Материалы для построения уроков по подготовке к части С ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе

Разделы: Русский язык


Цель занятий: систематизировать знания учащихся о тексте, совершенствовать умение анализировать исходный текст и умение строить по нему сочинение - рассуждение.

Оборудование урока: Демонстрационный вариант ЕГЭ, таблица "Критерии оценивания части С", рекомендуемые книги.

Занятие№1. Вводное. Задание С - сочинение-рассуждение по исходному тексту

Лекция учителя по плану:

А) Какова структура задания 3(С)?

Б) Как оценивается задание С?

В) Рекомендации для успешной подготовки.

2. Комментарии к рекомендуемой литературе:

  1. Г.Т. Егораева. Русский язык. Выполнение части 3(С) Теория. Москва. Экзамен. 2005.
  2. Г.Т.Егораева. "Практикум 3(С). Москва. "Экзамен". 2011.
  3. Т.А. Долинина. Как писать сочинение на ЕГЭ. Алгоритм подготовки части С. Москва. Айрис -пресс. 2008.
  4. Ю.Н. Гостева, В.В.Львов. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь. Москва. Экзамен. 2010.

3. Организационная часть: 1) завести тетрадь, 2) файловую папку, 3) пользоваться цветными ручками.

Занятие№2. Построение сочинения-рассуждения

Учитель: Итак, мы приступаем к непосредственным занятиям по подготовке к сочинению-рассуждению. Любое сочинение - это текст. И он строится по определенным законам. Как получается текст? Перечислите признаки текста.

Ученик: Есть тема, основная мысль, смысловая, грамматическая связь между предложениями. Присутствуют 3 смысловые части:

1. Вступительная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть. Текст имеет смысловую законченность.

Учитель: Значит, в любом сочинении должны быть 3 части. Как строится сочинение-рассуждение?

Ученик:

1. Тезис (какое-либо утверждение)

2. Доказательство:

- аргумент№1

- аргумент№2

3. Вывод.

Учитель: Теперь вставим такое построение в общий план сочинения. Какое построение и сколько абзацев в нашем сочинении получится? Посмотрите таблицу критериев. Как мы должны строить собственное высказывание. Получится вот такой план сочинения:

  1. Вступительная часть.
  2. Постановка проблемы.
  3. Комментарий к проблеме.
  4. Позиция автора ( тезис нашего сочинения)
  5. Позиция ученика.
  6. Литературный аргумент.
  7. Аргумент из жизни.
  8. Заключение.

Значит, идеальное сочинение должно состоять из 8 абзацев.

Д.З. Найти в тексте все части (каждый получает свой вариант текста).

Занятие №3. Вступительная часть сочинения

Оборудование: Таблица "Виды вступлений к сочинению". Памятка

Учитель: Объем экзаменационного сочинения минимально 150 слов. Какой должна быть при этом вступительная часть? Минимально это з предложения. Есть разработанные 16 видов вступления. Познакомимся с ними (Приложение №1).

Памятка "Подсказка на экстренный случай"

* Начинайте сочинение с ответа на вопрос: как вы могли бы охарактеризовать этот текст? Что это - публицистика, научно - популярная статья, рассказ, эпизод из жизни или художественное описание?

* В 1 предложении определите стиль, в котором автор привлекает читателя к размышлениям над вопросом:

* Если не уверены, что все поняли, есть смысл начинать: " В этом тексте речь идет о:

* Если совершенно ничего не приходит в голову, то посмотрите В8, возможно там есть идея, от которой можно оттолкнуться.

Д.З. Написать 5 вариантов вступления на любой текст.

Занятие№4. Практическое. Работа над вступительной частью сочинения

Оборудование: Текст, таблица "Виды вступлений".

Учитель: Прочитаем текст (приложение №2).

Учитель: Чтобы написать вступительную часть сочинения, нам необходимо определить тему, основную мысль, проблему текста. Важно понять и авторскую позицию.

