Урок по роману Т.Н. Толстой "Поэт и Муза" (анализ текста)

Разделы: Литература


Человек создан для счастья,
Как птица для полета.

Урок позволит получить дополнительную информацию о направлении постмодернизма в современной русской литературе, закрепить навыки работы с художественным текстом и с фрагментом текста (по типу заданий ЕГЭ).

Оформление урока: портрет Т.Н.Толстой, презентация по рассказу "Поэт и Муза", распечатанные карточки-задания.

Ключевые слова:

  • Постмодернизм - одно из направлений современной литературы.
  • Поэтика - совокупность средств и приемов, характерных для автора или для какого-либо литературного направления.
  • Интертекстуальные связи - соотнесенность с другими текстами, проявляющаяся в многообразных имитациях, стилизациях литературных предшественников.
  • Аллюзия - намек на реальное литературное, историческое явление, которое мыслится как общеизвестное.
  • Реминисценция - напоминание о других литературных произведениях через использование характерных образов, мотивов, оборотов.
  • Новелла - малый прозаический жанр, отличающийся динамичным сюжетом, причем мотивировка характеров и действий персонажей часто бывает парадоксальной.

Муза - 1) в греческой мифологии одна из девяти богинь, покровительница искусств; 2) вдохновение, творческий порыв художника.

Цель урока: Анализ рассказа "Поэт и Муза", подготовка к выполнению заданий на государственной аттестации .

Задачи урока: развитие навыков аналитической работы с текстом, углубление знаний по теме "Постмодернизм. Женская проза", формирование умения аргументированно высказывать свою точку зрения

К уроку учащиеся готовили домашние задания по следующим вопросам:

1) Постмодернизм в современной литературе.

2) Татьяна Толстая и ее творчество.

3) Чтение рассказа "Поэт и Муза".

Ход урока

1. Сообщения учащихся:

Презентация.

А) Постмодернизм как литературное направление.

Б) Татьяна Толстая и ее творческое кредо.

Постмодернизм появился приблизительно в середине 40-х годов ХХ века, но лишь с начала 80-х годов был осознан как направление и теоретически осмыслен. В постмодернизме обнаруживается сходный с модернизмом комплекс понятий: осмысление мира как хаоса, мира как текста, осознание разорванности и фрагментарности бытия, взаимосвязь текста и интертекста.

Одна из главных новаций постмодернизма заключается в создании текста, освобожденного от обязательств учитывать жизненные обстоятельства, которые легли в основу повествования. Читатель как бы становится соавтором текста, рассчитанного на многозначное восприятие. Постмодернизм расценивает художественное произведение как интеллектуальную игру с читателем.

Современная постмодернистская литература ставит в центр внимания проблемы человеческой индивидуальности через познание его внутреннего мира. Она интересна неординарным, аллюзивным подходом к изображению человека.

Татьяна Толстая родилась в семье с богатыми литературными традициями. Дед по материнской линии - Лозинский , литературный переводчик, поэт эпохи Серебряного века. Дед по отцовской линии - Алексей Николаевич Толстой, известный писатель. Бабушка по отцовской линии - Крандиевская- Толстая, поэтесса.

Татьяна Толстая окончила отделение классической филологии Ленинградского университета, работала в Москве, в издательстве "Наука".

Долгое время жила и преподавала в США.

Она автор рассказов, новелл, эссе, романа "Кысь". В своих новеллах: "На золотом крыльце сидели:", "Соня", "Река Оккервиль", "Факир", "Любишь - не любишь", "Пламень небесный" и др. - писательница ставит психологические и нравственные вопросы. Мир в прозе Толстой предстает как сказка о мире, сказка фантастическая и поэтическая. Мечта, фантазия, надежда, вера и безверие - все это таинственные духовные составляющие личности современного человека, которую и исследует Т.Толстая.

/Сообщения сопровождаются просмотром презентации./

2. Беседа по содержанию рассказа

Диалог с учащимися по содержанию рассказа строится на опорных вопросах:

- Почему так назван рассказ? Стала ли Нина музой для Гриши или она сама себе казалась Музой?

- Какими личностными чертами наделил автор свою героиню? Можно ли сказать, что Нина живет в выдуманном сказочно-волшебном мире?

