Прием и передача устной информации

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (475 кБ)


Тип урока: экспериментально-практическое занятие для учащихся пятых классов.

Цель урока: изучить особенности передачи устной информации.

Задачи урока:

  • Выявить факторы, влияющие на успешность приема и передачи информации;
  • Обнаружить наиболее типичные ошибки, возникающие при передаче устной информации.

Познавательные: изучение новых явлений, закономерностей.

Воспитательные: воспитание культуры общения, речи. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся, добросовестности, ответственности, уверенности, обученности.

Развивающие: развитие умений анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, переносить знания в новую ситуацию.

Оборудование к уроку: карточка с текстом для запоминания "Вера Коркина", для экспертов - бланки с исходным текстом и таблицей наблюдения за ходом эксперимента (приложение 1), презентация к уроку.

План урока

  Этап урока Время, мин Примечания
1 Организационный момент 3 мин  
2 Проведение эксперимента 20 мин  
3 Анализ наблюдений 12-14 мин  
4 Формулирование вывода 5мин  
5 Завершение занятия 3 мин  

Ход урока

  Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный момент:

Учитель приветствует учащихся, называет тему занятия, просит учащихся подготовить необходимые принадлежности.

Учащиеся приветствуют психолога, садятся за парты, оставляют на парте дневник, ручку, бумагу для записи.
2 Мотивирование учащихся, объяснение сути эксперимента. Дается задание для группы экспертов. Группа учащихся - экспертов заслушивает инструкцию и готовится анализировать происходящее.
3 Проведение эксперимента.

Группа учащихся 5-6 человек выходит за дверь, затем первому участнику зачитывается текст в присутствии экспертов, который он должен пересказать следующему участнику эксперимента, который зайдет по приглашению ведущего в класс.

Текст истории:

10 января 1996 года в детском саду № 15, который находится на перекрестке ул. Профессора Попова и Партизана Германа, произошло необычайное событие: из канализационной трубы в помещении старшей группы вылез крокодил.

Ваня Петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 6-го брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 8-я жена оказалась без мужа, без прописки, а 7-я жена - без алиментов.

На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай.

Участники эксперимента пересказывают по очереди текст друг другу.

Эксперты анализируют изменения в передаче информации.

Учащиеся, пересказавшие текст садятся в классе на свои места.

4 Анализ наблюдений.

По окончании эксперимента ребятам снова зачитывается первоначальный текст.

Проводится анализ эксперимента при помощи дискуссии.

Типичные ошибки при передаче информации:

Забылись: цифры, даты, названия улиц, имена и фамилии.

Исказились подробности. Одни слова заменились другими.

Внесена дополнительная информация, искажающая первоначальную.

Ребята рассказывают об ошибках и изменении информации, которые они заметили.
5 Психолог обобщает полученную информацию и приводит схему потери информации:

Смысл всегда богаче своей материализации в словах (мудрое изречение)

Учащиеся слушают, задают вопросы, дополняют своими высказываниями.
6 Формулирование вывода по результату эксперимента.

Вывод: Большой объем насыщенной информации трудно запомнить. Чем длиннее путь, который проходит информации, тем больше её теряется и искажается.

Учащиеся формулируют выводы и определяют, как и где они могут использовать полученную информацию.

Например, внимательно записывать домашнее задание в дневник, уточнять непонятную информацию непосредственно у учителя, при запоминании обращать особое внимание на даты, имена, названия и т.д.

7 Завершение занятия.

Психолог просит высказаться учащихся о занятии: было ли им интересно, что нового и необычного они сегодня узнали.

Ученики обобщают то, что узнали нового и интересного.

Список литературы.

  1. Монина Г.Б., Лютова -Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2007.
  2. Парыгин Б.Д. Практикум по социально-психологическому тренингу".