Литературная гостиная "Что за прелесть эти сказки"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Обобщить знания обучающихся по сказкам А.С.Пушкина.
  • Рассмотреть сказки А.С.Пушкина через авторское отношение к ним: “ Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок”.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, презентация “ По местам Пушкина А.С.”,
  • “Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина”,
  • портрет А.С.Пушкина,
  • рисунки детей по сказкам А.С.Пушкина,
  • перфокарты для викторины,
  • перчаточные куклы, ширм.

Ход занятия

Ученики рассаживаются по творческим группам. На столах перед ними рисунки по сказкам А.С.Пушкина, перфокарты для викторины, набор перчаточных кукол.

I. Вступление.

На экране портрет А.С.Пушкина.


Рис. 1

(Трое учащихся знакомят с биографией А.С.Пушкина.)

1. Каждый год 10 февраля множество людей разных национальностей приходят к петербургскому дому с простым адресом: Мойка,12.


Рис. 2

Здесь можно встретить поэтов, ученых, студентов и школьников. Все они приходят почтить память А.С.Пушкина. Здесь была последняя квартира, здесь завершилась его яркая, но короткая жизнь.

2. Родился А.С.Пушкин в Москве в 1799 году.

Ребенком Пушкин ничем не выделялся и особых надежд не подавал. Был крупным, неповоротливым, задумчивым, любил сидеть в корзине с пряжей у ног вяжущей бабушки Марии Алексеевны и слушать сказки. В 7 лет его было не узнать. “ Непоседа, егоза”– звали его родственники. В это время он полюбил чтение и начал складывать стишки.

3. В 12 лет мальчика отдали в лицей.

Рис. 3

Уже в годы учебы в лицее было ясно, что призвание Пушкина – литература.

В трудное время жил поэт. Не один раз его высылали из Петербурга за неугодные правительству стихи.


Рис. 4

1.В годы Михайловской ссылки (1924–1926) поэт делил одиночество со своей няней Ариной Родионовной, которая знала много сказок и по вечерам рассказывала их Саше.

“Что за прелесть эти сказки!” – напишет поэт в своем письме брату Льву.


Рис. 5

Однако прошло порядочно времени после окончания ссылки, когда наконец-то эти русские сказки нашли свою стихотворную форму.

2. В 1831 году Пушкин женился на красавице Наталье Николаевне Гончаровой.


Рис. 6

Но счастье было недолгим: в 1837 году на дуэли с французом Дантесом, жестоко оскорбившим поэта и его жену, Пушкин был тяжело ранен.


Рис. 7

Его доставили в дом на Мойке, 12, где 10 февраля он умер.

Жизнь поэта оборвалась. Похоронили его в родовом поместье Михайловском, около Святогорского монастыря. Там у Пушкиных была родовая могила.


Рис. 8

Так выглядит могила поэта сейчас.


Рис. 9

3. Специально для детей Пушкин сказки не писал, но легкость, напевность, красота и мудрость его сказок пленяют нас с детства.

II. Обратимся к цели нашего урока. Как вы понимаете эти слова?


Рис. 10

(Сказка всегда учит каким быть, как вести себя и общаться с другими людьми.)

III. Творческая часть занятия.

Показ кукольного спектакля по отрывкам из сказок А.С.Пушкина.

(Выбор части сказки и подготовка к инсценированию проводится детьми самостоятельно во внеурочное время.)

Задание учащимся перед просмотром:

Дать полное название сказки. Чему учит данная сказка?

В чем главный смысл сказки?

1. Первая творческая группа инсценирует отрывок сказки “ Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” со слов:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком….

До слов:

“Вы ж, голубушки сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой;
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха”.

(После ответов детей на вопросы. поставленные перед просмотром отрывка сказки, учитель подводит итоги.)

Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа. Четко просматриваются носители зла и добра.

Герои положительные: Князь Гвидон (умный, добрый, внимательный, находчивый, любит своих родителей и все делает для того, чтобы они были вместе).

Царевна Лебедь (скромная, добрая, отзывчивая); царь Салтан (добродушный, доверчивый, поэтому оказывается жертвой злых козней, добрый и преданный).

Герои отрицательные: ткачиха с поварихой – грозны и коварны.

Главный смысл сказки: добро и любовь побеждают зависть и зло.

Тема верности и любви продолжается в следующей сказке.

2. Вторая группа инсценирует “Сказку о мертвой царевне и семи богатырях” со слов:

Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.

До слов:

Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко.

Поставлена проблема смысла жизни, счастья.

Главный смысл сказки: добро и любовь побеждают. Смысл жизни – любовь, служение людям, помощь им. Ненависть, корысть и зависть, все зло в мире – обречены на гибель.

