цветы? (Красные, синие, ... , разноцветные)

- Из каких частей состоит цветок? (Середина, лепестки)

- Назовите форму середины. Какой формы лепестки?

- Где расположены лепестки? (Вокруг середины)

(Детям, предлагается подойти к столам)

- Ребята, посмотрите, серединки наших цветов уже наклеены, а вот лепестки все перемешались между собой. Подберите к каждой серединке такие же но цвету лепестки.

(Нескольких детей спросить о том, какого цвета лепестки они выбрали и почему. Как будут располагаться лепестки?)

(Дети раскладывают лепестки вокруг середины, педагог обращает внимание соответствие цвета середины и лепестков. Предлагает наклеить лепестки, напомнив правила работы с клеем, привлекая к ответам детей)

- С какой стороны намазывать лепестки клеем?

- Для чего нужна клеёнка? Салфетки?

-  Сколько клея набирать на кисть?

(В ходе самостоятельной работы следить за правильной посадкой детей, напоминать об аккуратности при наклеивании, оказывать индивидуальную помощь)

Преподаватель ИЗО :

- Вот и выросли цветы небывалой красоты!

А теперь ко мне подходите на полянку цветы посадите.

(Дети украшают своими работами “поляну”)

Вопросы:

- Какого цвета цветок посадила Света? Коля? Дима?

- Какой стала полянка? (Красивой, разноцветной, пёстрой)

- На славу потрудилась детвора.

- А теперь в хоровод вставать пора!

(Педагог раздаёт детям цветы, исполняется танец “Я с цветочками хожу!”)

Славно мы здесь веселились
И играли, и трудились.
Вам спасибо детвора,
Ну, а мне уже пора.

Логопед:

- Вы сегодня хорошо поработали, наша группа стала похожа на весеннюю полянку.

(Весна уходит, дети прощаются с весной и с гостями)