Региональный компонент в преподавании литературы

Разделы: Литература


В "Стандартах второго поколения. Литература" главными целями изучения предмета называются:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма. А в докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО (1997 г.) говорится, что воспитание и обучение должны содействовать освоению подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитанию уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.

В "Программе регионального компонента по литературе для 5-11 классов" под редакцией Скепнер Л.С. называются следующие цели изучения литературы Севера:

- воспитание вдумчивых, творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре Севера, людям и традициям северного края;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребность в самостоятельном чтении художественных произведений;

- освоение текстов художественных произведений, знакомство со сведениями о жизни и творчестве писателей-северян, ознакомление с наиболее значительными событиями истории, литературы Севера и современной литературной жизни нашего края.

В связи со всем вышесказанным становится понятно, что региональный компонент в преподавании литературы является очень важным и значительным звеном.

Региональный компонент традиционно является составной частью преподавания литературы внашей школы, которая вызывает особый интерес учителя, особенно если он с рождения является носителемтрадиций и культуры Севера. Я думаю, именно поэтому темы моих творческих работ при аттестации на первую и высшую квалификационные категории были:

- "Тема Родины и патриотизма на уроках внеклассного чтения" и "Постижение авторской философии через интерпретацию художественного произведения. (На примере творчества Ф.А.Абрамова).

Особо хотелось бы остановиться на работе по изучению творчества нашего великого земляка, чьё имя носит школа, - М.В.Ломоносова. С 5 класса по 9 мы углубляем познания наших учеников о жизни и творчестве этого великого человека через внеклассную работу, формы которой разнообразны. Это и "литературные встречи" по теме "Поговорим о нашем великом земляке - М.В.Ломоносове", и библиотечные уроки в 5 классе, на которых учащиеся знакомятся с книгами как о Ломоносове, так и самого Ломоносова. Целью этих уроков является информирование учеников о том, сколько в нашей библиотеке книг М.В.Ломоносова и литературы о нем.. В ходе уроков дети узнавали, где, в какой книге можно найти интересный материал по биографии и творчеству Ломоносова. Таким образом, уроки несли практическую пользу, помогая ученикам в дальнейшем самостоятельно ориентироваться в мире книг, готовя творческие задания. Все ученики школы зимой посещают музей земляка в с. Ломоносово. В 6 и 7 классах ученикам уже даются задания по подготовке и оформлению тематических стендов, книжек-малюток, устных журналов, проведению викторин "Что? Где? Когда?". В последние годы, с использованием информационно- коммуникативных технологий, эта работа обрела новый вид. Так для проведения мастер-класса на районном слетё патриотических клубов мною была создана презентация с викториной по жизни М.В.Ломоносова. Мы проводим ежегодные Ломоносовские недели, ученические Ломоносовские чтения, уроки-семинары и многое другое.

Эта кропотливая и систематическая работа в течение 5 лет приводит к неплохим результатам. Во-первых, у детей остаются устойчивые познания о жизни и творчестве великого земляка, а некоторых побуждает к исследовательской работе. Так в 2008 году ученица 10 класса выступила на районной учебно-исследовательской конференции "Юность. Наука. Культура" с работой "Теория "трёх штилей" М.В.Ломоносова, её реализация в поэтическом творчестве автора и через её призму взгляд на реформирование современного русского языка" и заняла 1 место.

Очень нравятся ученикам уроки по творчеству Степана Писахова. Они проходят очень весело. Занятно наблюдать реакцию учеников на необычное чтение учителя - чтение с подражанием северному, поморскому говору. Ещё занятнее слушать такое чтение из уст учеников. И когда нам в зимние каникулы пришлось традиционно готовиться к районному фольклорному празднику, было решено взять за основу сказку С.Писахова "Не любо - не слушай". Образцом для нас послужили выступления северных фольклорных коллективов. Программа получилась, мы заняли 2 место. Но я хотела бы отметить одну деталь. Вы помните у Толстого в "Войне и мире": "Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые все французское должно было вытеснить? Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские:" Моя реакция на выступление учащихся была такой же. Это удивительно! Достаточно было раз показать им чтение, показать хороводные движения, а дальше, раз от раза лучше, они делали всё сами. И как делали! Создавалось впечатление, что старинная северная речь им ближе, чем современный русский язык, роднее. А то, что в танце девочки именно плавали, что их головки и ручки делали те самые, необходимые движения , - это бесспорно. Откуда всё это в них? От России. От Севера. А если бы это было им не любо, разве могли бы они так хорошо это сделать! Такие моменты в работе вызывают чувство удовлетворения от собственного труда

Кроме того, что во всех классах проводятся уроки по региональному компоненту,в 5х классах мы ведём отдельный курс "Литература Севера". За основу берём книгу-хрестоматию Л.С.Скепнер " Литературный Север". Книга для уч-ся 5-8 классов.Архангельск,1995г. Мы знакомим учащихся с фольклором Севера, со сказками Степана Писахова, сказами Бориса Шергина, стихами Ольги Фокиной, А.Яшина, Н.Рубцова, с рассказами Ф.Абрамова и произведениями других авторов.

После изучения творчества Бориса Шергина ученица 5 класса приготовила выступление - презентацию "Образ русской женщины по былине в пересказе Б.Шергина"Об Авдотье Рязаночке" и выступила на школьных ученических Ломоносовских чтениях.