Ученик: Тема текста - о чести, об умении держать данное слово.

Основная мысль - понятие чести не может устареть, потому что честь - нравственное чувство. Учитель: Как обозначить проблему?

Ученик: Проблема сохранения понятия "честь", проблема верности своему слову.

Учитель: Итак, мы должны написать вступительную часть сочинения-рассуждения по проблеме чести. Подумайте и выберете наиболее подходящие варианты из таблицы.

Учащиеся пишут свои варианты. Каждый вариант анализируем. Читаем образцы.

Образцы:

Что такое честь? Это важнейшее нравственное чувство. Честь - нравственный стержень человека. Может ли это понятие устареть? О том размышляет автор статьи Д. Гранин. Проблема чести - одна из главных в его тексте.

Что такое честь! Не наблюдается ли подмена этого понятия другим, более высоким? Не устарело ли понятие чести? Над этими вопросами раздумывает в своей статье известный писатель Д.Гранин.

Д. Гранин - известный писатель, общественный деятель. Автор многих произведений, среди которых "Иду на грозу", "Картина". Награжден Орденом "За заслуги перед Отечеством" 3степени. Вопросы порядочности, чести волновали его всегда. В одной из бесед с В.В.Путиным он говорил, что морально человек должен чувствовать свою честь и совесть, "обязан сохранять свою порядочность и свое честное имя". Эта его статья тоже о чести. Проблема сохранения чести - одна из основных в этом тексте.

"Честь - это внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь". Так утверждал Шопенгауэр, философ и мыслитель. Пожалуй, стоит разгадать это высказывание. Я думаю так: я поступаю по совести - это честь, а поступаю я по совести, потому что у меня есть нравственный стержень - честь. Это нравственное чувство не может быть утрачено - его нужно беречь. Так утверждает и Д.Гранин, автор этого текста.

Я стремлюсь быть человеком чести. Думаю, природа подарила нам это чувство. И наша задача - не утратить его. Нужно научиться беречь свою честь. К таким мыслям пришел и известный писатель Д.Гранин в своей статье.

Д.З. - напишите другие варианты вступлений к проблеме чести.

Занятие №5. Формулировка проблемы исходного текста (К1)

Учитель: Проблема - это сложная, зачастую конфликтная жизненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Это главный вопрос, на который он пытается найти ответ. Нужно найти в тексте основную проблему. Основная - это та,

*которая стала объектом раздумий автора

* к которой неоднократно возвращается

*по которой отчетливо заявлена авторская позиция.

Проблема может быть поставлена в виде вопроса. Необходимо упомянуть фамилию автора. Слово "проблема" должно прозвучать. Она формулируется либо как вопрос, либо проблема + существительное в родительном падеже. Например, автор предложенного текста затрагивает проблему милосердия.

ПРОБЛЕМА автором может быть:

*поставлена

*изложена

*рассмотрена

*выдвинута

*затронута

*поднята

* сформулирована

*исследована

*проанализирована.

ПРОБЛЕМА может быть:

*злободневной

*актуальной

*острой

*важной

*серьезной

*основной

*назревшей

*неразрешимой

*наболевшей

*главной

*сложной.

2. Практическая часть урока. Прочитаем текст. (Приложение 2)

Учитель: Мы уже определили проблематику текста. Сформулируем основную проблему.

Пользуясь памяткой, сформулируйте проблему и запишите.

ПАМЯТКА

В тексте

- исследуется

- анализируется

- поднимается

- затрагивается

- рассматривается:

Проблема (чего?) (родительный падеж)

- нравственного выбора

- экологии

- милосердия:

Ученик:

* В тексте Д. Гранина рассматривается проблема сохранения чести.

* В своем тексте автор поднимает серьезную нравственную проблему - проблему сохранения чести.

* Может ли устареть понятие чести? - вот главная проблема статьи писателя Д.Гранина.

Учитель: Продумайте переход от вступительной части к проблеме. Запишите варианты.

