Первоначальные сведения о строении вещества. 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели урока:

  • Обучающие: познакомить учащихся с новой главой учебника, определить материальности объектов и предметов.
  • Развивающие: Развить интерес к физике. Развивать логическое мышление. Формировать умение "видеть" физику в окружающем мире, а также умение выдвигать учебные гипотезы для физических явлений и результатов опытов.
  • Воспитательные: Повышать познавательную деятельность и активность учащихся.

Оборудование: штатив; металлический шарик на нити; воздушный шарик; фильтровальная бумага; химический стакан; колба; набор пробирок; горелка; марганец; модели молекул.

Ход урока

1. Повторение

В самом начале урока следует повторить материал предыдущих уроков. Повторение можно провести в форме самостоятельной работы.

Примером такой самостоятельной работы может является проверочный тест. Вопросы теста появляются через определенный интервал времени, что дисциплинирует детей, и уже с 7 класса готовит их к тестам ГИА и ЕГЭ, способствует развитию у детей умения быстро выбирать верный ответ и экономить время на простых вопросах (время выставляется учителем в зависимости от особенностей детей). Проведя, тест дети меняются тетрадями и проверяют друг друга (какому ребенку не хочется хоть немного побыть в роли учителя и поставить оценку). Проверив тест и поставив оценки необходимо провести анализ допущенных ошибок и еще раз повторить проблемные вопросы. Необходимо дать ребятам возможность самостоятельно пытаться исправлять допущенные ошибки.

Самостоятельная работа

Вариант № 1.

1. Какие явления относятся к физическим?

А. Радуга

Б. Пожелтение листьев.

В. Падение капель дождя

2. Какие явления относятся к механическим?

А. Полет птицы

Б. Свечение электролампочки.

В. Солнечное излучение

3. Какие явления относятся к тепловым?

А. Работа телевизора

Б. Плавление стали.

В. Бросок мяча.

4. Кто из перечисленного является физическим телом?

А. Ураган

Б. Вода

В. Нож

5. Что из перечисленного является веществом?

А. Железо

Б. Веревка

В. Бумага

6. Каким образом изучались перечисленные явления:

1. Замерзание воды в пруду?

2. Вода в стеклянной колбе помещена в холодильную камеру.

3. Получен и изучен лед, образовавшийся в колбе.

А. Опытным путем

Б. В процессе наблюдений

7. Земля притягивает к себе все тела. Чем является процесс падения яблока с ветки на Землю по отношению к явлению притяжения?

А. Независимым процессом

Б. Физическим явлением

В. Опытным фактом.

Г. Причиной

Д. Следствием.

8. Какие слова обозначают физические величины?

А. Часы

Б. Скорость

В. Километр

9.Что из перечисленного является основной единицей физической величины?

А. Секунда

Б. Литр

В. Час

Вариант № 2.

1. Какие явления не относятся к световым?

А.Блеск звезд.

Б. Изображение человека в зеркале

В. Плавление воска

2. Какие явления относятся к механическим?

А. Полет птицы

Б. Свечение электролампочки.

В. Солнечное излучение

3. Какие явления относятся к электрическим?

А. Молния

Б. Спуск санок с горы

В. Работа плеера.

4. Что из перечисленного является физическим телом?

А. Температура

Б. Мяч

В. Стон

5. Что из перечисленного является Веществом?

А. Тетрадь

Б. Ветер

В. Фарфор

6. Каким образом изучались перечисленные явления:

1. При раскручивании дисков электрофорной машины между шарами проскакивает искра

2. Между грозовыми облаками и землей происходит вспышка молнии.

А. Опытным путем

Б. В процессе наблюдений

7. При нагревании воск плавится. Чем является процесс нагревания по отношению к процессу плавления?

А Причиной.

Б. Следствием.

В. Опытным фактом.

Г. Независимым процессом

Д. Физическим явлением

8. Какие слова обозначают физические величины?

А. Масса

Б. Мензурка

В. Длина

9. Что из перечисленного является основной единицей физической величины?

А. Километр

Б. Метр

В. Минута

Взаимопроверка.

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9
№ 1 А, В А Б В А, В 1-Б

2-А, Б

3-А

Д Б, В Б
№ 2 Б А, Б А Б, В В 1-А, Б

2-Б

А А, В А

После повторения изученного я, считаю необходимо подготовить ребят к изучению нового материала. Для более легкого усвоения необходимо отвлечь их дать возможность немного передохнуть. Поэтому на данном этапе урока я провожу физминутку.

