Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушением речи в игре

Разделы: Логопедия


"В речи нет ничего, что не могло
быть воспринято слухом,
произношением, зрением,
что не опиралось бы на слуховые,
произносительные, зрительные ощущения".
К.Д. Ушинский

В настоящее время разработанные и утверждённые только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра - это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается, познаёт очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношение между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи. В том числе и обучение детей.

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности лексико-грамматического строя речи. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А. Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.

Анализ литературы показал, что, несмотря на многообразие различных пособий для развития лексико-грамматических средств, ни в одном из них не выделено прямых методик по формированию лексико-грамматических конструкций речи. В нескольких источниках можно отметить только направления для их формирования. Все пособия содержат разнообразный материал (игры, упражнения), который может использоваться в непосредственно образовательной деятельности для формирования лексико-грамматических конструкций и для их закрепления.

Поэтому перед нами была поставлена цель: совершенствование системы формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи в игре. Отсюда определи основные задачи работы:

1. Отобрать и проанализировать специальную и методическую литературу.

2. Изучить роль игры в формирования лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.

3. Показать необходимость формирования лексики и грамматического строя речи у дошкольников.

4. Создать систему работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей.

5. Пополнить предметно-развивающую среду необходимым материалом (пособия, игры и т.д) и литературой по лексико-грамматическому строю речи.

Свою работу разделила на несколько этапов:

I. Подготовительный этап.

Изучив литературу, составила перспективное планирование работы. Подобрала игры и упражнения по категориям, игры с мячом, подобраны игры в стихах. Создала серию "раскладушек" для родителей, а также тетрадь взаимосвязи с педагогами и родителями. Составила непосредственно образовательную деятельность по лексико-грамматике по возрастам (старший и подготовительный возраст); перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий.

При отборе лексико-грамматического материала ориентировались на тематические циклы, предложенные Т. Б.Филичевой и Г. В.Чиркиной. Опора на концентрический принцип определяли преемственность в прохождении тематического речевого материала в каждом из периодов обучения. Лексические темы непосредственно образовательной деятельности спланированы так, что на протяжении двух лет обучения они изучаются, с учётом возрастных особенностей детей.

Поэтому я считаю, что в первую очередь необходимо уделить внимание следующим направлениям: диагностической работе, работе с педагогами, с родителями и с детьми.

II. Диагностический этап.

Логопедическое обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком по 15-20 минут в течение 2-3 дней в изолированном от шума помещении два раза в год (начало и конец года). Обследование проводилось на основе традиционных методик предложенных авторами Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Косинова Е. М., Мастюкова и на их основе была создана речевая карта и карта диагностики, в которую входило обследование лексико-грамматических конструкций у детей. Результаты заносились в карту диагностики по системе:

- 3 высокий;

- 2 средний;

- 1 низкий.

В ходе обследования применяя различные методы и приемы, было проведено логопедическое обследование дошкольников, результаты которого зафиксированы в речевых картах детей и занесены в таблицы и диаграмму.

Анализ ответов позволил выделить уровни усвоения детьми лексико-грамматических конструкций:

Раздел1 Раздел 2
1.1 Состояние словар. запаса 2.1 Образ. мн.ч. сущ. Р.п.
1.2 Слова - антонимы 2.2 Образ. умен.-ласк. формы сущ.
1.3 Употребление глаголов 2.3 Образов. притяжа. и относительных
1.4 Словарь признаков 2.4 Согласов. сущ. и прилаг.
2.5 Соглас. сущ. с числит.
2.6 Предложные констр.

III. Основной этап:

а) работа с детьми.

На основе проведенного обследования в перспективном плане определила пути коррекционно-развивающего обучения, указала последовательность формирования лексико-грамматических конструкций и использование их в связной речи.

Содержание работы в данном направлении заключалось в реализации коррекционно-развевающей работы в форме специально-организованной непосредственно образовательной деятельности, а также участие учителя-логопеда в играх детей.

Формирование лексико-грамматических конструкций у детей проводила в основном на подгрупповых формах. На каждую непосредственно образовательную деятельность составлен план, в котором указывались:

- тема (в соответствии с перспективным планом);

- цель;

- оборудование (используемый на занятии демонстрационный, раздаточный материал);

- ход (организационный момент, введение в тему, физминутка, закрепление пройденного материала, подведение итога).

В соответствии с периодом обучения, планировала индивидуальную работу по развитию звукопроизношения детей. На них разучивала с ними артикуляционную гимнастику, проводила постановку звуков, автоматизацию и дифференциацию звуков.

Особое внимание уделяли формированию лексико-грамматических конструкций:

- категории единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени;

- категории притяжательных местоимений;

- беспредложных и предложно-падежных конструкций;

- существительных в разных падежах;

- согласования существительных с прилагательными и числительными;

- глаголов и существительных в роде, числе, падеже;

- простых предложений;

- сложных предложений.

В практике логопедической работе в свободное время провожу дидактические игры в соответствии с лексическими темами ("Осень Деревья", "Грибы. Ягоды", "Человек. Части тела", "Домашние животные и птицы" и т. п.

Чтение стихов, отгадывание загадок, подвижные игры (минутки отдыха), расширяют кругозор, помогают формированию у детей двигательных навыков. Точной координации, дифференциации движений различных частей тела, способствуют общему развитию детей, в том числе развитию речи, включая непосредственно образовательную деятельность в контекст их ведущей деятельности - игровой и учебной. Ребята всегда ждут этих минут, часто сами предлагают: "Давайте поиграем". Разучиваем игры. Дифференцируем такие понятия, как "овощи - фрукты", "дикие - домашние животные", различия в объяснении значения существительных, прилагательных и глаголов и т. д.

б) для достижения положительной динамики коррекционной работы по формированию лексико-грамматических конструкций была спланирована работа с педагогами по данной проблеме:

  • Подбор методической литературы по коррекционной работе;
  • Подобран наглядный материал для воспитателей при работе с детьми
  • Подобраны игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем мире и формирование словаря.
  • Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
  • Картотеки
  • Проведены семинары
  • Консультации, беседы
  • Организовала "Школу педагогического мастерства"

в) для совершенствования речи детей была спланирована работа с родителями:

  • Проведены собрания по данной проблеме.
  • Консультации ("Характеристика детей с ОНР", "Надо ли переучивать левшу?", "Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза", "Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие" и т. д.
  • Открытая коррекционная деятельность
  • Оформлен стенд и папки передвижки для родителей.

По итогам нашей коррекционной работы мы можем сделать выводы, что на конец учебного года у детей повысился уровень лексико-грамматических конструкций ребёнок овладевает всеми грамматическими формами разных частей речи, в том числе наречиями, признаки действия:

- пространственными (пошёл вперёд, назад);

- временными (пришёл поздно);

- образа действия (бежал быстро);

- правильно употребляют предлоги;

- образуют причастия первое время с дополнительной помощью взрослых;

- появляются сложные слова (самолёт, вездеход);

- используют сложноподчинённые предложения.

Поэтому наша работа по формированию лексико-грамматических конструкций построена правильно, где подчёркивается выше изложенными выводами и пояснениями.