- При помощи каких изобразительных средств достигается ощущение сказочности в начале рассказа?

- Найдите примеры иронии в описании замужества Нины.

- Почему Гриша показался Нине сказочным принцем?

- Какое решение приняла Нина и как она добивается осуществления своей мечты?

- Почему Гришуня подчинился Нине? Можно ли их отношения назвать любовью?

- Какая роль отведена в рассказе Лизавете? Какой видит Лизавету Нина? Какая она на самом деле?

- Какую символическую художественную роль играют картины, которые рисовала Лизавета? Как они связаны с описанием флигелька Гришуни и комнаты Лизаветы?

- Почему нет описания квартиры Нины? Как вы себе представляете это жилище?

- Какие меры применяет Нина для "уничтожения" Лизаветы?

- Как изменяется авторский стиль, когда Толстая рисует товарища Макушкина?

- Почему на прощальном вечере Гриша "бился фарфоровым лбом об стену и кричал, что ладно, он умрет:"? Почему Гришу автор тоже изображает иронически?

- Как стали жить Нина и Гришуня? Почему Гришуня не вернулся во флигель?

- Каким образом Гришуня бунтует против домашнего плена?

- Какая идея "успокоила" Нину после смерти Гришуни? Почему новелла заканчивается цитатой из "Попрыгуньи" А.П.Чехова?

Анализ рассказа Татьяны Толстой "Поэт и Муза"

Рассказы Т.Толстой обычно начинаются представлением персонажей, причем читатель видит их с точки зрения какого-либо или знакомого, или соседа, или коллеги по работе.

Так и здесь. "Нина : прекрасная, обычная женщина, врач:заслужила свое право на личное счастье", - так могла бы сказать приятельница Нины, тоже врач.

Многие женщины, как и Нина, до 35-и лет все надеются встретить "безумную, сумасшедшую любовь, с букетами, с ожиданиями телефонного звонка, с изменами и прощениями:". Неудачное замужество, одинокие будни, скучный роман с нелюбимым - все это переживают в своей жизни тысячи и тысячи обычных, прекрасных женщин. Знакомые и коллеги по работе удивляются: и красивая , и умная (врач все-таки!), и стройная (что в наше время тоже немаловажно!) - а вот одна (?)

Автор поясняет, почему одна, но как бы между прочим:

Вот Нина сидит у подруги, разговаривает, но подругу слушает плохо - все поглядывает на себя в темное стекло кухонной двери (какая красивая!). Вот Нина рассматривает ребенка подруги и видит в нем некрасивого, чужого, ушастого ( нет, ей такой не нужен!). Вот идет домой и думает, что зря отдала вкусный шоколад чужому ребенку:

Но если бы не произошло безумной любви в жизни Нины, не было бы и рассказа! Больной гриппом Гриша "похитил Нинино заждавшееся сердце".

Обычная завязка любовной истории. На вопрос, почему именно Гриша, - тоже сразу дан ответ: да потому, что красив: " скорбные тени на его фарфоровом челе, тьма в запавших глазницах, нежная борода: сложились в волшебную декорацию". Именно "декорацию": ведь красавец Гриша не тот, за кого его приняла Нина. Так уже было в рассказе "Факир". Кстати, и внешне Гриша похож на Филина:

Любовь к театральности, к красивому сослужила плохую службу. Еще больше разгорелся огонь потому, что над "умирающим" Гришей "заламывала руки омерзительно красивая женщина с трагически распущенными волосами".

Оксюморон как одно из средств иронического изображения особенно любим автором. В первой части рассказа оксюморон подчеркивает сущность главной героини - обычной, ничем особенно не интересной женщины, претендующей на звание Музы, почти богини.

Вторая часть рассказа - это история своеобразных разоблачений. Нина разоблачает и все окружение Гриши , и самого Гришу.

Гости Гриши, которые "набивались вечерами в дворницкую" - это, по мнению Нины, неприятное "обилие народу", "толчея и шастанье". Все это "обилие народу" считало Гришуню гением. Считает ли Нина гением своего избранника? Он ":читал густые, многозначительные стихи наподобие дорогих заказных тортов с затейливыми надписями:стихи, отяжеленные словесным кремом до вязкости, с мучительными, вредными для желудка тянучками рифм".