Образцы:

1. Д. Гранин - известный писатель, общественный деятель. Автор многих произведений, среди которых "Иду на грозу", "Картина". Награжден Орденом "За заслуги перед Отечеством" 3степени. Вопросы порядочности, чести волновали его всегда. В одной из бесед с В.В.Путиным он говорил, что морально человек должен чувствовать свою честь и совесть, "обязан сохранять свою порядочность и свое честное имя". Эта его статья тоже о чести. В ней он рассматривает важную нравственную проблему сохранения чести.

Я стремлюсь быть человеком чести. Думаю, природа подарила нам это чувство. И наша задача - не утратить его. Нужно научиться беречь свою честь. Об этом заставляет задуматься статья Д.Гранина. Автор поднимает в ней проблему сохранения чести.

Д.З. написать несколько вариантов вступление + К1

Занятие №6. Комментарий к проблеме (К2)

Цели: 1. Совершенствовать умение анализировать текст 2. Способствовать развитию творческих способностей 3. Научить комментировать проблему исходного текста.

Оборудование: текст на каждого учащегося, памятка, образцы комментария

Ход урока

1. Учитель: комментарий - это описание того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит читателю этот актуальный вопрос. Какая она, эта проблема: философская, нравственная, политическая, экологическая или историческая. Насколько глубоко разработана. Какими речевыми средствами пользуется автор?

Например, для научно-популярного текста характерна логичность; у публицистического текста свои особенности: оценочность, призывность. Анализируя художественный текст, необходимо отметить, что автор создает зрительные образы.

В процессе комментирования не подойдут ни пересказ, ни цитирование. Проще поразмышлять над вопросом, связанным с текстом:

Памятка

- кому адресован ( узким специалистам, молодежи..)?

- как можно оценить степень актуальности

- как автор подходит к решению проблемы

- на каком жизненном материале строится текст

- типична ли ситуация, изображенная автором

- какое впечатление производит на читателя

- есть ли слова в необычном употреблении, которые остановили внимание, и благодаря которым автору удалось привлечь внимание читателя, донести до него свои мысли.

Комментировать проблему можно двумя способами:

От частных фактов к формулировке проблемы

От формулировки проблемы - к комментарию.

2. Прочитайте текст (Приложение 2)

3. Учитель:

Назовите основные вопросы, которые волнуют автора

Ученик: это вопросы чести, умения быть верным данному слову

Учитель: какие проблемы поднимает автор? Какая - главная?

Ученик: главная- проблема сохранения чести. Именно по ней заявлена позиция автора.

Учитель: Как вы думаете, актуальна ли проблема сегодня? К какой тематике вы отнесли бы эту проблему?

Ученик: это нравственная проблема, и я считаю, что она актуальна. Мы часто не задумываемся, как поступаем в тех или иных ситуациях. Наверное, жизнь наша была бы совершенно иной, если бы каждый поступал по чести.

Учитель: Как автору удалось привлечь наше внимание к этой проблеме?

Ученик: Во-первых, автор обращается к читателю риторическим вопросом. Во- вторых, он дает очень яркий пример того, как можно сохранить свою честь. А.П.Чехова и В.Г.Короленко мы знаем как наичестнейших людей своей эпохи. Это люди, которые никогда не шли на сделку со своей совестью. Об одном из их поступков и пишет автор. А в конце текста Д.Гранин глубоко иронизирует над теми, кто не умеет держать данного слова.

Мне кажется, умение быть верным своему слову тоже дело человека чести.

Учитель: Используя весь материал, составьте комментарий к проблеме.

Образцы:

* Комментируя эту проблему нельзя не отметить уверенность и твердость автора. У него нет сомнений в том, что у каждого из нас чувство чести - врожденное. Чтобы передать свои чувства и мысли автор использовал риторические вопросы. И эти предложения заставляют читателя задуматься. А затем следует яркий пример того, как можно сохранить свою честь и достоинство. Поступки хорошо известных нам людей говорят о том, как важна была для них честь. Читая Д.Гранина, убеждаешься в том, что чувство чести, собственного достоинства - естественное человеческое чувство и нужно научиться беречь его.

