Сравнительный анализ разных видов искусства: литературы, живописи и музыки. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Основание: развитие ума, воли, чувств.

Основная идея урока: построение собственной мысли о языке разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.

Цели:

  • провести сравнительный анализ образов ветра, созданных языком поэзии, живописи, музыки, с целью помочь учащимся "увидеть" ветер, ветер, его разный характер, его наполненность запахами и звуками;
  • развивать творческое воображение;
  • работать над выразительностью чтения.

Оборудование: учебник литературного чтения В.Ю. Свиридовой, репродукции картин А.Рылова "Зелёный шум" и И.Левитана "Свежий ветер. Волга", картинки музыкальных инструментов, музыкальная пьеса "Времена года" А. Вивальди, музыкальная пьеса "Времена года" П.Чайковского.

Цель урока: построение собственного понимания.

Линия работы:

  • Естественность обучения.
  • Рождение самостоятельной мысли.
  • Оценка своего внимания.

Дидактические условия:

  • Процессуальность.
  • Многогранность.
  • Коллизии.

Форма обучения:

  • Индивидуальная.
  • Групповая.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы.

- Расшифруйте слова и узнаете тему нашего урока.

Л*Т*Р*Т*Р* (литература)

Ж*В*П*СЬ (живопись)

М*З*К* (музыка)

- Как эти слова можно заменить одним словом? (Виды искусства)

О чем мы с вами будем говорить на уроке? (Будем сравнивать языки разных видов искусства)

III. Работа над стихотворениями.

1. Выразительное чтение учителем.

- Послушайте стихотворения М. Исаковкого "Ветер" и А.Пушкина "Ветер" и ответьте на вопрос: " Что объединяет эти два стихотворения?" (Речь идёт о ветре)

2. Самостоятельное чтение стихотворений про себя.

- Внимательно прочитайте стихотворения про себя и приготовьте ответы на вопросы учебника.

3. Анализ стихотворений.

- Как поэты добиваются того, что мы "видим" ветер? (Словами)

- Какие слова нам помогают в этом? ("постучал в окошко", описание движения предметов: предметы движутся именно благодаря ветру "поиграл немного ветками черёмух", "полетел вперегонку с пылью", "ты гоняешь стаи туч", "ты волнуешь сине море").

- Какой художественный приём использовали поэты в своих стихотворениях? (Олицетворение).

- Найдите в стихотворениях олицетворения и прочитайте.

- Отличаются ли образы ветра у двух поэтов?

4. Работа в группах (1 группа работает над первым стихотворением, а вторая группа - над вторым стихотворением).

- Чем же отличаются образы ветра в стихотворениях?

- Какой ветер в стихотворении М.Исаковского? (Молодой, любопытный, общительный).

- Какой ветер в стихотворении А.Пушкина? (Мощный, свободный, независимый, смелый).

5. Выразительное чтение стихотворений.

- Как надо читать первое стихотворение?

- Прочитайте.

- Как надо читать второе стихотворение?

- Прочитайте.

6. - Какими средствами создали образ ветра поэты и при помощи какого художественного приёма показали нам? (Ответы детей)

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.

IV. Работа над репродукциями картин А. Рылова "Зелёный шум" и И. Левитана "Свежий ветер. Волга". (Использование ТСО, демонстрация репродукций картин через проектор).

- Внимательно посмотрите на картины и скажите: удачно ли художники назвали свои картины?

- Можно ли увидеть движение ветра на картинах?

- Какое движение, вызванное ветром, вы видите на картинах? (Движение веток, облаков, дыма, воды).

- Какие звуки вы "слышите"? (Шелест листьев, гудок парохода, плеск воды).

- Какие запахи можно почувствовать?

- Чувствуете ли вы силу ветра?

- Какой ветер изображён в первой картине? (Сильный)

- Какой ветер изображён во второй картине?

- Как вы увидели силу ветра на картинах?

- Использовали ли художники приём олицетворения в своих картинах, как в стихах? (Нет, художники создали совершенно реальные образы).

- При помощи каких средств создали образ ветра художники?

V. Работа над музыкальными произведениями А.Вивальди и П.Чайковского.

1. - Как вы думаете, можно ли музыкальными средствами создать впечатление ветра, образ ветра?

- Какие инструменты могут в этом участвовать? (Выбор инструментов по изображениям) (Демонстрация через проектор).

- При выборе помните, что ветер может быть разным: и лёгким нежным ветерком, и сильным порывистым ураганом.

2. Прослушивание музыкальных произведений. (Дети уже знакомы с некоторыми фрагментами данных музыкальных произведений).

- А сейчас мы с вами послушаем, как композиторы создают образы в музыке.

Первый фрагмент называется "Осень" из сочинения "Времена года" А. Вивальди. (Прослушивание)

- Второй фрагмент называется "Октябрь" из сочинения "Времена года" П. Чайковского. (Прослушивание)

- Есть ли отличия между этими музыкальными произведениями?

- Можно ли ощутить движения воздуха при прослушивании?

- Какую картину вы представили, когда слушали первый фрагмент?

- Какую картину вы представили, когда слушали второй фрагмент?

- При помощи каких средств создали композиторы образы в музыке?

Физкультминутка.

Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре -
Завертелись, закружились.

VI. Творческая работа.

1. - Попробуйте представить в своём воображении образ любого ветра: спокойного или мощного, холодного или тёплого, свирепого или ласкового и нарисуйте его. (Самостоятельная работа)

2. Выставка рисунков.

VII. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- При помощи каких средств и приёмов поэты создают образы в своих произведениях? Художники? Композиторы?