Чья это оценка? Разумеется, Нины. Именно она, слушая обожаемого Гришу, думает, что его стихи вредны для желудка. Она уверена и в том, что у Гришуни с Лизаветой не может быть никакого романа. Да и какой может быть роман с этим "убогим существом", у которого "и щек меньше, чем требуется человеку, и челюстей больше, и нос хрящеватый, и вообще было в ней что-то от рыбы:".Нина, поставившая себе задачу завоевать Гришуню и стать хозяйкой в его флигельке, избавляется от Лизаветы очень простым способом: она ходила по паспортным столам и отделениям милиции. ( Гришуня даже не подозревал!)

"Когда Лизавету пришли штрафовать за нарушение паспортного режима, она уже ютилась в другом месте, и Нина посылала отряды туда. Лизавета пряталась в подвалах - Нина затопляла подвалы; она ночевала в сараях - Нина сносила сараи; наконец Лизавета сошла на нет и стала тенью".

Трагикомизм ситуации подчеркивается и гиперболизацией, и использованием языковой шутки, цитирующей сказку: "Семь пар железных сапог истоптала Нина:семь железных посохов изломала о Лизаветину спину, семь кило железных пряников изгрызла:". Наконец "поредела пестрая компания", недолго оставалось Гришуне "зарывать свой талант в сугробы".

Гришуня (как утверждает автор, именно вследствие слабости характера) переезжает к Нине, где "будет хорошо, сытно, тепло и чисто".

Это своеобразный пуант рассказа. Жизнь Гришуни коренным образом меняется: теперь его жизнью и его творческими порывами будет управлять Нина: "Нина сама сходит к товарищу Макрушину, чтобы решить наконец затянувшийся вопрос со сборником, она попросит товарища Макрушина внимательно просмотреть материалы, дать советы, кое-что подправить, нарезать вязкий торт Гришиного творчества на съедобные порционные пирожные".

В день прощания с друзьями Гриша понимает, что "умрет", что его ТАКОГО больше не будет, и друзей у него больше не будет, но зато Нина теперь была абсолютно счастлива! "Хорошо было врачевать доверчивых больных,

хорошо нести домой полные сумки вкуснятины, хорошо было вечером проверять, что написал Гришуня за день: Раз в неделю Нина проверяла его письменный стол и выбрасывала те стихи, которые женатому человеку сочинять неприлично".

Как ни странно, но Гришуня все же выбрался из-под всепоглощающей Нининой власти - любви. Причем, самым смешным образом: Гришуня "продал свой скелет за шестьдесят рублей Академии наук".

"И вот с этого момента,- говорила потом Нина, - любовь пошла наперекосяк". Не могла же она "пылать полноценной страстью к общественному достоянию и целовать академический инвентарь".

Языковые шутки Толстой, ее ирония напоминают стиль рассказов Зощенко.

В этом рассказе, как и во многих других, воплощается композиционный принцип контраста. Нина обычная советская женщина, воспитанная на определенных догмах : настоящий поэт писать должен "ровненько, правильно, на чистой бумаге", "за большим письменным столом" и не работать дворником, а вступить в союз писателей; если человек собирает у себя всех беспечных и сумасшедших, его надо "вырвать из тлетворной среды"; замужняя женщина должна непременно "бороться за личное счастье". Гришуня, напротив, не признает никаких догм и правил, он "блаженненький", живет среди "отверженных и непризнанных", как трава в поле. И Нина, и Гришуня - каждый строит свою "утопию", в которой можно спастись от одиночества.

"Так они худо-бедно прожили два года:". Нина все старалась наладить быт, а Гришуня бормотал, что умирает: После смерти мужа Нина "сначала очень расстраивалась, но потом ничего". У нее появилась новая идея: оформить квартиру "в русском стиле" .

Цитата из Чеховской "Попрыгуньи" в финале рассказа заставляет вспомнить о бессмысленной погоне Ольги Ивановны за мечтой-фантомом и о напрасно прожитой короткой жизни доктора Дымова, который так преданно служил своей беспечной жене.

Обратим внимание на эпиграф к уроку (афоризм) "Человек создан для счастья, как птица для полета". Действительно, каждый по-своему понимает счастье, и каждый хочет счастья. Но желаемого счастья достигают единицы, поэтому люди ПРИДУМЫВАЮТ себе счастье, воображают некую счастливую реальность, в которой так приятно жить. Кроме того, за это воображаемое счастье человек способен "идти на бой". Разве это не смешно? - спрашивает читателя автор рассказа.