* Думаю, статья Д. Гранина адресована всем нам, молодым людям, которым стоит задуматься о себе, о своих поступках. Ведь в ней затронута очень важная нравственная проблема. Считаю, что это актуальнейшая проблема для тех, кто хочет идти по жизни с высоко поднятой головой, то есть с чувством собственного достоинства. Используя риторические вопросы, автор призывает читателя не сомневаться в том, что чувство чести есть у всех. Нужно только беречь его.

Д.З. написать вступление, К1, К2 по этому тексту.

Занятие №7. Практическое

Оборудование: Текст, памятки, таблицы: "Виды вступлений", "Критерии оценивания части С".

Учитель: прочитайте текст (Приложение 3)

2. Работа по тексту:

Учитель: О чем текст?

Ученик: Этот текст о том, как Д.Гранин собирается писать о честных и мужественных людях. Приводит имена будущих героев своей книги.

Учитель: что же хочет нам сказать автор, какова основная мысль текста?

Ученик: Основная мысль звучит в последнем предложении.

Учитель: как бы вы сформулировали проблему текста?

Ученик: В начале статьи автор сам пишет, что он хотел бы написать о благородных, порядочных людях, людях, обладающих честью. Поэтому я бы обозначил основную проблему как проблему чести и порядочности.

Учитель: Есть ли по этой проблеме позиция автора.

Ученик: Это последнее предложение текста. Автор утверждает, что рассказывать о талантливых, честных, порядочных людях - одно удовольствие.

Учитель: Приступим к работе над сочинением. Нам предстоит написать вступительную часть, К1, К2.

Рабочие материалы:

Тема - примеры честных людей и честных поступков

Проблема - чести

Основная мыль = позиция автора - Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях.

Образец:

"Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец", - этот яркий афоризм принадлежит В. Шекспиру. Мне кажется это точная иллюстрация к статье Д. Гранина. Ведь для иного человека вопрос чести - вопрос жизни. Человек поступает так, как велит его совесть, как велит его чувство долга. Его дела и поступки исходят из сердца. Он не думает о какой-либо выгоде для себя. Иначе поступить он не может.

Д. Гранин рассказывает нам именно о таких людях. В пример он приводит личностей, которых мы хорошо знаем. Сам автор пишет, что написал бы о них книгу, книгу чести. Основную проблему его статьи я бы обозначила как проблему чести.

Статья эта заставила меня совершенно по - другому взглянуть на жизнь и деятельность , например, Ч. Дарвина, К. Тимирязева. Ведь учебники биологии не говорят о личности ученых, больше говорится об их открытиях. Автор приводит нам примеры удивительного великодушия, порядочности. Хотя все личности знакомы читателю, автор называет не просто их фамилии и инициалы, а пишет полностью их имена, фамилии и отчества. Это знак огромного уважения автора. Для определения их поступков он употребляет прилагательное в превосходной степени - благороднейшие.

Д/з Закончить работу.

Занятие №8. Определение позиции автора (К3)

Оборудование: Текст, памятка.

Учитель: Позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Это отношение автора к обсуждаемой проблеме. Может выражаться прямо ( научный, деловой, публицистические тексты), но и в подтексте ( художественный и публицистические тексты). Смотрите "Памятку" (Приложение 4)

Практическая часть урока. Прочитайте текст. (Приложение 3) Определите позицию автора. Как она выражена?

Ученик: Это публицистический текст, и в нем авторская позиция выражена прямо. Это последнее предложение текста: автору доставляет удовольствие рассказывать о талантливых, честных и порядочных людях.

Учитель: изложите позицию автора, используя разные клише.

Д\з напишите по данному тексту фрагмент сочинения: вступление, К1, К2, К3.