Очень тонко дети воспринимают поэзию Николая Рубцова. Этот поэт и его стихи в душах остаются любимыми надолго. Ученица 11 класса захотела обобщить материал по жизни и творчеству Николая Рубцова и подготовила выступление на ученических Ломоносовских чтениях: "Я люблю судьбу свою: Из жизни поэта Николая Рубцова"

Каждый год ученики участвуют в конкурсах чтецов в школе и в районе. Очень часто темы этих конкурсов связаны с Севером, с северными поэтами. И каждый год мои ученики побеждают в этих конкурсах. В этом году конкурс посвящался 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.

Как говорилось выше, темой своей работы при защите на высшую квалификационную категорию в 2001 году выбрала творчество Федора Абрамова, в этой работе я постаралась систематизировать и обобщить свою работу по творчеству писателя.

Система уроков по творчеству Ф.А.Абрамова в 5-11 классах.

  • 5 класс - рассказ "Есть, есть такое лекарство" (Тема взаимодействия человека и природы).
  • 6 класс - рассказ "Материнское сердце" (Тема гуманизма).
  • 7 класс - сравнительный анализ рассказов "Собачья гордость" и "Потомок Джима" ("Жить в ладу с собой, со своей совестью - не в этом ли самое большое счастье? - Ф.Абрамов).
  • 8 класс - рассказ "Пролетали лебеди" (Проблема духовности. "Счастье в тебе самом" - Ф.Абрамов).
  • 9 класс - "Жила-была Семужка" ("Не красота, а чистота спасёт мир:"- Ф.Абрамов).
  • 10-11 класс - повести "Пелагея", "Алька" ("Разные люди, разные судьбы, разные поиски смысла жизни"- Ф.Абрамов). Повесть "Поездка в прошлое" (Проблемы бездуховности и отсутствия исторической памяти)

 Не каждый год можно строго следовать этой схеме, но всё равно большинство из этих произведений мы изучаем не в том, так в другом классе, потому что уроки по ним всегда очень интересные и содержательные. Произведения запоминаются детьми надолго.

Пятиклассники с удовольствием обсуждают рассказ "Есть, есть такое лекарство", я проводила такой урок открытым и выступала с анализом его на педагогической конференции. Гости были также тронуты содержанием и моралью этого рассказа.

Считаю, что уроки по рассказам "Собачья гордость" и "Потомок Джима" несут не только огромное воспитательное значение, но и обучают сравнительному анализу. На первом таком уроке дети сделали подробную сравнительную таблицу. Я её чуть дополнила и использую на всех последующих уроках с большим успехом. Но такую работу учащиеся смогли сделать хорошо только потому, что их глубоко задели эти рассказы, и вывод был сделан правильный: обстоятельства нашей жизни от нас не зависят, зависит же от нас лишь наше отношение к этим обстоятельствам. В любой, самой бесчеловечной ситуации человек должен оставаться человеком.

Урок по рассказу "Пролетали лебеди" я проводила открытым для родителей. Урок был оформлен рисунками детей, особенно много было ковриков с лебедями. Всем хотелось говорить, говорить о Паньке, о том, что когда лебеди улетают, когда леса вырубают, когда птицы боятся людей, когда умирают дети - это ненормально, это безнравственно, это, в конце концов, гибельно для человечества. Родители на этом уроке увидели своих детей по-особому.

И если мы сегодня говорим об актуальности регионализации преподавания с целью воспитания любви к своей малой родине, то ярким примером является северная сказка-быль "Жила-была Сёмужка", ключевыми словами которой являются слова: "Но родину не выбирают". И если к осознанию этого приходит рыба, то для человека это должно бать аксиомой. Родину не выбирают, и родина - это лучшее, что есть у человека, "такой реки, как наша, в целом свете не сыскать", потому что только там можно слушать "ласковую тишину малиновых зорь". "Надо ли говорить, насколько актуальна эта пронзительная жажда наполненности бытия, эта проповедь высокой духовности и отрицания зоологических тенденций в жизни!" - писал Шамиль Галимов в статье "Честный разговор о жизни".

Очень уместные произведения в программе 10-11 классов - повести "Пелагея" и "Алька". Проблема "отцов" и "детей" у Абрамова ближе современным детям, чем у Тургенева в "Отцах и детях". И если образ Пелагеи не может быть воспринят абсолютно правильно ими, так как отдален исторически, то образ Альки близок и понятен. Они понимают, что Алька, как и они, ищет своё место в жизни, ищет более осмысленное существование.

В повести "Поездка в прошлое" Абрамов продолжает мучительные поиски ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Это трудные вопросы. И работа над повестью тоже трудная. Но на уроке мы все-таки приходим к выводу, что человек не может жить без прошлого, без своих исторических корней. И заглавие повести подводит нас к таким размышлениям. Мы мечтаем о будущем, забывая, что в конце концов со временем именно прошлое становится нашим судьёй. С творческой работой по этому произведению ученица 11 класса выступала на районной и областной учебно-исследовательских конференциях старшеклассников "Юность. Наука. Культура".

В заключение хотелось бы повторить: то, что дорого сердцу учителя и учеников, изучается увлекательно и интересно, и поэтому часто результаты этой учебы становятся достаточно яркими, такими как участие и победы детей в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах.