Занятие-игра "Что? Где? Когда?". Дифференциация С-Ц

Разделы: Логопедия


"Дать детям радость труда, радость   успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания", – писал В.А.Сухомлинский.

Логопедическая работа носит коррекционную направленность: целью её является устранение различных нарушений речи и создание условий для успешной учебной деятельности. Особенность логопедической работы состоит в том, что это не столько сообщение знаний, сколько воспитание чувства языка.

Основной вид деятельности ребенка – игра. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность. Организовывается занятие, в привычной и доступной для детей форме деятельности, общаются с ними “на равных”, завоевывается их любовь и доверие, преодолевается их скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, побуждают детей к свободному речевому общению, отвлекают их внимание от речевого дефекта.

Тема: Дифференциация с–ц.

Цели:

  • закрепить правильное произношение звуков [с], [ц];
  • дифференцировать звуки [с], [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
  • совершенствовать умение звукового анализа и синтеза;
  • упражнять в составлении слов из слогов;
  • развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание;
  • расширять словарь;
  • воспитывать усидчивость, интерес к логопедическим занятиям;
  • учить взаимодействовать детей друг с другом.

Оборудование: профили звуков [с], [ц]; символы звуков [с], [ц]; буквы С – Ц; чёрный ящик; ручки цветные, карандаши; карточки с заданиями; компьютер; атрибуты для игры (волчок, музыкальный знак, цифры, буквы, призы).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Формулы правильной речи.

Мы уверены в себе!
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Плавно, чётко говорим,
Никогда мы не спешим!

2. Развитие логического мышления.

а) – Составьте слово по первым звукам: (собака, облако, волк, арбуз).

– Какой первый звук в слове сова? (звук с)

– Символ звука, артикуляция? (песенка “насоса”, язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, язык спокоен).

– Характеристика звука (согласный, глухой, твёрдый, свистящий, простой).

б) – Прослушайте и отгадайте загадку:

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

– Какой первый звук в слове цапля? (звук ц).

– Символ звука, артикуляция? (песенка “девочка просит не шуметь”, язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов).

– Характеристика звука (согласный, глухой, твёрдый, свистящий, сложный Т+ С).

3. Установления сходства и различия.

4. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

II. Основная часть

Сегодня занятие необычное. Мы будем играть в игру (читают с доски) “Что? Где? Когда?”. И проверим ваши знания в игре.

Команда знатоков: Света, Ленар, Ранис, Ильназ.

Жюри: Венера Романовна, Римма Харисовна.

Начинаем игру (крутят волчок).

1. Развитие зрительного внимания и звукового анализа.

Вставьте пропущенные буквы С и Ц. (Приложение №1).

_пи_а гу_ени_а
_ини_а _ахарни_а
ли_и_а _квор_ы
ме_я_ ле_тни_а

Жюри оценивает.

2. Развитие слогового анализа на уровне слова.

Составьте слова по геометрическим фигурам, цветам. Соедините слоги карандашом, рядом запишите получившиеся слова. (Приложение №2).

(Станция, синица, сердце, колесо).

______________________________________

(Гусеница, цыпленок, наперсток, спицы).

3. Физминутка.

А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись:
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.

4. Развитие фонематического анализа на уровне словосочетания.

Подумайте, какие буквы с – ц пропущены, как правильно расставить слова, чтобы получились словосочетания. (Приложение №3).

сахар
соль
салат
хлеб
собака
артист
суп
на с_ене
в _упни_е
в _алатни_е
на _епи
в _олонке
в _ахарнице
в хлебни_е

5. Дифференциация С – Ц на уровне предложения.

Прочитайте предложения, исправьте ошибки, укажите буквы занятия. (Приложение №4).

Эй, баран, подай овца! –
Просит белая овса.
Я не притронусь к цену.
Ему я знаю сену.
Видала я лицу,
Ей рыжий цвет к лису.
На вкуц и свет,
Товарищей нет!

6. Пальчиковая гимнастика.

“Семья”, “Белка”, “Капуста”

“Игра на внимание”

– Убежали куклы от Карабаса Барабаса в лес. Сосчитайте, сколько было беглецов?

7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Музыка.

– Отгадайте, что лежит в “чёрном ящике”?

В белое поле синие
Протянулись линии,
А по ним друзья идут,
Друг друга за руки ведут.

(Буквы)

Игра “Рассыпушки”. (Приложение №5).

Составьте слова из букв.

С Л А И
И Р К Ц
С Н С О А
А Н В С Е
Е П А Ц Л

(Лиса, цирк, сосна, весна, палец).

8. Работа по грамматическому оформлению предложений.

Закончите предложения, выбирая нужные слова по смыслу слова. (Приложение №6).

Пятно надо _________. цвести
Сирень весною будет _________. свести
Мне идёт сиреневый _________. свет
В окно льётся яркий _________. цвет
Шмель на цветочек _________. цел
Один шарик остался _________. сел

III. Итог занятия

Припомните слова со звуками [с], [ц]?

Выиграла команда знатоков со счётом 6\0.

Составьте слово по первым звукам и прочитайте радостно!

(Мяч-облако-лопата-осы-дятел-цыпленок-ы)

(МОЛОДЦЫ!)

Вручение призов.

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001.
  2. Козырева Л.М. И свистящие и шипящие и самые звонкие. Тетрадь для логопедических занятий №4. – Ярославль: Академия развития. 2001.
  3. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2006.
  4. Садовникова И.Н Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие – М. гуман. изд. ценр “ВЛАДОС”, 1997.
  5. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей / под редак. Проф. Т.Б. Филичевой. – М.: изд. “ГНОМ и Д”, 2000.