3. Третья группа инсценирует отрывок сказки “ Сказка о рыбаке и рыбке” со слов:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;

До слов:

Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.

В чем противопоставлены старик и старуха в данной сказке?

Используя прямую речь, Пушкин рисует контраст доброго, кроткого, бескорыстного старика и жадной, сварливой старухи.

Главный смысл сказки: Жадность и корысть обречены на гибель.

С разбитого корыта начинается сказка – разбитым корытом заканчивается. Эта деталь сказки лучшая насмешка над злом и корыстью.

Фраза “Остаться у разбитого корыта” – стала крылатым выражением русского народа.

Еще больше иронии и даже насмешки слышится в следующей сказке.

4. Четвертая группа инсценирует отрывок из сказки “ Сказка о попе и о работнике его Балде” со слов:

Жил-был поп,
Толоконный лоб.

До слов:

“Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье”.

Главная идея: насмешка над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом.

Насмешка переходит в сатиру в следующей сказке.

5. Пятая группа инсценирует отрывок из “Сказки о золотом петушке” со слов:

Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.

До слов:

Царь хватил его жезлом
По лбу: тот упал ничком,
Да и дух вон.

Какой урок дает эта сказка?

Дадон – немощный старик, он хочет покоя, ленив, то спит, то в забытьи. Он ленив, груб, злоупотребляет властью.

Сюжет сфокусирован на идее наказания царя – клятвопреступника.

Сказка заканчивается исчезновением царя, его детей, Мудреца, девицы и петушка..

“Сказка о золотом петушке” – притча о человеке, считающим себя хозяином мира, в котором даже красота (Шамаханская царица) несет не добро, а смерть.

Примерно 170 лет прошло с момента написания А.С.Пушкиным сказок, но и сейчас они актуальны. Какой урок дают они нам, чему учат?

Доброте, любви, терпению, умению общаться друг с другом.

IV. Викторина.

На доске написаны названия сказок А.С.Пушкина. Они пронумерованы буквами:

А – “ Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.
Б – “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
В – “ Сказка о рыбаке и рыбке”.
Г – “ Сказка о попе и о работнике его Балде”.
Д – “ Сказка о золотом петушке”.

Ответы на вопросы викторины заполнить в перфокарте.

Результаты проверить с помощью перфокарты-ключа, в которой вырезаны окошки на местах правильных ответов.

Сказки А.С.Пушкина
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
А                        
Б                        
В                        
Г                        
Д                        

Сказки А.С.Пушкина (ключ)
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
А           + +          
Б   + + +           +    
В         +     +        
Г                 +     +
Д +                   +  

 

Вопросы викторины.

Сказки А.С.Пушкина очень любят иллюстрировать художники. Вы сейчас увидите иллюстрации к сказкам. Определите из каких они сказок, занесите ответ в перфокарту. Лучшими художниками-иллюстраторами сказок Пушкина считаются: Т.А.Маврина, В.М.Конашевич, А. Сухоруков. По их иллюстрациям пройдет викторина.

Т.А.Маврина :


№1 Рисунок 11 “Сказка о золотом петушке”,


№2 Рисунок 12 “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.


№3 Рисунок13 “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.


№4 Рисунок 14 “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”).

В.М.Конашевич:


№5 Рисунок 15 “ Сказка о рыбаке и рыбке”,


№6 Рисунок 16 “ Сказка о царе Салтане, …..”


№7 Рисунок 17 “ Сказка о царе Салтане……….”,


№8 Рисунок 18 “ Сказка о рыбаке и рыбке”

А. Сухоруков:


№9 Рисунок 19 “Сказка о попе и его работнике Балде”

Из какой сказки эти слова:

№10 –

“Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь пред собой.
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей”

№11.

– “Да! Такая есть девица,
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь”.

№ 12.

– Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит;
Лоб у него заранее трещит.

Командиры групп, накладывая на перфокарту ключ, проверяют результаты викторины.

(Клеточки, помеченные в ключе плюсом, вырезаны для ускорения проверки ответов на перфокартах.)

В это время по одному обучающемуся из группы показывают рисунки к сказкам. Все отгадывают к какой сказке рисунок, указывая эпизод, изображенный на рисунке.

Результаты проверки: Оглашается количество ошибок, допущенных в каждой группе. Побеждает группа, выполнившая все задания верно, либо допустившая меньшее количество ошибок.

Итог: А.С.Пушкин создал мир сказки, подобный существовал на Руси лишь в устном народном творчестве, в фольклоре.

Домашнее задание: Продолжить работу над сказками Пушкина по группам.
Провести исследование, взяв за гипотезу слова Самуила Яковлевича Маршака: “Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной”.