Подгрупповое логопедическое занятие по теме "Звук [л], буква л. Этап автоматизации

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Продолжать работу по развитию артикуляционного праксиса, преодолению двигательной неловкости.
  • Закреплять правильное произношение звука Л, слогах, словах, словосочетаниях со стечением согласных.
  • Развивать фонематический слух.
  • Формировать практические навыки словообразования.
  • Продолжать работу по звуковому анализу слов.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.
  • Развивать мотивацию и самоконтроль в работе над собственной речью.

Оборудование:

  • презентация
  • индивидуальные ноутбуки
  • индивидуальные зеркала
  • ракушки
  • конверты с заданиями
Этапы работы Ход работы
Оргмомент. Миогимнастика. - У нас в гостях житель одного сказочного острова. Его зовут Лука.

(Слайд 1.) Ребята, можно встречать гостей с плохим настроением?

Сообщение темы занятия - Какой первый звук слышится в имени Лука? (Звук Л)

- Правильно это самый любимый звук на этом острове. Только этим звуком на острове завладел Злой Волшебник. И Лука специально прилетел к нам с просьбой о помощи. Поможем, ребята, освободить звук Л?

Развитие артикуляционной моторики

 

 

 

 

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

- Чтобы правильно произносить любой звук, нужно, чтобы мышцы языка были сильными. Как вы думаете, чтобы язычок стал сильным, что нам нужно сделать? (Зарядку)

Логопед показывает зашумлённые рисунки с изображением символа артикуляционного упражнения, дети отгадывают название упражнения и выполняют его перед индивидуальными зеркалами.

- Что делают наши губы и зубы, когда мы произносим этот звук?

(Губы улыбаются) Зубы не смыкаются.

- Где находится язык? (Язычок за верхними зубками. Во рту есть препятствие, значит звук согласный)

- Положите ладошку на горло и произнесите звук Л.

- Голосок поет или спит? Значит звук Л звонкий или глухой? (Звонкий).

Автоматизация звука в изолированном виде и в слоговых сочетаниях - Послушайте, на что похоже звучание звука [Л]? (На гул самолёта). Правильно. Именно на самолёте мы и отправимся на сказочный остров. (Слайд 2.)

- Покажите мне голосом, как взлетает самолёт. (Самолёт удаляется: ЛЛЛллл (громко - тихо). Повторение слогов пла-пла-пла, фла-фла-фла). Слайд 3.

Автоматизация звука в словах - Пока мы находимся в пути, давайте посмотрим, что же есть на волшебном острове. Называние предметов (Слайд 4,5,6,7,8).

- Наш самолёт идёт на посадку. Давайте посмотрим в иллюминаторы и скажем, на что похож волшебный остров. (Слайд 9.) Ответы детей.

- Наш самолёт совершил посадку на Волшебном острове. Отстегните ремни. Можёте встать со своих мест. Давайте посмотрим вокруг. Ой, а что это за конверт? Здесь письмо от Злого Волшебника:

"Хотите звук обратно получить?

Тогда хочу уверенным я быть,

Что [л] вы будете любить,

И никогда не забывать,

Как должен верно он звучать,

Согласны вы мои задания выполнять?" (Слайд 10.)

Работа по развитию фонематического слуха Задание № 1.

- Как ещё можно назвать Волшебника? (колдун, чародей, злодей, маг).

Сейчас я буду произносить слова, а ты, как только услышишь звук [л], сразу хлопай в ладоши.

Автоматизация звука в словосочетаниях.

Физминутка.

Задание №2.

"Это очень сильное заклятие может быть расколдовано только после исполнения песни одной сказочной девочки!"

- Ребята, послушайте слова песенки, которую нам надо спеть:

Я тихо шла-шла-шла - пирожок нашла... (Песня "Пирожок" В.Сердючка, Слайд 11.)

Работа над словообразованием - А теперь внимательно смотрите, всем кого увидите, слова-признаки подскажите:

Как мы назовём человека с синими глазами? (Синеглазый).

Масло из шоколада (какое?) - шоколадное масло,

Платье из шёлка (какое?)- шёлковое платье

Блокнот голубого цвета (какой?) - :

Флакон из пластмассы (какой?) - : (Слайд 12.)

Звуковой анализ Задание № 3

Злой Волшебник: "Я разрушил ваш самолёт, чтобы вы не смогли улететь домой". (Звук битого стекла)

- Как вы думаете, у нас есть выход из этой ситуации? На чём можно уплыть с острова? (Подвести детей к мысли, что можно сделать плот.)

- Кто поможет мне сделать звуковой анализ слова плот?

Плот - это слово, 1 слог, 4 звука.

П- согласный, твёрдый, глухой

Л- согласный, твердый, звонкий

О - гласный

Т- согласный, твердый, глухой

(Дети закрашивают схему слова на персональных компьютерах в программе "Paint")

Развитие целостного восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по развитию мелкой моторики.

Итог

Задание № 4 (Слайд 13.)

Злой Волшебник:

"Вы доказали мне, друзья,

Что звук скрывать никак нельзя.

Его вам возвращаю я".

- Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы не потерять звук на письме?

Чтоб на письме звук не терять,

Чтоб громко в тексте прочитать,

Нам будет буква помогать.

- Чтобы другие путешественники сразу узнавали наш остров, нужно отпечатать букву Л на песке. Сначала обведём её в воздухе. (Слайд 14.)

- С какой стороны у буквы Л находится "ножка"? (Выкладывание буквы Л из ракушек.)

- Давайте вспомним, как мы победили Злого Волшебника? Какие игры вам больше всего понравились?