Откуда в наш дом приходит электричество?

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели урока:

  1. Познакомить с тем, как электричество поступает в наш дом.
  2. Научить собирать простейшую электрическую цепь.
  3. Учить соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами.

Планируемые достижения учащихся:

  • научить выделять среди предметов домашнего обихода электроприборы;
  • усвоить, что электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам, а также создается в батарейках; запомнить правила безопасного обращения с электроприборами (проводами, выключателями, розеткой).

Оборудование:

  1. Карточки с вопросами: “Как?”, “Откуда?”, “Куда?”
  2. Свеча, лучина, керосиновая лампа;
  3. Картины (слайды, фрагменты диафильма) с изображением крестьянской избы, освещенной лучиной, свечами;
  4. Магнитофон, кофемолка, электрочайник;
  5. Рисунки, иллюстрирующие правила безопасного обращения с электроприборами;
  6. Картины (слайды, видеофрагменты, фрагменты диафильма), иллюстрирующие работу гидроэлектростанций;
  7. Электрические батарейки различных видов; фонарики, работающие от круглых и плоских батареек;
  8. Детали электроконструктора для сборки простейшей электрической цепи – у каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент.

Создадим хорошее настроение.

– Улыбнитесь друг другу, садитесь!
– Руки?
– На месте!
– Ноги?
– На месте!
– Локти?
– У края!
– Спина?
– прямая!

II. Новая тема – вступительная беседа.

– Ребята посмотрите вокруг. Как светло, хорошо. Давайте закроем глаза. Что же произошло? (Cтало темно.)
– А как же быть с наступлением вечера, темноты. Ведь, когда темно совершенно ничего не видно? (Ответы детей.)
– Rто же наш помощник? Давайте отгадаем загадку.

Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(Электрическая лампочка.)

– А так было всегда? (Ответы.) А что же люди использовали для того, чтобы было светло? (Ответы.)
– Да, в давние – давние времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА. (Приложение. Слайд 2.)
– Со временем люди догадались, что если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ. (Слайд 3.)
– Но факел был неудобен и опасен в доме: ведь может случиться пожар! Поэтому в доме использовали палочки поменьше их называли ЛУЧИНЫ. Ставили лучину на специальную подставку, СВЕТЕЦ. Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! (Слайд 4.)

Со временем люди заметили, что если обмакнуть веревочку масло, класть туда ФИТИЛЬ из ниток и поджигали его. Так появились МАСЛЯННЫЕ ЛАМПЫ, которые стали напоминать чайничек, из носика которого выглядывал фитиль. (Слайд 5.)

Но лампа давала мало света, масло проливалось и люди придумали свечку, а еще позже появились керосиновые лампы. Керосиновая лампа горела ярче и была более безопасной.

Люди перестали пользоваться свечками, керосиновыми лампами, когда один очень умный человек изобрел Электрическую лампочку.

III. Работа по теме урока.

– А почему горит лампочка? Что заставляет работать лампочку? Отгадайте загадку

По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?

Светлое величество

Это:

– Мы сегодня узнаем: Что же такое электричество и откуда оно приходит в наш дом? (Слайд.)
– А как нам помогает электричество? Давайте составим пары рисунков. (Слайд.) (Ответы детей.)
– Да без электричества не смог бы работать ни один прибор. Но вот мы втыкаем вилку в розетку – и происходит чудо: электроприбор оживает. Показ предметов, работающих от электричества: магнитофон, кофемолка, электрочайник и т.д.
– Что общего между этими предметами? (Все они работают от электричества.)

Вот Муравьишка пришел к нам за помощью он хочет узнать:

Что же такое электричество и откуда оно к нам приходит, заставляя работать электроприборы?

Электричество (от греч. elektron – янтарь), совокупность явлений, в которых обнаруживается существование, движение и взаимодействие (посредством электромагнитного поля) заряженных частиц. Однажды дочь греческого царя протирала янтарь тканью и заметила, что к камушку пристало несколько ниточек. Так греки убедились, что янтарь притягивает легкие предметы. И вот сейчас мы попробуем сделать такой опыт.

IV. Опыт.

Возьмите ручку и потрите ее о волосы. Поднесите к маленьким кусочкам бумаги. На ручке есть электрический заряд. (Слайд.) Электрические приборы вы наблюдаете и в природе Молния (слайд), некоторые рыбы использует электрические заряды для охоты и нападения.

V. Беседа “Откуда же приходит электричество?”

Учитель рассказывает детям сказку “Средь дремучих лесов”.

Электрический ток чем – то похож на реку, только в реке течет вода. По проводам текут маленькие частицы – электроны.

– Рассмотрите рисунок в учебнике на стр.47. Что вы здесь видит? (Плотину, электростанцию.)

– Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам, потом по обычным проводам, попадая выключатели и розетки. (Слайд.)

VI. Работа с учебником.

– Давайте теперь составим сказку о Муравьишке. Рассмотрим рисунок. (стр.47). Что вы видите? (Ответы детей.)
– Придумайте историю о том, как Муравьишка подружился с электричеством

После того, как ученики составили сказку про Муравьишку и электричество, посмотрите фонарики, работающие от батареек. (Слайд.)

– Почему горят лампочки в этих фонариках? Откуда здесь электрический ток? (Ответы детей.)

Посмотрите, если достать из фонариков батарейки , что произойдет? Далее показ разных видов батареек. Дети рассмотрите батарейки на странице учебника. (стр.47)

Физкультминутка.

По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу,
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет.

К дальним селам, городам?
Светлое величество.
Это……………(электричество)

VII. Практическая часть.

1.Соедините в Рабочей тетради на стр. 19 линиями предметы, работающие от розетки и батареек.

2. Под руководством учителя ребята собирают электрическую цепь, используя детали электроконструктора. (Рабочая тетрадь, стр.19, задание 2)

VIII. Закрепление. Итак, откуда приходит и куда уходит электричество?

А когда электроприборы из друзей могут стать опасными?

Какие правила безопасного обращения с электроприборами, вы знаете? (Слайд.)

Правила.

А) Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток.
Б) Не вынимай вилку их розетки, дергая за шнур – он может оборваться и оголить провод, по которому приходит электрический ток.
В) Не прикасайтесь к оголенным проводам!
Г) Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель или сунул вилку в розетку, скажи об этом взрослым.
Д) Когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы.

Ученик читает слова Мудрой Черепахи на стр. 46.

IX. Итог урока.

Помогли Муравьишке ответить на вопрос?

X. Домашнее задание. Попробуйте с родителями собрать электрическую цепь.