В царстве грибов

Разделы: Биология


Цель:

  • Выяснить характерные признаки царства грибов.
  • Изучить особенности строения, питания шляпочных грибов.
  • Раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
  • Развивать умения анализировать, систематизировать, обобщать и делать выводы.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

На уроке использована Презентация.

Начать наше занятие мне бы хотелось со слов Тараса Шевченко:

“Биологии необходим восторг.... А восторг этот приобретается глубоким пониманием красоты, бесконечности, симметрии и гармонии в природе.”
Тарас Шевченко.

Природа приносит нам множество удивительных загадок. И с одной из них мы и попытаемся сегодня познакомиться.

Чтобы определить тему нашего занятия, Вам предлагается следующее задание: прочитайте слова (карточки на доске):

Вода Ель
Береза Лисица
Дятел Подберезовик
Мухомор Песок
Кузнечик Лягушка
Сирень Ящерица
Щука Ландыш

? Найдите лишние слова. Почему они лишние? (Песок, вода.)

О: Обозначают предметы неживой природы.

? Какие тела обозначают оставшиеся слова?

О: Тела живой природы.

? Назовите признаки живой природы.

О: Предметы живой природы дышат, питаются, растут, размножаются, умирают, двигаются. Все живое имеет клеточное строение.

З: Разделите оставшиеся слова на группы.

О: Растения, животные, грибы.(вывешиваю над получившимися столбиками короны)

? О каком же царстве живых организмов мы будем говорить сегодня? (изучены царства растений и животных)

(Тема занятия.)

(Совместная постановка цели урока)

III. Изучение нового материала.

Грибы – это особая группа живых существ. В настоящее время известно около 100 тыс. видов грибов. (Слайд)

(Узнать о которых можно только по результатам их деятельности.)

Среди многоклеточных грибов особую группу составляют шляпочные грибы. О которых мы подробнее и будем говорить сегодня.

Я предлагаю отправиться в лес на грибные полянки. (Слайд)

И каждый возможно на полянке встретит свой любимый гриб.

Чуть рассвело, мы вышли с кузовком.
В румяном блеске тучка проплывала.
И утренним росистым холодком
Лесная глубь навстречу нам дышала.
Раздвинули затейливую сеть
Глухих ветвей и вышли на дорожку
Вот первый гриб! Как весело глядеть
На крепкую приземистую ножку.
На красный бархатистый колпачок!
А там второй, забавный и пригожий,
Запрятался под высохший листок!

?: Какие грибы вы встретили на тропинке?

Ученые долгое время не могли решить, что такое грибы? Растения? Животные? Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. После длительного изучения в 19 веке грибы выделили в особое царство.

? На основании каких признаков грибы выделили в самостоятельное царство?

Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо вспомнить признаки животных и растений.

? Вспомните, какими признаками характеризуются представители царства растений? (Слайд)

? Вспомните характерные особенности царства животные? (Слайд)

Задание: Давайте выявим признаки царства грибов. На информационных листах имеется задание 2 – текст с информацией об особенностях грибов. Ваша задача подчеркнуть признаки, характеризующие данное царство.

Важная часть гриба – тело гриба – белые паутинистые нити – грибница – спрятано в земле, а то, что люди кладут в корзинку, называется плодовым телом гриба. Плодовое тело гриба состоит из шляпки и пенька. Гриб имеет клеточное строение. В клетках гриба отсутствует хлорофилл. В клеточной оболочке содержится особое вещество – хитин. Запасным питательным веществом клетки гриба является гликоген.

Грибы неподвижны, обладают неограниченным ростом.

? Какие признаки характерны для царства грибов?

Задание: Давайте сравним между собой данные царства. Для этого промаркируем выбранные признаки. Над признаком сходства грибов с животными поставьте букву “Ж”, букву “Р” – если это признак сходства грибов с растениями, букву “Г” – отличительный признак грибов и “?” – если затрудняетесь соотнести признак куда-либо.

Каковы же результаты нашей самостоятельной работы?

? Есть ли сходство в строении растений и грибов? Почему грибы не отнесли в царство растений?

Растения Грибы Животные
  1. Способны к фотосинтезу
  2. Клетки покрыты плотной целлюлозной оболочкой
  3. Существуют некоторые ограниченные движения, но в целом неподвижны
  4. Запасное питательное вещество – крахмал
  5. неограниченный рост
  1. Тело гриба – грибница. Плодовое тело состоит из шляпки и пенька.
  2. Клетки покрыты плотной хитиновой оболочкой.
  3. Запасное питательное вещество – гликоген
  4. Неподвижны
  5. Неограниченный рост
  6. Не способны к фотосинтезу, питаются готовыми органическими веществами.
  1. Не способны к фотосинтезу, питаются готовыми органическими веществами.
  2. Клетки покрыты плотной хитиновой оболочкой.
  3. Обладают подвижностью
  4. Запасное питательное вещество – гликоген
  5. Ограниченный рост

? Обнаружили ли признаки сходства грибов с животными?

Зачитайте признаки, на основе которых грибы выделили в особое царство.

Физкультминутка.

А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились с лукошком по грибы.

Поднимите руку, кто из вас любит ходить за грибами? Вы, наверное, наблюдали, что определенный вид грибов произрастает под определенным видом деревьев: рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин.

? С чем связано такое “доброжелательное соседство” грибов и деревьев? Выскажите свои предположения.

О: Нити грибницы оплетают корни дерева. Гриб из дерева получает органические вещества, которые сам не может производить ввиду отсутствия хлорофилловых зерен. Гриб же растению поставляет воду и минеральные соли.

Как же называется данное “сожительство”?

Задание: Выберите из предложенных терминов тот, который будет отражать содержание данного понятия.

Цитоплазма в переводе с греческого “цитос” – сосуд, “плазма” – образование.

Хлорофилл – “хлорос” – зеленоватый, “филлон” – лист.

Фотосинтез – “фотос” – свет, “синтез” – соединения.

Симбиоз – “симбиозис” – совместная жизнь.

Человека издавна привлекали грибы. Какова история использования грибов?

Сообщение учащегося: “Использование шляпочных грибов в древней Руси”.

Задание: Чтобы “тихая охота” была удачной, необходимо отличать съедобные грибы от ядовитых. Давайте посмотрим какие вы грибники – наполните корзинку грибами. Все ли из этих грибов вы возьмете? (Работа в парах с карточками на столе: корзинка и иллюстрации съедобных и ядовитых грибов.) (Слайд)

IV. Подведение итогов.

В заключение нашего занятия давайте подведем маленькие итоги.

Задание: У нас рассыпалась картинка, Вам необходимо собрать ее, при этом делая небольшие выводы по занятию. (На доске разбросаны иллюстрации съедобных и ядовитых грибов, дерева, карточки с признаками грибов, карточки с компонентами строения гриба, симбиоз и т.д..)

V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание: Графический калейдоскоп.