3. Письменная работа (анализ фрагмента текста по типу заданий ЕГЭ)

Прочитайте фрагмент и выполните задания.

Над умирающим заламывала руки омерзительно красивая женщина с трагически распущенными волосами (потом, правда, оказалось, что ничего особенного, всего лишь Агния, школьная подруга Гришуни, неудавшаяся актриса, немножко поет под гитару, ерунда, не с той стороны грозила опасность) - да, да, она вызывала врача, спасите! Она, знаете ли, зашла случайно, ведь

дверей он не запирает и никогда не зовет на помощь. Гриша, дворник, поэт, гений, святой! И вот: Нина отклеила взгляд от демонически прекрасного дворника, осмотрела комнату - большая зала, пивные бутылки под столом, пыльная лепнина на потолке, синеватый свет сугробов из окошек, праздный камин, забитый хламом и ветошью.

- Он поэт, поэт; он работает дворником за жилплощадь, - бормотала Агния.

Нина выгнала Агнию, сняла сумку, повесила на гвоздь, бережно взяла из Гришуниных рук свое сердце и прибила его гвоздями к изголовью постели. Гришуня бредил в рифму. Аркадий Борисыч растаял, как сахар в горячем чае. Тернистый путь был открыт.

Вновь обретя слух и зрение, Гришуня узнал, что счастливая Нина останется с ним до гробовой доски; вначале он немного удивился и хотел отсрочить наступление нечаянного счастья или, если уж это нельзя, - приблизить встречу с доской, но после по мягкости характера стал покладистее, только просил не разлучать его с друзьями. Временно, пока он не окреп, Нина пошла ему навстречу.

1. К какому роду литературы относится произведение, из которого взят фрагмент?

2. Назовите литературное направление, к которому принадлежит творчество Т.Толстой.

3. К какому жанру можно отнести это произведение?

4. Как называется вид комического, основанный на иносказательном значении слов и словосочетаний и содержащий насмешку над персонажем?

5. Укажите вид изобразительно - выразительных средств:

а) "омерзительно - красивая женщина " _________________________

б) "останется с ним до гробовой доски" _________________________

в) "Нина отклеила взгляд от демонически прекрасного дворника" ___________

г) "Гриша дворник, поэт, гений, святой!" ____________________________

д) "растаял, как снег в горячем чае" _________________________

е) " трагически распущенные волосы", "праздный камин" __________

(эпитет, метафора, оксюморон, фразеологизм, градация, сравнение )

5. Какие типы речи представлены в этом фрагменте текста?

6. Выпишите сочетания противоречивых понятий, создающие комический эффект.

4. Подведение итогов урока

- Разбор заданий, вызвавших затруднения.

- Итоги аналитической работы с текстом:

Что нас удивило в творчестве Татьяны Толстой? В чем ее своеобразие?

Мир в прозе Толстой предстает как некая сказка о мире, своеобразный миф.

Текст насквозь пронизан аллюзиями и реминисценциями. Так в этой новелле можно найти соотнесенность с рассказами А.П.Чехова "Попрыгунья", "Учитель словесности". Неумение здраво оценить реальность жизни, желание неземного счастья оборачивается пошлостью. Причем в отношении автора к героям читатель чувствует не только иронию, но и сострадание.

В одном из интервью Татьяна Толстая так сказала о своих персонажах:

":Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают, как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь:".

5. Домашнее задание

Прочитайте рассказ Т.Н.Толстой "Факир", ответьте на вопросы:

1. Почему рассказ так называется? Как семантика слова факир соотносится с образом Филина?

2. Плохо это или хорошо, что рушится мечта главной героини Гали?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Толстая Т.Н. Ночь: рассказы. М., "Подкова", 2001 г.

2. Булин Е. Откройте книги молодых. Молодая гвардия. 1989 г., №3

3. Генис А. Городок в табакерке. Проза Татьяны Толстой. Звезда. 1990 г., №8

4. Большой справочник. Литература.М., "Дрофа", 2004 г.

5. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная литература: книга 3.М.,2001г.