2. Изучение нового материала

Использование средств мультимедиа, просто необходимо на этом этапе урока, для вовлечения ребят в "сказочный" мир физики. А увлекательный рассказ учителя вовлечет, каждого учащегося в этот мир.

За долго до нашей эры народы Древнего Востока- египтяне, вавилоняне, ассирийцы, индусы и китайцы - накопили много естественно научных и технических знаний. В связи с необходимостью строить здания, храмы, пирамиды, с развитием мореплавания, потребностями измерений земельных участков и т. д. накопились первоначальные сведения о свойствах различных материалов, о технике математических вычислений, о движении небесных светил.

Однако научные знания народов Древнего Востока не содержали данных о строении тел и о причинах отдельных явлений природы.

По дошедшим до нас сведениям первые высказывания по зтому вопросу принадлежат ученым - Древней Греции и Древнего Рима. Среди этих ученых следует назвать Фалеса Милетского, Аксимена Гереклита Эфффеского. Фалес, например, утверждал, что первоначало всех вешей вода, из нее образуются вещи, а Анаксимен учил, что весь мир построен из воздуха. Древнегреческий ученый Гераклид говорил, что первоначальной формой вещества является огонь.

Основная заслуга этих ученых заключается в том, что они поставили вопрос: из чего состоят окружающие тела? Сплошные ли они или построены из каких то маленьких частиц, которые нельзя увидеть, но о существовании которых можно догадываться на основании наблюдений: испарение воды, стирание лезвий ножа.

Древнегреческий ученый Демократ впервые высказал гениальное предположение о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых частичек - атомов, которые находятся в движении и, взаимодействуя между собой, образуют все тела природы.

Таким образом, древние ученые высказали многое из современных представлений о строении вещества. В ту пору их высказывания являлись, конечно, лишь гениальными догадками, основанными на наблюдениях, но не подтвержденными ни какими экспериментальными фактами.

Все окружающее человека обладает своими свойствами. Объекты отличаются по форме, цвету, запаха.

Знания о строении вещества помогают не только объяснить суть явлений, но и оказывать влияние на его течение.

Почему каучук упругий, а воск мягкий? Почему при нагревании твердые тела превращаются я в жидкости, жидкости в газ? На все эти вопросы можно ответить, зная строение вещества.

3. Демонстрация опытов

1. Изменение формы воздушного шарика

2. Эксперимент на интерактивной доске.

Наглядный эксперимент, показанный на экране, непременно заинтересует каждого. Если ребенку интересно, он готов полностью "погрузиться" в урок. В одной из целей урока написано "развить интерес к физике", это не просто одна из целей это одна из главных целей. Даже в 7 классе они все еще дети, и нам педагогам, следует не забывать об этом. Показать эксперимент красочно, наглядно и доступно для каждого ребенка - вот к чему стремилась я, создавая свой урок.

4. Выводы

Проведя, наглядные эксперименты, я стараюсь подтолкнуть ребят к собственным выводам. Ребята высказывают свои выводы из увиденного и услышанного на уроке, обсуждают и пытаются корректировать ошибки друг друга. На данном этапе урока учить выступает больше как слушатель и подсказчик.

Все эти опыты указывают на и о, что вещества состоят из отдельных частиц, разделенных промежутками. Изменение расстояния между частицами и приводит к изменению объема тела.

То, что тела состоят из мельчайших частиц, объясняет распространение запаха, испарение жидкости.

Молекула вещества - это мельчайшая частица данного вещества.

Можно ли вообразить себе на сколько малы эти размеры?

Молекулы в свою очередь состоя , из еще более мелких частиц - атомов.

5. Закрепление изученного

Для закрепления изученного я предлагаю ребятам ряд качественных вопросов, например:

  • Как объяснить высыхание белья после стирки?
  • В чем заключается гипотеза о строении вещества?
  • Почему не видны частицы, из которых состоят тела?

6. Домашнее задание

  • & 7,8; вопросы к параграфу;
  • № 40, 43, 44.

Экспериментальное задание: Нарисуйте свои молекулы различных веществ (используйте знания из курса химии). (Важно дать ребятам творчески подойти к выполнению домашнего задания)