Виды односоставных предложений

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Односоставные предложения”;
  • развивать навыки различать односоставные предложения;
  • учить разграничивать виды односоставных предложений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

а). Словарная работа

Прочитать вслух, как правильно произносятся слова, написанные на доске:

Красивее, торты, жалюзи, водопровод, электропровод, одновременно, ходатайствовать, звонит, начаты, осведомить, облегчить, откупорить.

б) Объяснить лексическое значение слов:

Игнорировать – намеренно не замечать, не желать знать, не принимать во внимание – игнорировать факты.

Парадоксальный – невероятный, являющийся парадоксом (странным мнением, расходящимся с общепринятым) – парадоксальное поведение.

Корректный – вежливый, безупречный – корректное замечание.

Факсимиле - точное воспроизведение рукописи, документа, подписи – факсимиле подписи.

II. Изучение нового материала

а) Проблемная ситуация

Объяснить, почему в предложении перед союзом “и” необходимо поставить запятую:

Тебя жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу… А.Блок

Объяснение учащихся: Чтобы не допустить пунктуационной ошибки в сложном предложении, надо уметь “видеть” в составе сложного односоставные предложения.

III. Закрепление темы

1. Работа у доски.

Записать строфу из стихотворения А.Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

2. Вопрос учителя.

- Сколько в этой строфе предложений?

- Подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.

a) Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.

б) Живи еще хоть четверть века – все будет так.

в) Исхода нет.

- Чем отличаются эти предложения?

- В чем разница между односоставными и двусоставными предложениями?

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных неполных предложений?

Работа с таблицей в “Теоретических тетрадях”.

(“Теоретические тетради” - условное название тетрадей, куда учащиеся записывают правила, изученные определения, термины, словарные слова и т.д. (ведутся с 5-го класса)).

- Вспомнить виды односоставных предложений (учащиеся обращаются к таблице).

Виды предложений Главный член предложения Форма Пример
Назывное Подлежащее Существительное в И.п. Красота! Весна.
Определенно-личное Сказуемое Глагол в форме изъявительного и повелительного наклонения 1 или 2 лица настоящего и будущего времени. Люблю тебя, Петра творенье!
Неопределенно-личные Сказуемое Глагол в форме 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени. В Сибири не любят горячку и спешку.
Обобщенно-личные Сказуемое Действие относится к обобщенному лицу Любишь кататься – люби и саночки возить.
Безличное Сказуемое Безличный глагол

Инфинитив

Личный глагол в значении безличного.

Краткая форма причастия.

Слово НЕТ, форма глагола БЫТЬ

Светает.

За плохих детей следует наказывать.

В лесу гудело, шуршало, шевелилось.
У вас открыто.
Исхода нет.
Не быть тебе капитаном.

Вопрос учителя: на какие виды делятся односоставные предложения?

г) Комментируемое письмо. (Записать предложения, объяснить виды односоставных предложений)

Слышу колокол.
В поле весна. А.Блок. “Слышу колокола”

Объяснение учащихся:

Слышу колокол.

(Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член предложения – сказуемое, выраженное личным глаголом настоящего времени 1 лица единственного числа. Это определенно-личное предложение.)

В поле весна.

(Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член предложения – подлежащее, выраженное именем существительным в И.п. Это назывное предложение.)

2. Тяжко нам было под вьюгами
Зиму холодную спать… А.Блок “Тяжко нам было…”

Объяснение учащихся:

Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член предложения – сказуемое, выраженное глаголом в форме среднего рода прошедшего времени (было), инфинитивом (спать) и словом состояния (тяжко). Это безличное предложение.

д) Объяснительный диктант с грамматическим заданием.

- Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, указать типы односоставных предложений.

1. Расскажите мне что-нибудь. (Определенно-личное)

2. Чуть брезжило. (Безличное)

3. Быть грозе великой! (Безличное)

4. Слезами горю не поможешь. (Обобщенно-личное)

5. Знаю, что шутишь – а все-таки верю. (Определенно-личное)

6. Дождь над вокзалом. (Назывное)

е) Графический диктант с проверкой.

- Определить вид односоставных предложений. Используя условные знаки, записать ответ буквами.

Н - назывное

оп-л - топределенно-личное

н-л – неопределенно-линое

б - безличное

л – личное

об-л – обобщенно-личное

(Учитель читает предложения, учащиеся на слух определяют вид односоставного предложения и оформляют запись. См. ответ)

  1. Нет войне.
  2. Было сыро и холодно.
  3. Весна.
  4. Цыплят по осени считают.
  5. Идите скорее сюда!
  6. Не спеши.
  7. Газеты еще не приносили.
  8. Хлестало в стекла дождиком косым.
  9. Воротись, поклонись рыбке!
  10. Люблю грозу в начале мая.

Ответ:

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
б   б   н   об-л   оп-л   оп-л   н-л   б   оп-л   оп-л

lV. Подведение итогов.

Самостоятельная работа.

- Определить тип односоставных предложений.

1 вариант

А) Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

Б) У въезда в усадьбу всегда многолюдно.

В) Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками.

Г) Страшный треск…

Д) У нас сорвало обе мачты и все паруса.

Е) Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит.

2 вариант

А) Однажды у нас во дворе полоскали белье и оставили корыто.

Б) Снявши голову, по волосам не плачут.

В) Хочу записаться в секцию плавания.

Г) Вот и весна.

Д) Ночью холодом веет с земли.

Е) перелетным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой.

V. Домашнее задание.

Из сборника “Типовые тестовые задания. ЕГЭ – 2008 г.” Пучковой Л.И. выполнить вариант 1-10 задание В4.

Использованная литература

  1. Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р.И.Аванесова, Москва, “Русский язык”, 1989 г.
  2. Ожегов С.И. “Словарь русского языка”, Москва, “Русский язык”, 1991 г.
  3. Краткий словарь иностранных слов под редакцией И.В.Лехина и профессора Ф.Н.Петрова, Москва, 1950 г.
  4. А.Блок “Стихотворения. Поэмы”, Москва, “Современник”, 1987 г.
  5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. “Современный русский язык” в 3-х частях, Москва, “Просвещение”, 1987 г.
  6. А.Г.Нарушевич “Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений”, Москва, Педагогический университет “Первое сентября”, 2007 г.